ТИП МОЛЛЮСКИ
Задание 1. Изучите внутреннее строение пластинчатожаберного моллюска беззубки, отметить особенности анатомии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
1._________________________________ 11._________________________________
2._________________________________ 12._________________________________
3._________________________________ 13._________________________________
4._________________________________ 14._________________________________
5._________________________________ 15._________________________________
6._________________________________ 16._________________________________
7._________________________________ 17._________________________________
8._________________________________ 18._________________________________
9._________________________________ 19._________________________________
10.________________________________ 20._________________________________
Задание 2. Изучить и зарисовать раковины: беззубки, перловицы, мидии, гребешка, отметить их отличительные признаки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Изучить строение раковины беззубки и отметить особенности ее строения.
1. _____________________________
2. _____________________________
3. _____________________________
4. _____________________________
5. _____________________________
6. _____________________________
Задание 4. Изучить особенности развития беззубки, зарисовать личинку глохидий и отметить ее особенности строения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Брюхоногих моллюсков заполнив таблицу 18.
Таблица 18
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Брюхоногих моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
| Элементы сравнения | Первичноводные (нептунея) | Вторичноводные (прудовик) | Наземные (виноградная улитка) |
| Части тела | |||
| Пищеварительная система | |||
| Кровеносная система | |||
| Органы дыхания | |||
| Нервная система | |||
| Выделительная система | |||
| Половая система | |||
| Жизненный цикл | |||
| Характеристика места обитания |
Задание 6. Определить и подписать под соответствующими буквами видовую принадлежность изображенных внизу пресноводных моллюсков.

Раковины пресноводных моллюсков.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Изучить строение раковины виноградной улитки и отметить особенности ее строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
4. ________________________
5. ________________________
6. ________________________
7. ________________________
Задание 8. Изучить и зарисовать внешний вид раковин моллюсков обитателей морей и океанов: конуса, ципреи, отметить их отличительные признаки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Пластинчатожаберных моллюсков заполнив таблицу 19.
Таблица 19
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
| Элементы сравнения | Беззубка | Морской гребешок | Жемчужница |
| Симметрия тела | |||
| Строение раковины | |||
| Части тела | |||
| Пищеварительная система | |||
| Кровеносная система | |||
| Органы дыхания | |||
| Нервная система | |||
| Выделительная система | |||
| Половая система | |||
| Жизненный цикл | |||
| Характеристика места обитания |
Задание 10. Изучить и зарисовать внешнее строение головоногих моллюсков: кальмара, осьминога, каракатицы, наутилуса. Отметить морфологические особенности.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 11. Изучить внутреннее строение головоногих моллюсков и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внутреннее строение кальмара
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внутреннее строение каракатицы
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Строение наутилуса
Задание 12. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Головоногих моллюсков заполнив таблицу 20.
Таблица 20
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
| Элементы сравнения | Наутилус | Аргонавт | Каракатица | Осьминог |
| Части тела | ||||
| Строение раковины | ||||
| Пищеварительная система | ||||
| Кровеносная система | ||||
| Органы дыхания | ||||
| Нервная система | ||||
| Выделительная система | ||||
| Половая система | ||||
| Жизненный цикл |
Задание 13. Изучить особенности строения представителей разных классов типа Моллюски и заполнить таблицу 21.
Таблица 21
Черты сходства и различия представителей разных классов типа Моллюски (по В.А.Шапкину)
| № п/п | Элементы сравнения | Виды моллюсков | ||
| Беззубка | Виноградная улитка | Каракатица | ||
| 1. | Симметрия тела | |||
| 2. | Тело состоит из… | |||
| 3. | Органы дыхания. Строение и расположение | |||
| 4. | Тип нервной системы. Основные нервные ганглии, их расположение | |||
| 5. | Отделы пищеварительной системы. Железы, относящиеся к ней. | |||
| 6. | Строение сердца и его расположение | |||
| 7. | Выделительная система. Строение, расположение | |||
| 8. | Половая система. Строение, расположение | |||
| 9. | Название и расположение органов равновесия | |||
| 10. | Развитие прямое или с метаморфозом (название личинки) | |||
| 11. | Характеристика места обитания |
Задание 14. Рассмотреть черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей и заполнить таблицу 22.
Таблица 22
Черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей (по С.Ф. Лихачеву)
| Кольчатые черви | Моллюски | |
| Моноплакофоры | Хитоны | |
Задание 15. Изучить внешнее и внутреннее строение хитонов и отметить особенности морфологии.

Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________ Внешнее строение хитона
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________ Внутреннее строение хитона
Задание 16. Изучить внутреннее строение Neopilina и отметить особенности морфологии.

Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Neopilina с брюшной стороны
Задание 17. Изучить внутреннее строение лопатоногого моллюска Dentalium и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Лопатоногий моллюск Dentalium
ТЕМА № 4. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ
Задание 1. Изучить и зарисовать внешнее строение жабронога, артемии, щитня, дафнии, циклопа, бокоплава, остракоды, отметить морфологические особенности.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задания 2. Изучить особенности внешнего строения речного рака, отметить особенности морфологии.

Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внешнее строение речного рака
__________________________

__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение речного рака (а- самец, б – самка)
Задание 3. Изучить типы конечностей речного рака.

___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Задание 4. Изучить строение примитивной конечности ракообразных, отметить особенности морфологии.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Схема строения примитивной конечности ракообразных (по Снодграссу)
Задание 5. Изучить внутреннее строение ракообразных, отметить особенности анатомии.

__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внутреннее строение речного рака
Задание 6. Изучить строение низших ракообразных (дафния, циклоп) и высших ракообразных (речной рак), отметить их сходства и различия.
Таблица 23
Сравнительная характеристика ракообразных
| Элементы сравнения | Низшие ракообразные (дафнии, цикло) | Высшие ракообразные (речной рак) |
| Систематическое положение: Тип __________________ Класс ________________ Отряд ________________ Род __________________ Вид __________________ | ||
| Отделы тела | ||
| Покровы тела | ||
| Конечности | ||
| Кровеносная система | ||
| Органы дыхания | ||
| Пищеварительная система | ||
| Органы чувств | ||
| Нервная система | ||
| Размножение | ||
| Образ жизни |