РАЗДЕЛ 6. ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО




Тема 6.1. Правосознание и правовая культура

Задание 1.

Укажите, в чем на Ваш взгляд, проявляется взаимосвязь между общественным и индивидуальным правосознанием.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Используя справочный и учебный материал, дайте определения следующих дефектов правового сознания:

 

1. Правовой идеализм

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Правовой нигилизм

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Правовой релятивизм

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Правовой субъективизм

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Правовой инфантилизм

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

В государстве N существует отрицательное отношение граждан к праву, законы нарушаются не только рядовыми гражданами, но и органами государственной власти. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции государства и федеральным законам.

Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства N. Поясните, почему могло возникнуть такое отношение к праву?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

К оперуполномоченному уголовного розыска УВД города К. Титову обратился один из членов организованной преступной группы и предложил ему сотрудничать за определённую сумму денег. Титов согласился и обещал по первому требованию предоставлять преступникам информацию, интересующую их. Но часть денег потребовал сразу. Определите тип деформации правосознания. Выскажите свою позицию по проблеме. Каким образом возможно предотвратить такие проступки?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5.

Одной из газет был проведен социологический опрос читателей. На вопрос «верите ли вы в торжество закона» читатели ответили так: да – 16% опрошенных; только в определенных ситуациях – 23%; нет – 61%. При этом из 16% ответивших удовлетворительно 6% безоговорочно верили в торжество законов, 10% – верили в торжество законов в том случае, если предпринимать необходимые меры. Те, кто отрицательно ответил на заданный вопрос, разделились следующим образом: 29% не верят, в силу слабого знания права и негативного жизненного опыта, 32% категорически отрицали торжество закона.

Определите, можно ли по результатам данного опроса определить дефекты правосознания. Если да, то, какие именно. Ответ аргументируйте (см. зад. 2 этой же темы).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Ответьте на вопрос: «Можно ли всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, считать правокультурным человеком?». Ответ аргументируйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

В 1993 г. было проведено совместное русско-французское исследование правосознания школьников в возрасте от 11 до 18 лет. На один из тестовых вопросов «Что такое закон?» французские школьники ответили, что это «правило, которому нужно следовать», а русские – что это «правило, которое не нужно нарушать».

Какие выводы о правосознания двух народов можно сделать на этом основании?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Выберите правильный ответ.

1. Структурными элементами правосознания является (не менее двух):

а) расовая идеология;

б) правовое образование;

в) правовая психология;

г) правовое регулирование.

2. Определение: «Эмоциональный, эмпирический уровень правосознания. Он охватывает психологические составляющие: правовые чувства, настроения, желания, переживания. Основные компоненты направлены на освоение правовых требований и возможностей лишь постольку, поскольку они необходимы для практического использования в конкретных жизненных ситуациях. Ориентирует личность в правовой действительности, но не дает глубокого понимания правовых явлений» относится к понятию:

а) правовая идеология;

б) правовая психология.

3. Определение: «Система правовых взглядов и идей, выражающих интересы и потребности социальных общностей, групп, общества и государства, на основе которой формируется и действует право как регулятор общественных отношений» относится к понятию:

а) правовая идеология;

б) правовая психология.

4. Укажите структурный компонент, который не имеет отношения к структуре правовой культуры:

а) состояние законности (характеризуется степенью осуществления ее требований);

б) правовые идеи;

в) состояние правосознания в обществе;

г) состояние законодательства;

д) состояние практической работы правоохранительных органов.

е) общественный порядок.

5. Укажите формы правосознания (не менее трех):

а) правовой нигилизм;

б) правовой идеализм;

в) правовой релятивизм;

г) правовая идеология;

д) активное;

е) пассивное.

6. Негативной формой правосознания является:

а) правовой субъективизм;

б) правовой инфантилизм;

в) правовой нигилизм.

Тема 6.2. Правомерное поведение, правонарушение
и юридическая ответственность

Задание 1.

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

Проанализируйте все

1. элементы состава преступления,

2. квалифицирующие признаки,

3. дайте квалификацию содеянного.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Двое подростков (12 и 13 лет) были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны внести родители подростков.

Определите форму вины в противоправном поведении подростков. Разъясните, почему мерам воздействия подверглись не сами подростки, а их родители.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.

Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого рода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Поссорились двое друзей. В процессе ссоры в порыве гнева один из них схватил лопату и отбросил в сторону. По стечению обстоятельств в этот момент мимо проходила соседка. Удар лопаты пришелся по ее руке. Были нанесены телесные повреждения в виде перелома руки.

Будет ли нести юридическую ответственность тот, кто бросил лопату и нанес телесные повреждения? Аргументируйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Во время разгрузки в складское помещение товара грузчик Петров случайно уронил ящик с бьющимися предметами. За причиненный имущественный ущерб Петров возместил определенную сумму денег. Определите форму вины, вид ответственности, понесенной грузчиком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Известная пословица гласит: «Нет вины на том, кто вынужден подчиняться». Изучите ст.42 УК РФ и решите, верно ли это утверждение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7.

Изучите ст. ст. 1079, 1081 ГК РФ. Как Вы считаете, почему законодатель для некоторых гражданско-правовых отношений установил ответственность за невиновное поведение?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8.

Заполните таблицу «Виды юридической ответственности»:

Критерии для сравнения Гражданско-правовая Администра-тивная Дисципли-нарная Уголовная
Основание привлечения        
Акт, предусматривающий ответственность        
Акт, предусматривающий порядок привлечения к ответствен-ности        
Органы и лица, уполномоченные привлекать к ответствен-ности        
Субъекты привлечения к ответствен-ности        
Форма решения (наименование правопримени-тельного акта)        
Форма выражения ответствен-ности        


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: