JavaScript - Урок 4. Создание JavaScript-функций




Функция - это именованная последовательность операторов (инструкций). Любая функция имеет следующий синтаксис:

function имя (){
оператор;
.......
оператор;
}

Сначала идет ключевое слово function, затем имя функции, затем в круглых скобках перечисляются параметры (если они есть), затем в фигурных скобках перечисляются операторы, т.е. последовательность выполняемых действий. Каждый оператор заканчивается точкой с запятой.

Рассмотрим на примере. Во втором уроке мы создали html-страницу, страницу script.js для функций и подключили одну к другой. Эти страницы мы и будем использовать. Поместим в html-страницу следующий код:

 

<html>

<head>

<title>Заголовок документа</title>

<link rel="stylesheet" type="text/css" href="style.css">

<script type="text/javascript" src="script.js"></script>

</head>

<body>

<div onClick="showMessage();">Щелкни меня</div>

</body>

</html>

 

Мы указали, что при щелчке пользователя по div-у (т.е. по словам "Щелкни меня") должна быть вызвана функция с именем "showMessage". Теперь на странице script.js надо написать саму функцию "showMessage". Открываем страницу script.js и пишем:

 

function showMessage(){

alert ("Вы щелкнули по div-у");

}

 

Наша функция "showMessage" будет выполнять одно действие - отображать окно предупреждений с текстом "Вы щелкнули по div-у". alert - это стандартная функция javascript, которая и выводит окно предупреждений, мы лишь задаем текст для этого окна.

В javascript есть стандартный набор функций, который можно использовать (например, alert) и так называемые пользовательские функции, т.е. те, которые мы создаем сами. Некоторые функции javascript мы будем изучать по мере необходимости, некоторым же будут посвящены отдельные уроки.

Вернемся к нашему примеру. Откройте вашу html-страницу с помощью браузера и щелкните по div-у. Можете щелкнуть и в примере ниже.

Щелкни меня

 

Таким образом, мы рассмотрели механизм работы обработки событий:

  1. В html-странице мы привязываем к нужному элементу обработчик события (onClick, onMouseUp и т.д.), в качестве значения которого указываем имя функции, которая и должна сработать, когда настанет событие.
  2. На странице с расширение.js мы пишем код этой функции, т.е. инструкции, которые должны быть выполнены, если функция инициализирована (к ней обратились).

Давайте усложним задачу и напишем сценарий, который будет рассчитывать площадь прямоугольника по введенным пользователем длине и ширине. Для этого сначала разместим на html-странице нужные элементы формы:

 

<html>

<head>

<title>Расчет площади прямоугольника</title>

<link rel="stylesheet" type="text/css" href="style.css">

<script type="text/javascript" src="script.js"></script>

</head>

<body>

 

<form name="forma1">

 

Введите длину прямоугольника <input type="text" name="t1" size="10"><br><br>

 

Введите ширину прямоугольника <input type="text" name="t2" size="10"><br><br>

 

<input type="button" name="button" value="Вычислить"><br><br>

 

Площадь прямоугольника равна <input type="text" name="res" size="10">

 

</form>

 

</body>

</html>

 

В браузере наша страница будет выглядеть так:

Начало формы

Конец формы

 

Если вы забыли, как задаются элементы форм, то обратитесь к уроку HTML - работа с формами.

Итак, пользователь вводит значения ширины и длины и нажимает на кнопку "Вычислить". После чего, в поле площадь должен появиться результат. Таким образом, событие наступает при нажатии на кнопку "Вычислить", значит именно к ней мы и привяжем обработчик события. Функцию вычисления площади назовем "areaRectangle":

 

.......

<input type="button" name="button" value="Вычислить"

onClick="areaRectangle();"><br><br>

.......

 

 

Теперь пришло время написать саму функцию "areaRectangle". Для этого откроем страницу script.js и напишем заготовку для функции:

 

function areaRectangle(){

}

 

 

Теперь надо написать тело функции. Для начала объявим три переменные: a - значение длины прямоугольника, b - значение ширины прямоугольника, s - площадь прямоугольника:

 

function areaRectangle(){

var a;

var b;

var s;

}

 

Значение (value) a должно браться из текущей страницы (document), из формы с именем "forma1", из текстового поля с именем "t1". Так это и записывается document.forma1.t1.value, т.е. перечисляются через точку имена объектов от родительского до нужного (иерархическую структуру объектов мы обсуждали в предыдущем уроке). Последним указывается необходимое свойство объекта (value).

Аналогично и для значения b - document.forma1.t2.value.

А наша переменная s - есть произведение a на b. Запишем это в тело функции:

 

function areaRectangle(){

var a=document.forma1.t1.value;

var b=document.forma1.t2.value;

var s=a*b;

}

 

Осталось только написать инструкцию записи вычисленной площади в текстовое поле с именем "res" нашей формы. Т.е нам надо, чтобы в текщую страницу, в форму с именем "forma1", в текстовое поле с именем "res", в качестве значения (value) было присвоено значение s. Так и запишем:

 

function areaRectangle(){

var a=document.forma1.t1.value;

var b=document.forma1.t2.value;

var s=a*b;

document.forma1.res.value=s;

}

 

Иными словами, мы сначала присвоили нашим переменным a и b значения из формы, затем произвели необходимые расчеты, а после этого присвоили некоторому элементу формы полученное значение s.

Проверьте работу нашей html-страницы у себя в браузере. Если вы все сделали правильно, то должно работать также, как в примере ниже:

Начало формы


Вот мы и написали наш первый сценарий. Возможно, вам сейчас кажется, что все слишком запутано. Но это только на первый взгляд, просто много новых терминов и понятий сразу. Уже через несколько уроков вы привыкнете мыслить в категориях объектов и функций.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: