Потребности и её виды. Пирамида Маслоу.
Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.
Процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Тема потребностей актуальна в настоящее время, так как потребности являются движущей силой экономики, в виду их неограниченности, а значительной ограниченности ресурсов.
Особенности потребностей человека
Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Виды потребностей
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают:
— естественные;
— культурные.
|
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры. По предмету потребности подразделяются:
— на материальные;
— духовные;
— социальные.
К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде, жилье). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. (удовлетворение в занятиях наукой, искусством, в получении образования. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.)
Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
Пирамида Маслоу
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
· Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
|
· Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
· Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
· Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
· Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
Источником удовлетворения потребностей является БЛАГО.
Блага и их классификация
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Английский экономист А.Маршалл определял благо как желаемую вещь, которая удовлетворяет человеческие потребности.
Различают неэкономические и экономические блага. В основе такого деления лежит принцип редкости.
Неэкономические блага – это блага, имеющиеся в неограниченном количестве и всем доступные. Однако они не могут быть объектами купли-продажи (воздух, вода и т.д.).
Экономические блага – редкие блага, и доступ к ним ограничен. Они обладают признаками ценности и распределяются путем рыночного механизма, принимая форму товара или услуги.
|
Экономические блага делятся:
® на долговременные – используемые несколько раз (автомобиль, книги, электроприборы, видеофильмы и т.д.),
® недолговременные – используемые в течение короткого времени (хлеб, мясо, спички и т.д.).Среди них выделяют взаимозаменяемые (товары-субституты): поезд – самолет – автомобиль, кино – театр – цирк и т.д.; взаимодополняемые (комплиментарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.
Экономические блага могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские: пища, одежда, обувь) и косвенные (производственные: станки, оборудование, машины).
По характеру потребления блага бывают частные, коллективные и общественные.
Частное благо – благо, потребляемое каждым потребителем индивидуально (стакан воды, порция мороженого и т.д.).
Коллективное благо – благо, которое может потребляться совместно (посещение театра, поездки в автобусе и т.д.).
В свою очередь, коллективные блага делятся на клубные и общественные.
Количество каждого блага в любой момент времени ограничено. Это предполагает не только конечность запасов того или иного блага, доступного индивидам данного сообщества (актуальная ограниченность), но и наличие предела роста производства того или иного блага данным сообществом (потенциальная ограниченность). Редкость – это характеристика экономических благ, означающая, что запасы благ меньше потребностей в них.
Экономические блага имеют пять фундаментальных свойств. Первое фундаментальное свойство блага – редкость – обусловлено тем, что количество каждого блага ограничено во времени и пространстве. Запасы благ конечны. По сути, это – отношение величины запасов блага к величине потребности в нем. Существует предел, когда благо не является редким, например, вода, воздух.
Второе фундаментальное свойство блага – конкурентность его распределения. Поскольку налицо явление редкости благ, неизбежна конкуренция за их использование.
Третье фундаментальное свойство блага – полезность. Полезность блага – это степень, в которой оно способно удовлетворить потребности людей (в науку это понятие введено И. Бентамом). Это – комплексная субъективная оценка свойств блага данным индивидом в данный момент. Исходя из нее, потребитель изъявляет готовность платить за благо.
Это понятие у Бентама переняли маржиналисты В. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас (кардиналисты), которые предложили измерять полезность количественно (в утилях). Но их критиковали Ф. Эджоурт, В. Парето (ординалисты), считая, что благо можно лишь ранжировать по предпочтительности.
Четвертое фундаментальное свойство блага заключается в том, что экономическая ценность благ обусловлена тем, что их можно обменивать друг на друга в определенной пропорции, т.е. альтернативной стоимостью, количеством другого блага, которое может быть произведено с использованием данных ресурсов. Это – относительный, а не абсолютный показатель, зависящий от характеристик выбора субъекта, осуществляющего выбор, числа созданных благ, количества каждого из них.
Пятое фундаментальное свойство благ – то, что их распределение происходит на основе выбора, зависящего от поведенческих мотивов человека. Экономикс дает истоки мотивов человека: два основных – рациональность и эгоизм. Применяют их к гипотетической модели человека «Homoeconomicus».
Выбор этого человека рационален, так как он выбирает наиболее предпочтительную альтернативу, стремясь к максимизации выгоды.