Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни и предания. Немало отражений в русском фольклоре нашло и крестьянское восстание под предводительством Е.Пугачева.
Портрет литературного героя строится на художественных приемах создания образа (поступки, портрет, сопоставление эпизодов, речь, фольклорные средства: пословицы, песни, сказка).
А.С. Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор. Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанскую дочку», посвященную событиям конца 18 века. Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.
«Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою». Отношение Пушкина к самозванцу и бунтовщикам в «Истории Пугачёва» однозначно-негативное. Но, самое главное, в Берде Александр Сергеевич находит старую казачку, которая знала, видела и помнила Пугачёва. Ирина Афанасьевна Бунтова, которой в 1833 году было семьдесят три года. Её отец служил в пугачёвском отряде. Он и рассказывал ей о событиях в Бердской слободе. Многое поведала поэту старая казачка. "Пушкин, - свидетельствовал Даль, - разговаривал с нею целое утро. Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец". События и люди, как живые, вставали из этих рассказов. На её рассказ опирается сцена принятия Пугачёвым присяги в "Капитанской дочке":
"Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.
В тетрадь с "Оренбургскими записями" Пушкин заносит: "В Берде Пугачёв был любим; его казаки никого не обижали". Как известно, в народе верили, что Пугачёв - царь Пётр III. "Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства". Такой вывод был сформулирован Пушкиным в "Замечаниях о бунте". Самозванец в «Истории Пугачёва» - это бродяга, волею случая, волею яицких казаков ставший во главе бунта. Он - заложник и выразитель их воли. Его достоинствами называются «некоторые военные познания и дерзость необыкновенная». Как исключение из правила, из общего кроваво-звериного поведения Пушкин в поступках некоторых бунтовщиков отмечает проблески человечности, милосердия. В произведении «Капитанская дочка» устами главного героя П.Гринева Пушкин сокрушается о позорном конце лже-императора: «Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу». «Емеля! Емеля! думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать». Знаменательно прощание самозванца перед казнью: «Пугачёв сделал с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чём я согрешил пред тобою; прости, народ православный!».
|
|
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» - пишет в заключении произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкин.
В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию "Пугачёв", в которой обращается к событиям народного восстания 1773-1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Доподленно известно высказывание поэта: «Я несколько лет изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был неправ. Я не говорю уже о том, что у него была своя дворянская точка зрения. И в повести и в истории. Например, у него найдём очень мало имён бунтовщиков, но очень много имён усмирителей или тех, кто погиб от рук пугачёвцев. Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало». Есенинский Пугачёв, как и реальный Пугачёв, - это неоднозначная личность, в которой «дикарь и оборванец», перекати-поле значительно доминирует над крестьянином. То, что крестьянское начало окончательно не утрачено героем, свидетельствует его монолог:
|
Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живёт здесь мудрый наш мужик
Так же ль он в полях своих прилежно
Цедит молоко соломенное ржи?
Так же ль здесь, сломав зари застенок,
Гонится овёс на водопой рысцой,
И на грядках, от капусты пенных,
Челноки ныряют огурцов?
Так же ль мирен труд домохозяек,
Слышен прялки ровный разговор?
Военный писатель В.Б. Броневский: «Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают»
С.М. Петров, литературовед:
«Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва».
Л.В. Исаков «Пугачевщина»:
«Народный палач…, виновник подлой измены, имя позором навек заклеймено»
С. Есенин:
«Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало».
Секретарь самозванца Почиталин:
на допросе Пугачев плакал, разглядывая привезенный ему портрет Павла (сына Петра 3): «Вот-де оставил ево малинько-ва, а ныне-де вырос какой большой, уж без двух лет двадцати; авось либо господь, царь небесной, свет, велит мне и видиться с ним».
Первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну и детей Трофима, Аграфену и Христину, а также вторую жену - Устинью Петровну (Кузнецову) приговорили к содержанию в на 30 лет.
Царский манифест от 1774 года «О преступлениях казака Пугачева»:
«опустошение многих жилищ каждое благое сердце приводит в содрогание, и кровь, багрившая землю и пролитая его мучительною рукою, дымится и вопиет на небеса об отмщении». Пугачевцы «целый год производили лютейшие варварства в губерниях Оренбургской, Казанской, Нижегородской и Астраханской, истребляя огнем церкви Божии, грады и селения, грабя святых мест и всякого рода имущества, и поражая мечем и разными ими вымышленными мучениями и убивством священнослужителей и состояния вышнего и нижнего обоего пола людей, даже и до невинных младенцев».
Л.В. Исаков «Пугачевщина»:
«…мужик крепостной на тягло посаженный, к тычках и плеухам давно уж привык. Не мыт и не чесан, в рубахе посконной, на вид был невзрачен наш русский мужик. Согнут в три погибели был господами, и тяжко, бесправный, под игом страдал. Оброком, кнутом, крепостными правами закон мужика уничтожил, связал…»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу». «Емеля! Емеля! думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Пугачёв сделал с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чём я согрешил пред тобою; прости, народ православный!».
Отражение темы крестьянского восстания Е.Пугачева в художественных фильмах и театральных постановках:
Тема крестьянского бунта не раз волновала души великих режиссеров и театральных постановщиков. Фильмы «Емельян Пугачев», «Воля, омытая кровью», «Капитанская дочка» выходили на экраны страны в разные исторические вехи.
В 2000 году, 13 лет назад, в Оренбургской области, недалеко от районного центра Саракташ расположено место под названием Красная горка. Именно там были построены декорации и снят художественный фильм «Русский бунт» по мотивам произведения Александра Пушкина «Капитанская дочь». В главной роли снялся знаменитый актер - Владимир Машков. Местные жители рассказывали, что в массовых сценах снялось много жителей окрестных деревень. Особое предпочтение отдавалось представителям мужского пола с настоящей бородой, имеющих собственную лошадь с телегой. Данные декорации существуют в селе по сей день и используются в качестве местных достопримечательностей.
Неоднозначное мнение Россиян по теме крестьянского восстания Е.Пугачева вызывает споры по сей день. В честь него назван город в Саратовской области. В в честь Е. Пугaчёва установлен памятник. Так, Салават Юлаев, ближайший соратник Е.Пугачева, является и по сей день национальным героем соседней республики Башкортостан. Улицы, названные именем Е.Пугачева, предводителя крестьянского восстания, существуют в 12 российских городах, в том числе Пензе, Уфе, там, где непосредственно проходили исторические события.