Лекция 1. – Качество как экономическая категория и объект управления
Вопросы:
1. Понятие качества
2. Система показателей качества продукции
3. Механизм управления качеством продукции
Понятие качества
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. Качество выпускаемой продукции по праву относиться к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет:
- степень выживаемости фирмы в условиях рынка;
- темпы научно-технического прогресса;
- рост эффективности производства;
- экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества.
Фундаментальное определение качества, данное Гегелем в Энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность...» «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть …» Иначе говоря, качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет изделие как таковое и отличает его от другого.
Немецкое Общество Качества дает следующее определение:
качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.
Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество – это пригодность к использованию. Данное понятие включает четыре элемента:
- восприятие потребителями дизайна товара;
|
- степень соответствия товара спецификациям;
- доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность;
- доступный сервис.
Международная организация по стандартизации (англ. International Standard Organization) определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. (стандарт ISO–8402)
С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества.
Технический уровень продукции может быть определен как относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответствующих базовых показателей. Технический уровень продукции отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых материалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.
Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствует требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Система показателей качества продукции
Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.
|
Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:
1) количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
2) отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
3) стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
4) методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
5) характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
6) способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами, и размерные).
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-86 выделены
10 групп показателей качества:
1) показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации (использования) продукции и обуславливающие область ее применения. Например, грузоподъемность автомобиля; максимальный формат бумаги – для полиграфического оборудования;
2) показатели надежности, характеризующие свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации включает безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность объекта в целом и его составных частей;
3) показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
|
4) показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;
5) патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
6) эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;
7) эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, рациональность формы, целостность композиции, соответствие стилю. Эстетические показатели, как правило, оцениваются в баллах, их контроль осуществляется специальными экспертными комиссиями;
8) показатели транспортабельности, характеризующие приспособленность продукции к перемещению в пространстве с помощью различных видов транспорта. Для некоторых видов продукции эти показатели являются достаточно важными и занимают одно из главных мест в системе показателей качества;
9) показатели безопасности, характеризующие безопасность обслуживающего персонала и сопрягаемых объектов при эксплуатации или потреблении продукции;
10) экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на природу при эксплуатации или потреблении продукции. Эти воздействия проявляются в виде вредных выбросов в атмосферу, загрязнения воды и земли. Пример такого показателя -–содержание углекислого газа в выхлопных газах автомобиля.