Тема 6.1. Правосознание и правовая культура
Задание 1.
Укажите, в чем на Ваш взгляд, проявляется взаимосвязь между общественным и индивидуальным правосознанием.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Используя справочный и учебный материал, дайте определения следующих дефектов правового сознания:
1. Правовой идеализм –
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Правовой нигилизм –
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Правовой релятивизм –
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Правовой субъективизм –
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Правовой инфантилизм –
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
В государстве N существует отрицательное отношение граждан к праву, законы нарушаются не только рядовыми гражданами, но и органами государственной власти. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции государства и федеральным законам.
Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства N. Поясните, почему могло возникнуть такое отношение к праву?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
К оперуполномоченному уголовного розыска УВД города К. Титову обратился один из членов организованной преступной группы и предложил ему сотрудничать за определённую сумму денег. Титов согласился и обещал по первому требованию предоставлять преступникам информацию, интересующую их. Но часть денег потребовал сразу. Определите тип деформации правосознания. Выскажите свою позицию по проблеме. Каким образом возможно предотвратить такие проступки?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Одной из газет был проведен социологический опрос читателей. На вопрос «верите ли вы в торжество закона» читатели ответили так: да – 16% опрошенных; только в определенных ситуациях – 23%; нет – 61%. При этом из 16% ответивших удовлетворительно 6% безоговорочно верили в торжество законов, 10% – верили в торжество законов в том случае, если предпринимать необходимые меры. Те, кто отрицательно ответил на заданный вопрос, разделились следующим образом: 29% не верят, в силу слабого знания права и негативного жизненного опыта, 32% категорически отрицали торжество закона.
Определите, можно ли по результатам данного опроса определить дефекты правосознания. Если да, то, какие именно. Ответ аргументируйте (см. зад. 2 этой же темы).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Ответьте на вопрос: «Можно ли всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, считать правокультурным человеком?». Ответ аргументируйте.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
В 1993 г. было проведено совместное русско-французское исследование правосознания школьников в возрасте от 11 до 18 лет. На один из тестовых вопросов «Что такое закон?» французские школьники ответили, что это «правило, которому нужно следовать», а русские – что это «правило, которое не нужно нарушать».
Какие выводы о правосознания двух народов можно сделать на этом основании?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Выберите правильный ответ.
1. Структурными элементами правосознания является (не менее двух):
а) расовая идеология;
б) правовое образование;
в) правовая психология;
г) правовое регулирование.
2. Определение: «Эмоциональный, эмпирический уровень правосознания. Он охватывает психологические составляющие: правовые чувства, настроения, желания, переживания. Основные компоненты направлены на освоение правовых требований и возможностей лишь постольку, поскольку они необходимы для практического использования в конкретных жизненных ситуациях. Ориентирует личность в правовой действительности, но не дает глубокого понимания правовых явлений» относится к понятию:
а) правовая идеология;
б) правовая психология.
3. Определение: «Система правовых взглядов и идей, выражающих интересы и потребности социальных общностей, групп, общества и государства, на основе которой формируется и действует право как регулятор общественных отношений» относится к понятию:
а) правовая идеология;
б) правовая психология.
4. Укажите структурный компонент, который не имеет отношения к структуре правовой культуры:
а) состояние законности (характеризуется степенью осуществления ее требований);
б) правовые идеи;
в) состояние правосознания в обществе;
г) состояние законодательства;
д) состояние практической работы правоохранительных органов.
е) общественный порядок.
5. Укажите формы правосознания (не менее трех):
а) правовой нигилизм;
б) правовой идеализм;
в) правовой релятивизм;
г) правовая идеология;
д) активное;
е) пассивное.
6. Негативной формой правосознания является:
а) правовой субъективизм;
б) правовой инфантилизм;
в) правовой нигилизм.
Тема 6.2. Правомерное поведение, правонарушение
и юридическая ответственность
Задание 1.
Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.
Проанализируйте все
1. элементы состава преступления,
2. квалифицирующие признаки,
3. дайте квалификацию содеянного.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Двое подростков (12 и 13 лет) были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны внести родители подростков.
Определите форму вины в противоправном поведении подростков. Разъясните, почему мерам воздействия подверглись не сами подростки, а их родители.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.
Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого рода.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Поссорились двое друзей. В процессе ссоры в порыве гнева один из них схватил лопату и отбросил в сторону. По стечению обстоятельств в этот момент мимо проходила соседка. Удар лопаты пришелся по ее руке. Были нанесены телесные повреждения в виде перелома руки.
Будет ли нести юридическую ответственность тот, кто бросил лопату и нанес телесные повреждения? Аргументируйте ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Во время разгрузки в складское помещение товара грузчик Петров случайно уронил ящик с бьющимися предметами. За причиненный имущественный ущерб Петров возместил определенную сумму денег. Определите форму вины, вид ответственности, понесенной грузчиком.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Известная пословица гласит: «Нет вины на том, кто вынужден подчиняться». Изучите ст.42 УК РФ и решите, верно ли это утверждение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Изучите ст. ст. 1079, 1081 ГК РФ. Как Вы считаете, почему законодатель для некоторых гражданско-правовых отношений установил ответственность за невиновное поведение?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Заполните таблицу «Виды юридической ответственности»:
Критерии для сравнения | Гражданско-правовая | Администра-тивная | Дисципли-нарная | Уголовная |
Основание привлечения | ||||
Акт, предусматривающий ответственность | ||||
Акт, предусматривающий порядок привлечения к ответствен-ности | ||||
Органы и лица, уполномоченные привлекать к ответствен-ности | ||||
Субъекты привлечения к ответствен-ности | ||||
Форма решения (наименование правопримени-тельного акта) | ||||
Форма выражения ответствен-ности |