Политическая система Японии во 2 пол. ХХ – н. ХХI в.




Американская оккупация Японии и восстановление экономики (1945-1956 гг.)

После окончания военных действий на Дальнем Востоке Япония была оккупирована войсками США, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть перешла в руки оккупационной армии. В первые годы США были вынуждены придерживаться принципов Потсдамской декларации (июль 1945 г.), стремились не допустить возрождения угрозы своим интересам на Тихом океане. Смысл преобразований сводился к радикальной перестройке всей структуры Японии. Была осуществлена серия демократических реформ, включая возрождение партий, созыв парламента (апрель 1946 г.) и принятие новой конституции (май 1947 г.), оставлявшей за императором весьма ограниченные права. Статья 9 отсекала возможность возрождения японского милитаризма в будущем: Япония отказывалась от войны как средства решения международных споров. Запрещены фашистские организации, осуждены военные преступники, проведена чистка госаппарата, полиции. Пересмотрена система образования. Особые меры предусматривали ограничение возможностей крупнейших монополий (дзайбацу).В 1946 – 1949 г. была проведена радикальная аграрная реформа. В результате перераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства ускорилось развитие капитализма. Эта серия реформ вместе с реализацией «линии Доджа» (план стабилизации японской экономики) оказалась мощным импульсом для быстрого возрождения побежденной Японии.

В связи с переориентацией американского курса на Дальнем Boстоке целью политики США становится превращение Японии в основной плацдарм в регионе. После 1947 г. начался так называемый обратный курс: была развернута антикоммунистическая пропаганда, усилилось наступление на рабочее и демократическое движение, восстанавливались монокапиталистический капитал, она использовалась как база американской агрессии против Кореи.

Встал вопрос о статусе послевоенной Японии. Проект Сан-францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.) был подготовлен США и Англией без учета советских предложений и принципов Потсдамской декларации (демилитаризация и демократизация Японии). СССР, Польша и Чехословакия отказались его подписать. Договор предусматривал признание Японией независимости Кореи, отказ от прав на острова Тайвань, Пэнхуледао и Курильские, на южную часть Сахалина.

Американские военные заказы и политика займов и кредитов позволили форсировать развитие экономики. В условиях войны в Корее (1950 – 1953 г.) поступления от «спецзаказов» достигли 2,5 млрд. долларов. В 1951 г. по всем областям промышленности достигнут довоенный уровень, в 1957 г. страна вышла на первое место по судостроению, к 60-м годам ежегодный прирост промышленности составил около 20%. Сохранение сильной эксплуатации трудящихся вызвало с 1954 г. новую форму борьбы – весенние и осенние выступления рабочего класса.

В 50-е годы внешняя политика Японии была довольно ограниченной. Основной упор делался на развитие внешнеэкономических связей. Нарушены традиционные связи с СССР, КНР и КНДР, резко вырос удельный вес в торговле США. Важным фактором политической жизни стали отношения с СССР. Восстановление их в октябре 1956 г. и подписание декларации о прекращении состояния войны позволили Японии вступить в ООН и создало благоприятные условия для развития многосторонних торгово-экономических связей. Основой своей внешней политики Япония продолжала считать союз с США, это было закреплено новым«договором безопасности» 1960 г. В 1970 г. он был продлен, и сфера его действия была расширена за пределы Японии.

К началу 70-х годов Япония стала одной из первых промышленных держав мира. В 1970 г.BНП превысил уровень 1960 г. в 4,5 раза. Она вышла на первое место в мире по производству оптики, на второе – по производству электроники, синтволокна, автомашин, бытовых электроприборов, на третье – по выплавке стали. период 1957–1973 г. характеризовался значительным ростом производства.Он был следствием совокупности причин: серия послевоенных реформ: быстрое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы; сохранение низкой заработной платы; военные заказы 50–60-х годов; небольшая доля военных расходов (1% от валового национального дохода); многоотраслевая структура концернов; высокая роль государственного регулирования экономики; низкий уровень зарплаты при высокой производительности труда; трудолюбие работников всех категорий. Особую роль сыграло использование НТР. Япония не только импортировала новейшую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на технологии, экономя тем самым время и средства на научно-технических исследованиях. В итоге Япония создала второй в мире по масштабам экономический потенциал.С 1961 г. уже проявились японо-американские экономические противоречия. Началась борьба за ограничение наплыва японских товаров на американский рынок и за создание более благоприятных условий для американского экспорта в Японию.

Не будучи втянутым в экономику через госкапиталистические предприятия, оно все время держит руку на рычаге хозяйственного регулирования. Государство перестало быть традиционно-восточным и стало государством еврокапиталистического типа, как в Западной Европе или США. Но при этом Япония не потеряла своего лица, осталась страной Востока, причем в этом ее сила и даже преимущество перед Европой (дисциплина труда и отсутствие забастовок при достаточно гармоничном сотрудничестве труда и капитала).

Политическая система Японии основана на многопартийной парламентарной демократии с сохранением императора в качестве главы государства. Укрепление сплоченности левых партий, активизация рабочего движения, нарастание борьбы против атомного оружия и американских военных баз подтолкнули буржуазные партии к объединению. В 1955 г. была создана Либерально-демократическая партия (ЛДП), представлявшая интересы монополистического капитала, хотя использовала лозунги создания «государства всеобщего благосостояния». То есть японская полит модель отказалась от западной модели соперничества нескольких буржуазных партий. Тем самым произошло четкое политическое размежевание. Сложившееся соотношение сил предопределяло политическую жизнь до начала 90-х годов. Его главными особенностями были: наличие постоянного большинства в руках ЛДП и обладание оппозиционными (левее центра) партиями более чем 1/3 депутатских мест в парламенте. Это мешало ЛДП пересмотреть конституцию и изменить политический строй.

В 60-е годы усилилось влияние на рабочих мелкобуржуазных тенденций. В 1964 г. выдвинулась партия Комэйто с политикой «справедливого общества», рассчитанной на мелкобуржуазные слои города. Это завершило складывание многопартийной системы.

Итого партий:

1) ЯКП 1922

2) Я Соцалистическая П 1945 (Социал-демокр с 1996)

3) Демократическая- социалистическая 1960 - 1994)

4) Кэмэйто партия чистой политики 1964

5) Либерально-демократическая1955 (Либеральная + прогрессивная)

Политические реформы в Японии 40-50 годов

Поражение во второй мировой войне существенно подорвало внутриполитические и экономические позиции правящих кругов Японии. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.

Этап оккупации Японии не был однозначным по своему содержанию. Главная особенность периоды оккупации заключается в том, что США, преследуя свои собственные цели в отношении Японии, все же в какой-то степени считали себя связанными Потсдамской декларацией союзных держав от 26 июля 1945 г. В которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций в японском народе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать основные человеческие права.

Победа над милитаристской Японией явилась неотъемлемой частью победы союзных держав в войне против гитлеровской коалиции. Поэтому США не могли открыто сразу же после капитуляции Японии отказаться от Потсдамской декларации, являвшейся общей программой союзных держав в отношении Японии. Кроме того, они вынуждены были считаться с послевоенным подъемом японского народа за мирный и демократический путь развития страны.

Одновременно американские власти стремились воспользоваться победой для проведения линии демилитаризации Японии и ослабления ее экономической мощи.

В период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями дальневосточной комиссии, состоявшей из представителей 11 стран: США, СССР, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин.

Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и самостоятельно ему направлять, так называемые, “временные директивы”. В то же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни одного мероприятия в Японии.

Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента.

В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.

Сразу же после капитуляции Японии США предприняли ряд мер, направленных на смягчение ограничений буржуазно-демократических прав и политической деятельности. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций. 11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ – предоставлении рабочим права не организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. В ноябре последовали директивы о замораживании собственности головных держательских компаний (дзайбацу), императорского дома и роспуске “дзайбацу”. В декабре были опубликованы меморандум Макартура о проведении земельной реформы, декрет об отделении “синто” от государства. С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. Состоялось его публичное отречение от мифа о божественном происхождении правящей династии.

Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация – Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления.

В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии (СПЯ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков – от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты.

При содействии оккупационных властей стали формироваться буржуазные политические партии. 9 ноября 1945 г. Была образована Либеральная партия (Дзюито), основное ядро которой составляли члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Либеральная партия возникла как партия наиболее влиятельных групп крупной монополистической буржуазии. 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия (Симпото), в которую вошли члены других довоенных буржуазных партий Минсэйто и Сэйюкай. Прогрессивная партия представляла интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхних слоев крестьянства. 18 декабря 1945 г. была создана японская партия сотрудничества, известная также под названием Японской кооперативной партии (Нихон кёдото). В мае 1946 г. она была переименована в Кооперативно-демократическую (Кёдо минсюто). Программа партии, базируясь на принципе классового сотрудничества, основное внимание уделяла вопросам кооперирования, модернизации сельского хозяйства, рыбного промысла и т.д. Таким образом, партия явилась выразительницей интересов средней и отчасти мелкой буржуазии. В то же время под лозунгами мир, рис, землю и свободу, за создание народного правительства на политическую арену выходит Коммунистическая партия Японии (КПЯ), запрещенная на протяжении 19 лет.¹ В апреле 1946 г. состоялись первые после окончания войны выборы в парламент. Наибольшее число мест получила Либеральная партия - 140 мест, за ней следовала Прогрессивная – 94 места и Социалистическая – 92 места. Коммунисты получили 5 всего мест.¹

Лидер Либеральной партии Ёсида сформировал правительство, в котором приняла участие и Прогрессивная партия.

В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии, которая вступила в силу 3 мая 1947 г.

В преамбуле и ст. 1 конституции, народ провозглашается носителем суверенной власти, по конституции 1889 г. единственным обладателем всей полноты власти был император.¹

В конституции провозглашаются равенство всех граждан перед законом и упразднение прежнего аристократического сословия с его привилегиями, отделение церкви от государства, равенство юридических прав супругов в семье, запрещение эксплуатации детского труда, право народа на труд, на образование и на “поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни.”

Ст. 28 гарантирует “право трудящихся на создание организаций, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия”³

Конституция провозглашает всеобщее избирательное право и демократические свободы, в том числе свободу слова, печати, собраний и союзов.

Редким прецедентом в практике буржуазного государственного права является ст. 9, декларирующая безоговорочный отказ Японии от войны при разрешении международных споров и запрещается создание в стране каких-либо вооруженных сил, будь то сухопутные войска, военно-морской флот или военно-воздушные силы.

Конституция защищает и закрепляет законодательным образом – частную собственность на средства производства. В ст. 29 конституции говорится, что “право собственности не должно нарушаться”.

Император Японии не обладает суверенной властью. Согласно конституции, он является “символом государства и единства народа”.

Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в соответствии со специальным Законом об императорской фамилии, принятым парламентом”.²

В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек: два члена императорской семьи, председатели и заместители обеих палат парламента, премьер-министр, начальник управления императорского двора, верховный судья и один член Верховного суда. Совет проходит под председательством премьер-министра.

В функции императора входит назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи верховного суда по представлению кабинета министров, созыва парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается обнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров. Он подтверждает назначение и отставки государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочия в верительные грамоты послов и посланников. На него возложено также подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний, восстановление в правах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных послов и посланников и участвует в церемониалах. Все действия относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них.

На практике роль императорской власти в политической жизни Японии не ограничивается рамками определенными конституцией. Правящие круги, опираясь на пережитки прежних монархических настроений, стремятся возродить культ императора и распространяют в массах идею, что император в качестве “символа единства народа” стоит над классами и партиями.³

Изменения в конституцию могут вносится только с одобрения двух трети состава парламента с проведением затем народного референдума.

Парламент, по конституции – высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства. Он состоит из двух палат – палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются на основе закона о выборах в общественные учреждения от 15 апреля 1950 г.

Право избирать имеют все граждане, достигшие 20 лет. В палату представителей могут избираться лица, достигшие 25 лет, а в палату советников – 30 лет. Для участия в выборах кандидат или выдвигающая его партия должны внести большой денежный залог. Если кандидат не наберет установленного минимума голосов, залог переходит в собственность казны. Кроме того, кандидат и выдвигающая его партия должны внести в государственную казну значительную денежную сумму в виде компенсации государственных расходов по проведению выборов.

Палата представителей состоит из 511 депутатов.

Палата советников состоит из 252 депутатов.

Палата представителей переизбирается целиком каждые четыре года, но может быть распущены и досрочно. Срок полномочий членов палаты советников – шесть лет. Каждые три года половина членов палаты советников переизбираются. Выборы обеих палат парламента производятся за 30 дней до истечения срока полномочий парламента, а в случае досрочного роспуска нижней палаты – не позднее чем через 40 дней со дня роспуска. Порядок работы парламента определяется конституцией, а также “Правилами палаты представителей”, принятыми 28 июня 1947 г., и “Правилами палаты советников”, принятыми 28 июля 1949 г.¹

Очередные сессии парламента созываются обычно один раз в год. Чрезвычайные сессии созываются по решению кабинета министров. Продолжительность сессий определяется членами обеих палат. Заседания парламента должны быть, как правило, открытыми их протоколы должны публиковаться, хотя допускается проведение закрытых заседаний при согласии на это двух трети депутатов соответствующих палат.

Конституция дает парламенту исключительное право распоряжаться государственными финансами. Парламент ежегодно утверждает государственный бюджет Японии, проект которого вырабатывается кабинетом министров.

Законопроекты вносятся на утверждение парламента либо депутатами той или иной палаты, либо кабинетом через одну из палат. Законопроект, представленный в одну из палат, должен быть в течении пяти дней передан в другую палату для парламентского обсуждения.

По конституции для принятия парламентом закона требуется обычно согласие простого большинства обеих палат, но первенствующая роль отводится при этом палате представителей. Если принятый ею законопроект отвергается палатой советников, то палата представителей может вторично рассмотреть его, и после одобрения двух трети голосов этой палаты законопроект становится законом.

Палате представителей первой принадлежит право рассматривать бюджет и международные договоры, причем в случае задержки обсуждения этих вопросов в палате советников или принятия этой палатой иных решений закон о бюджете и международные договоры вступают тем не менее в силу через 30 дней после их утверждения палатой представителей.

У палаты советников есть, однако, также преимущества в отношении палаты представителей, дающие господствующему классу возможность использования их как тормоз, если палата представителей не оправдает их расчетов.¹

Состав палаты советников более стабилен. Кроме того, она в отличие от палаты представителей не может быть распущена кабинетом. Распустив палату представителей, кабинет в случае “чрезвычайного положения” может созвать палату советников и поручить ей решение всех “неотложных” законодательных вопросов.

Конституция ставит парламент в определенную зависимость от исполнительной и судебной властей. Первая в лице кабинета решает вопрос о созыве и роспуске нижней палаты парламента. Вторая в лице Верховного суда обладает правом судить, соответствует ли тот или иной закон конституции и признавать его недействительным в случае установления несоответствия. Деятельность парламента также стесняется и императорской властью: его созыв производится специальным императорским эдиктом, издаваемым по рекомендации кабинета.

Полномочия и порядок работы кабинета министров – высшего исполнительного органа власти – установлены конституцией и законом о кабинете от 16 января 1947 г.

Кабинет министров Японии действует в составе главы кабинета – премьер-министра и его министров. В непосредственном подчинении у главы кабинета находится канцелярия премьер-министра, а в непосредственном подчинении у министров – 12 министерств: юстиции иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения, сельского и лесного хозяйства, торговли и промышленности, транспорта, почтовой связи, труда, строительства, по делам местной администрации. При канцелярии премьер-министра имеются также 24 специальных управления, за работу которых ответственны премьер-министр и министры без портфеля.

В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были устранены как “гарантия” против полицейского произвола и милитаризма.

Функции военного министра фактически выполняет министр без портфеля, возглавляющий управление обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возлагается на министра по делам местной администрации, который одновременно возглавляет и государственный комитет по обеспечению общественной безопасности

(центральное полицейское ведомство).

Согласно конституции не менее половины министров должны быть депутатами парламента. Никто из министров не может занимать в момент своего назначения каких-либо административных государственных постов – всем им, как гасит конституция, надлежит быть “гражданскими лицами.”¹

Практика свидетельствует о том что, обычно не половина, а все министры или подавляющее их большинство – депутаты парламента. Глава кабинета – назначается императором по представлению парламента. По сложившейся в Японии практике пост главы кабинета занимается лидером партии парламентского большинства. Конституция возлагает на кабинет министров осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность Добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой.

Заключение договоров; при этом требуется предварительное или в зависимости от обстоятельств последующее одобрение парламента. Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом.

Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание, иначе как с разрешения соответствующего закона.

Принятие решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.¹

Конституция и закон о кабинете министров провозглашают принцип коллективной ответственности кабинета перед парламентом.

Однако на практике ответственность кабинета перед парламентом фактически отсутствует. Избираемый парламентом премьер-министр является обычно лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.²

Конституция уполномачивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета он руководит всеми звеньями исполнительно государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномачивает его приостанавливать на время деятельность и распоряжения всех государственных исполнительных учреждений.

Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях когда премьер-министр временно не может осуществлять своих функций или на время покидает свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, при условии, что он заранее был уполномочен на это премьер-министром. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из других министров либо поручает их другому министру, если кто-либо оставил свой пост или не может осуществлять своих функций.

Предоставленные премьер-министру права делают его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Пребывание на этом помту дает возможность политическому деятелю оказывать самое большое по сравнению с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны.¹

Высшим судебным учреждением Японии является Верховный суд, обладающий согласно конституции, “всей полнотой судебной власти”. Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по решению кабинета министров, остальные судьи – кабинетом.²

Верховный суд обладает исключительным правом толкования конституции и суждения о соответствии конституции тех или иных законов, постановлений и директив, а также правом пересмотра и отмены решений всех остальных судебных органов прокуратуры.

Согласно конституции “все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести”, будучи связаны только конституцией и законом.Конституция 1947 г. кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен “высшим органом государственной власти”.¹

Этим в частности японская конституция отличается от конституций большинства развитых капиталистических стран, в которых, как правило, отсутствует прямое признание этого представительного учреждения в качестве верховного органа государственной власти.

Конституция 1947 г. формально наделяет высший представительный орган исключительными прерогативами в сфере законодательства.Действующие в стране юридические постановления дают право как депутатам любой из палат парламента – палаты представителей и палаты советников, - так и кабинету министров выступать в роли инициатора законопроектов. Исключение составляет проект бюджета, разработка которого является исключительной прерогативой кабинета.

Послевоенная японская конституция провозгласила принцип “деполитизации” государственного чиновничества и определила его статус “как слуг всего общества, а не какой-то его части”. Были ликвидированы цитадели реакционной чиновничьей системы в довоенный период – министерство внутренних дел и военные ведомства.

Сложившаяся после окончания второй мировой войны политическая система Японии, стала представлять собой, таким образом, в значительной степени уникальное сочетание норм континентального права, воспринятых в период преобразований после “реставрации Мэйдзи”, и новейших заимствований из общего англо-американского права. В от же время в концепции административного права этой страны неустранимым элементом осталась традиционная идея о верховенствующей, самодовлеющей роли государственной власти. В отличие, например, от американской концепции администрации, формально предполагающей взаимоотношения индивидума и государства, в Японии существует в значительной степени иной взгляд на государственной управление.

Отличительной и очень важной чертой послевоенных реформ была их комплексность (также как и период Мэйдзи), поскольку они затрагивали все сферы жизни общества – экономическую, социальную, политическую, культурную.

Говоря о демократии в Японии, не следует забывать, что она никогда не была свойственна ее политической культуре, что характерно, впрочем, и для других азиатских стран, находящихся в ареале распространения конфуцианства. Несмотря на заявку на демократию “де-юре” в Конституции Мэйдзи, по настоящему она была привнесена в страну лишь после сокрушительного поражения во второй мировой войне. При этом не произошло утраты традиций и национальной идентичности, потому что, политическая элита страны проявила максимум прагматизма и реально оценила сложившуюся ситуацию. Демократизация была единственным способом сохранить власть в руках правящей элиты. Она была осуществлена прежними консервативными бюрократами и политиками, так называемого, второго эшелона, поскольку высший немногочисленный слой политической элиты подвергся чистке в годы оккупации.²

Необходимым условием для успешного осуществления реформ, ускоренной модернизации и демократизации, была политическая стабильность, которая обеспечивалась оккупационной администрацией США. Демократические принципы, гарантированные конституцией, раскрепощали человека, стимулировали инициативу, проявление способностей, предприимчивости, содействовали активизации экономической и общественной жизни. Особо важное значение для развития экономики имел отказ Японии от войны как средства разрешения международных конфликтов. Не менее важное значение для выработки адекватной экономической политики имело наличие представительных органов власти, опирающихся на широкую социальную базу.

Демократизация экономической деятельности сопровождалась усилением конкурентной борьбы, что положительно повлияло на накопление капитала и рост производительности труда. Можно сказать что усиление конкуренции на основе антимонопольного законодательства наряду с другими факторами привело к повышению темпов роста и японскому чуду и до сих пор является одним из стимулов развития предпринимательства на всех уровнях. Не менее важным для ускоренного экономического развития было сохранение в неизменном виде основы основ рыночного хозяйства – частной собственности, несмотря на все деформации времен военной экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью политического развития Японии в 40-50 годах является то, что все главные достижения демократии, в Западной Европе связанные с социал-демократической моделью развития, здесь явились результатом важнейших реформ. Для осуществления политики демократизации власти достаточно широко использовали различные социальные слои и политические силы рабочих, крестьян, пацифистов, либералов, социалистов, определенную часть консерваторов, стремившихся к радикальным переменам. Усилиями всех заинтересованных сторон в Японии была создана система представительной или парламентской демократии.

Глава II Образование ЛДП и складывание современной политической системы.

После вступления в действие 28 апреля 1952 г. Сан-Франциского мирного договора, “договора безопасности” между Японией и США и японо-американского Административного соглашения политический статус Японии изменился. Правительство Японии обрело суверенитет, ограниченный, однако положениями этих японо-американских договоров и соглашением.

Все законы оккупационного времени автоматически аннулировались. Ликвидировался контроль оккупационных властей над политической и экономической деятельностью японского правительства. Тем не менее, на базе заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США стали еще теснее.

После окончания оккупации состав кабинета и другие государственные органы власти никаким изменениям не подверглись. По-прежнему правительство возглавляла наиболее консервативная Либеральная партия, отражавшая интересы крупнейших монополий, стремившихся ко всемерному развитию связей с США.

К 1952 г. наметился раскол в самой правящей Либеральной партии, образовались две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера, и Хатояма Итиро. Основной точкой разногласий между ними стал вопрос перевооружения. Фракция Ёсида выступала за отказ от ремилитаризации и постепенное укрепления сил самообороны. В то же время группа Хатояма требовала более быстрых темпов и более широкой ремилитаризации Японии, что с их точки зрения открывало большие перспективы для преодоления экономического спада, неизбежного после окончания войны в Корее, а также скорейшего достижения относительной самостоятельности Японии.

В ноябре 1954 г. в условиях острого соперничества фракция Хатояма и Прогрессивная партия (Кайсинто) образовали новую Демократическую партию Японии (Нихон Минсюто). Председателем стал Хатояма Итиро.

В программе Демократической партии Японии, сосотоявшей из пятнадцати пунктов, подчеркивалось, что во внешней политике она станет придерживаться курса на усиление независимости и самостоятельности японской политики и экономики. Демократическая партия объявила о намерении пересмотреть японо-американский “договор безопасности”, с тем, чтобы превратить его в двустороннее соглашение, возлагающее равные обязанности на обе стороны. В области внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии, было сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к нормальной экономической деятельности и ликвидации нездоровой зависимости от США. Также высказывалось мнение о необходимости создания самостоятельных японских вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и в более широких масштабах и рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.

Сформированное в декабре 1954 г. под руководством председателя Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном продолжало политику укрепления капиталистического строя в Японии, но его внешнеполитический курс, а также некоторые аспекты внутренней политики более отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.

В октябре 1955 г. произошло слияние Левой и Правой социалистических партий Японии в единую Социалистическую партию Японии, председателем был избран Судз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: