ТЕМА № 4. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ




ТИП МОЛЛЮСКИ

Задание 1. Изучите внутреннее строение пластинчатожаберного моллюска беззубки, отметить особенности анатомии.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

1._________________________________ 11._________________________________

2._________________________________ 12._________________________________

3._________________________________ 13._________________________________

4._________________________________ 14._________________________________

5._________________________________ 15._________________________________

6._________________________________ 16._________________________________

7._________________________________ 17._________________________________

8._________________________________ 18._________________________________

9._________________________________ 19._________________________________

10.________________________________ 20._________________________________

 

Задание 2. Изучить и зарисовать раковины: беззубки, перловицы, мидии, гребешка, отметить их отличительные признаки.

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Изучить строение раковины беззубки и отметить особенности ее строения.

 

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

4. _____________________________

5. _____________________________

6. _____________________________

 

Задание 4. Изучить особенности развития беззубки, зарисовать личинку глохидий и отметить ее особенности строения.

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Брюхоногих моллюсков заполнив таблицу 18.

Таблица 18

Сравнительная морфофизиологическая характеристика Брюхоногих моллюсков

(по С.Ф. Лихачеву)

Элементы сравнения Первичноводные (нептунея) Вторичноводные (прудовик) Наземные (виноградная улитка)
Части тела          
Пищеварительная система        
Кровеносная система          
Органы дыхания          
Нервная система          
Выделительная система          
Половая система          
Жизненный цикл          
Характеристика места обитания          

 

Задание 6. Определить и подписать под соответствующими буквами видовую принадлежность изображенных внизу пресноводных моллюсков.

 

 

Раковины пресноводных моллюсков.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Изучить строение раковины виноградной улитки и отметить особенности ее строения.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

1. ________________________

2. ________________________

3. ________________________

4. ________________________

5. ________________________

6. ________________________

7. ________________________

 

Задание 8. Изучить и зарисовать внешний вид раковин моллюсков обитателей морей и океанов: конуса, ципреи, отметить их отличительные признаки.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Пластинчатожаберных моллюсков заполнив таблицу 19.

Таблица 19

Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков

(по С.Ф. Лихачеву)

Элементы сравнения Беззубка Морской гребешок Жемчужница
Симметрия тела        
Строение раковины          
Части тела        
Пищеварительная система        
Кровеносная система        
Органы дыхания        
Нервная система          
Выделительная система        
Половая система        
Жизненный цикл          
Характеристика места обитания        

 

Задание 10. Изучить и зарисовать внешнее строение головоногих моллюсков: кальмара, осьминога, каракатицы, наутилуса. Отметить морфологические особенности.

 

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Задание 11. Изучить внутреннее строение головоногих моллюсков и отметить особенности морфологии.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Внутреннее строение кальмара

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Внутреннее строение каракатицы

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

 

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Строение наутилуса

 

Задание 12. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Головоногих моллюсков заполнив таблицу 20.

 

Таблица 20

Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков

(по С.Ф. Лихачеву)

Элементы сравнения Наутилус Аргонавт Каракатица Осьминог
Части тела            
Строение раковины          
Пищеварительная система            
Кровеносная система            
Органы дыхания            
Нервная система            
Выделительная система            
Половая система            
Жизненный цикл            

 

Задание 13. Изучить особенности строения представителей разных классов типа Моллюски и заполнить таблицу 21.

Таблица 21

Черты сходства и различия представителей разных классов типа Моллюски (по В.А.Шапкину)

№ п/п Элементы сравнения Виды моллюсков
Беззубка Виноградная улитка Каракатица
1. Симметрия тела          
2. Тело состоит из…          
3. Органы дыхания. Строение и расположение        
4. Тип нервной системы. Основные нервные ганглии, их расположение        
5. Отделы пищеварительной системы. Железы, относящиеся к ней.        
6. Строение сердца и его расположение          
7. Выделительная система. Строение, расположение          
8. Половая система. Строение, расположение          
9. Название и расположение органов равновесия          
10. Развитие прямое или с метаморфозом (название личинки)        
11. Характеристика места обитания          

 

Задание 14. Рассмотреть черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей и заполнить таблицу 22.

 

Таблица 22

Черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей (по С.Ф. Лихачеву)

Кольчатые черви Моллюски
Моноплакофоры Хитоны
       
     
     
     
     

 

Задание 15. Изучить внешнее и внутреннее строение хитонов и отметить особенности морфологии.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________ Внешнее строение хитона

__________________________________

__________________________________

__________________________________

 

 

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________ Внутреннее строение хитона

Задание 16. Изучить внутреннее строение Neopilina и отметить особенности морфологии.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Neopilina с брюшной стороны

 

Задание 17. Изучить внутреннее строение лопатоногого моллюска Dentalium и отметить особенности морфологии.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Лопатоногий моллюск Dentalium

 

 


ТЕМА № 4. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ

Задание 1. Изучить и зарисовать внешнее строение жабронога, артемии, щитня, дафнии, циклопа, бокоплава, остракоды, отметить морфологические особенности.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Задания 2. Изучить особенности внешнего строения речного рака, отметить особенности морфологии.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Внешнее строение речного рака

__________________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Внешнее строение речного рака (а- самец, б – самка)

 

Задание 3. Изучить типы конечностей речного рака.

 

___________________________________________

 

___________________________________________

 

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

___________________________________________

 

 

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

Задание 4. Изучить строение примитивной конечности ракообразных, отметить особенности морфологии.

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

Схема строения примитивной конечности ракообразных (по Снодграссу)

Задание 5. Изучить внутреннее строение ракообразных, отметить особенности анатомии.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

Внутреннее строение речного рака

 

Задание 6. Изучить строение низших ракообразных (дафния, циклоп) и высших ракообразных (речной рак), отметить их сходства и различия.

Таблица 23

Сравнительная характеристика ракообразных

Элементы сравнения Низшие ракообразные (дафнии, цикло) Высшие ракообразные (речной рак)
Систематическое положение: Тип __________________ Класс ________________ Отряд ________________ Род __________________ Вид __________________    
Отделы тела      
Покровы тела      
Конечности      
Кровеносная система      
Органы дыхания      
Пищеварительная система      
Органы чувств      
Нервная система      
Размножение        
Образ жизни      

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: