Познавательные процессы в младшем школьном возрасте.




Точки зрения на соотношение обучения и развития.

Согласно одной из них, представленной в работах Пиаже, развитие не зависит от обучения. Обучение рассматривается как внешнее вмешательство в процесс развития, которое может оказывать влияние лишь на некоторые особенности этого процесса, несколько задерживая или ускоряя появление и время протекания отдельных закономерно сменяющихся стадий интеллектуального развития. Трудно представить себе, чтобы ребенок самостоятельно, без всякого вмешательства со стороны взрослых, прошел путь всех изобретений человечества. Нет ничего более ложного, чем понимание ребенка как маленького Робинзона, предоставленного самому себе в необитаемом мире вещей. Мораль замечательного романа о Робинзоне Крузо как раз и заключается в том, что интеллектуальную мощь человека составляют те приобретения, которые он принес с собой на необитаемый остров. Пафос романа – в демонстрации общественной сущности человека даже в обстановке почти полного одиночества.

Согласно второй из них, психическое развитие происходит внутри взаимоотношений ребенка и общества. В процессе усвоения обобщенного опыта человечества. Обучение есть специально организованный путь передачи социального опыта человечества. Признание ведущей роли обучения для психического развития не есть признание того, что всякое обучение определяет развитие. Обучение может быть разным. Какая же сторона обучения определяющая для умственного развития в младшем школьном возрасте? Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это развитие наблюдательности и восприятия, памяти, мышления и воображения. В каждом периоде ведущее значение для развития остальных имеет какой-либо один из процессов. К началу младшего школьного возраста и восприятие, и память уже прошли довольно длинный путь развития. Теперь для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы мышление поднялось на новую, более высокую ступень. Словесно-логическое рассуждающее мышление: вместо конкретных представлений, имеющих наглядную основу, должны сформироваться понятия, содержанием которых выступают уже не внешние, конкретные, наглядные признаки предметов и их отношения, а внутренние, наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Сущность вещей не лежит на поверхности, она не дается просто личным опытом, не может быть непосредственно воспринята. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень, происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие – думающим. Где лежит тот ключ, используя который можно значительно усилить развивающуюся функцию обучения, решить задачу о правильном соотношении обучения и развития в младших классах? Таким ключом становится усвоение уже в младшем школьном возрасте системы научных понятий. Важнейшая особенность усвоения понятий – то, что их нельзя заучить, нельзя просто привязать знание к предмету. Понятие надо сформировать, и сформировать его должен ученик под руководством учителя. Когда мы дали ребенку слово «треугольник» и сказали, что это фигура, состоящая из трех сторон, мы сообщили только слово и самые общие его признаки. Формирование понятия «треугольник» начинается только тогда, когда ребенок научается ставить в отношения его свойства- стороны и углы, когда устанавливает, что в треугольнике сумма двух сторон всегда больше третьей, что сумма углов в ней всегда равна двум прямым, что против большей стороны всегда лежит больший угол и т.д. понятие есть множество определений. Совокупность многих существенных отношений в предмете. Но ни одно из этих соотношений не дано в непосредственном наблюдении. Каждое из них надо открыть, а открыть его можно только путем действий с предметом. Если мы учим детей числовому ряду, то нужно добиться понимания и установления отношений между входящими в него числами, а может быть вывести и общую формулу его построения.

Восприятие.

Нужно учить рассматривать объект, например, указкой вести взор ребенка за собой – мало иметь наглядный материал, нужно научить видеть его. Но наглядные пособия могут не помогать, а препятствовать усвоению знаний. Пример: таблицы с танками.

Память.

Хорошо развита эмоциональная непроизвольная память. Но не все, что надо в первом классе запомнить, интересно. Поэтому для произвольной памяти надо опираться на мышление, на осмысленное запоминание.

Средства:

· Группировка материала

· Составление плана

· Сочинение, особенно сказок

· Осмысление связей частей материала

Внимание.

1. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний – напоминать о том, что надо делать, как это делать, задавать вопросы детям, чтобы они планировали.

2. Важна частая смена деятельности, чтобы избежать переутомления

3. Смена позиции при проверке сделанного задания – читай так, как будто это написал другой ученик, а ты учитель, его проверяющий.

4. Работа с карточкой, на которой написаны правила проверки. То есть важно дать алгоритм при проверке текста. Карточка – материальная основа. Она постепенно становится не нужна. Задачи – в тетради!!!

Мышление.

Чем активнее ребенок в умственном отношении, чем больше вопросов он задает, чем более разнообразны эти вопросы, тем лучше развивается мышление. Ребенок овладевает основными мыслительными действиями: анализ - различение главного и неглавного, разложение целого на части, сравнение - нахождение общего и отличного, синтез – сбор всей информации воедино, и др. Для того, чтобы понять связи между предметами:

· надо учить выделять свойства, сравнивать

· учить отыскивать причины тех или иных явлений

· разбирать пословицы

· отгадывать и придумывать загадки.

· выделять важное (неумение выделять существенное создает трудности, например, проблемы с пересказом, выделением корня в родственных словах, делением текста на части, подведением задачи под определенный класс).

· учить планировать действия в уме – шахматы, пятнашки.

· рефлексия развивается при выполнении действий контроля и оценки – в процессе действия надо задавать вопросы о том, что ребенок делает, почему именно так, почему его действие правильно, зачем и т.д. Ребенка нужно просить рассказать так, чтобы всем было ясно, например, чтобы понял даже первоклассник, первый раз пришедший в школу. Анализ решения задач в паре, при этом один из учеников – в роли контролера.

При этом важно помнить: невозможны упражнения в мыслительных операциях самих по себе, безотносительно к содержательному материалу!!

Речь.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни. По речи ребенка можно судить о речевой среде, в которой живет ребенок.

1. Важно развивать контекстную речь: учить точно и полно описывать то, о чем говорится, пересказывать, рассказывать о своей жизни.

2. Формировать эмоциональность речи. (Интонации, паузы, ударения).

3. Чтобы речь не была быстрой или замедленной, тихой, вялой.

4. Обращать внимание на дикцию.

5. Избегание слов-паразитов.

6. Творческое изложение с отношением к изложению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: