Встречная торговля, товарообменные сделки приобретают всевозрастающее значение в международной торговле, на их долю по некоторым подсчетам приходится около 40 % сделок. Они основываются на заинтересованности продавца – расширить объем торговли своими товарами – и покупателя – в выходе на новый рынок, продаже в первую очередь трудно реализуемых товаров, исключении или ограничении денежных (валютных) расчетов.
Встречные торговые сделки – сделки, в которых одна сторона поставляет товары, услуги, технологии второй стороне, а в ответ на это первая сторона закупает у второй стороны согласованный объем товаров, услуг, технологий. Отличительной чертой таких сделок является взаимная увязка между поставками в двух направлениях: заключение контракта или контрактов в одном направлении обусловлено заключением контракта или контрактов на поставку в обратном направлении.
Проблемы, связанные с обеспечением страхования и финансирования контрактов, заключаемых в рамках встречной торговли, имеют ряд особенностей. Так, в число страхуемых коммерческих рисков включаются, в частности, неплатежеспособность импортера, расторжение импортером контракта до отгрузки товара, отказ импортера принять поставку товара.
Объем обязательств по встречной торговле часто определяется в денежном выражении как процент от цены товаров, которые должны быть поставлены во встречном направлении.
Бартерные сделки являются одним из видов встречных сделок. Следует отметить, что из всего объема международных коммерческих операций, осуществляемых на принципах встречной торговли, на бартерные сделки приходится 4 %, на встречные закупки – 55 %, на компенсационные соглашения – 9 %.
|
Наиболее сложным видом встречной торговли являются сделки, именуемые компенсационными. Они, как правило, связаны с поставками дорогостоящих или технически сложных товаров. Обе стороны берут на себя обязательство осуществлять в течение определенного, часто продолжительного, периода времени закупки товаров друг у друга. Часто в такой торговле продается производственное (может быть комплектное) оборудование и закупается продукция, произведенная с помощью этого оборудования.
Торги международные – конкурсная форма организации заключения договоров купли-продажи или подряда с иностранными партнерами. Заказчик или покупатель объявляют конкурс для подрядчиков, продавцов, поставщиков, сравнивает полученные предложения и подписывает договор с тем, кто предоставил наиболее выгодные условия. В соответствии с законодательствами большинства стран и правилами ГАТТ торги являются единственно допустимым методом заключения договоров для предприятий с участием государственного капитала, желающих сделать заказ иностранному партнеру. Покупатели, решившие провести торги, создают тендерные комитеты, которые рассылают или публикуют объявления о торгах, устанавливают правила представления предложений, называемых также тендерами, распространяют их условия между участниками, проводят техническую и коммерческую экспертизу предложений и принимают решение о передаче заказа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОГО КОНТРАКТА
Договор купли-продажи товара в международной практике называется контрактом. Требования в форме внешнеторгового договора установлены в частях 1 и 4-й Венской конвенции и обязательны для всех участников независимо от того, приняли они ее или нет. Венская конвенция регулирует отношения по вопросам, связанным с заключением договоров и с их исполнением, ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. Венская конвенция вступила в силу с 1988 г. Она состоит из четырех частей и 101 статьи. В контракте купли-продажи обязательным условием является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. До заключения контракта необходимо выяснить следующее:
|
1) разрешены ли ввоз, вывоз товара на территорию страны;
2) облагается ли товар экспортной, импортной пошлиной, и каков ее размер;
3) попадает ли товар под режим лицензирования или квотирования;
4) требуется ли получение санитарных, ветеринарных и экологических сертификатов;
5) какие документы необходимы для обеспечения пропуска товара за границу.
Все условия контракта можно рассматривать с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя и с точки зрения их универсальности. Структура контракта:
1) преамбула;
2) содержание операции;
3) количествотовара;
4) качество товара;
5) базовые условия поставки;
6) цена;
7) платежи;
8) документы для оплаты; 9)срок и дата поставки;
10) упаковка;
11) маркировка;
12) порядок отгрузки;
13) транспортные условия;
14) приемка (сдача) товара;
15) реклама;
16) форс-мажор (непредвиденные обстоятельства);
17) страхование;
18) арбитраж;
19) санкции;
20) лицензии;
21) прочие условия;
|
22) юридические адреса;
23) подписи сторон.
При купле-продаже машин и оборудования в контракт добавляются такие пункты, как технические условия, техническая документация, техническое обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание. В контракте устанавливаются единица измерения количества товара, порядок его определения, система мер и весов. Выделяют вес – брутто, нетто и брутто за нетто. Так как некоторые массовые товары подвержены в период транспортировки естественной убыли (усушка, утруска, утечка), стороны в контракте делают оговорку «франшиза» и определяют, кто принимает на себя естественную убыль. Качество товара – совокупность свойств, пригодность товара для использования по его назначению в соответствии с потребностями покупателей. Качество определяют по стандарту, по техническим причинам, по спецификации, по образцу, по предварительному осмотру, по описанию, по выходу готового продукта. Базовые условия поставки (БУП) определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара, т. е. расходы, которые несет экспортер, включают в цену товара. Базисными они называются потому, что устанавливают базис поставки товара и оказывают влияние на уровень цены товара. Они могут составлять до 40–50 % цены товара. Цены устанавливаются за количественную единицу товара, единицу массы, площади, объема, единицу комплекта, за десяток, сотню, за весовую единицу.