Организация работы с ПЭВМ осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом; группа Б — работа по вводу информации; группа В — творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются: для группы А — по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В — по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 ч за смену.
В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов.
Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения установленных гигиенических требований.
|
Типичными ощущениями, которые испытывают к концу рабочего дня операторы ПЭВМ, являются: головная боль, резь в глазах, тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины, зуд кожи лица и т.д. Испытываемые день за днём, эти недомогания приводят к мигреням, частичной потере зрения, сколиозу, кожным воспалениям и другим нежелательным явлениям. Развивающиеся недомогания не только снижают трудоспособность, но и подрывают здоровье людей.
В зависимости от специфики производства, напряжённости труда устанавливается количество перерывов на отдых, их длительность и распределение в течение рабочей смены. В соответствии с особенностями трудовой деятельности работникам ВЦ должны быть дополнительно введены 2-3 регламентированных перерыва длительностью 10 минут каждый. При 8-часовой смене дополнительные регламентированные перерывы необходимо вводить через 3 часа работы и за 2 часа до её окончания.
Режим труда и отдыха операторов, работающих с ЭВМ, должен быть следующим:
· через каждый час интенсивной работы необходимо устраивать 15-минутный перерыв;
· при менее интенсивной работе - через каждые 2 часа;
· выполнение 1-2 раза в смену 5-и минутного комплекса производственной гимнастики. Можно, например, во время перерывов выполнить следующие упражнения:
- положите руку на край стола ладонью вниз. Другой рукой отведите кисть назад и удерживайте в таком положении в течение 5 с.;
- слегка упритесь рукой в стол и на 5 с. напрягите пальцы и запястье. То же проделайте другой рукой;
- сильно сожмите пальцы в кулаки, а затем распрямите их;
|
- сидя на стуле, наклонитесь как можно ниже, чтобы достать головой коленей. Оставайтесь в таком положении 10 с., затем распрямитесь, напрягая при этом мышцы ног. Повторите упражнение 3 раза;
- периодически разминайте кисти рук резиновым кольцом-эспандером.
С целью снижения нервно-психологического, зрительного и мышечного напряжения, предупреждения переутомления необходимо проводить сеансы психофизической разгрузки.
К организации режима работы с ПЭВМ студентов высших учебных заведений предъявляются дополнительные требования:
· оптимальное время работы для студентов 1 курса составляет 1 час, для студентов старших курсов – 2 часа;
· проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут;
· исключать объединение третьей и четвёртой пар занятий;
· во время прохождения производственной практики время работы не должно превышать 4 часов;
· исключать проведение занятий после 17 часов третьей и четвёртой парой.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы сказать, что актуальность проблемы повышения уровня безопасности населения сегодня очевидна. Состояние здоровья человека зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.
Последствия неблагоприятного воздействия физических факторов, сопровождающих работу компьютера, на здоровье пользователей описаны в многочисленных научно - исследовательских работах российских и зарубежных ученых.
Анализ результатов научно-исследовательских работ позволяет выделить следующие наиболее важные возможные последствия неблагоприятного воздействия на здоровье пользователей: заболевания глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, нарушения, связанные со стрессом, кожные заболевания, сыпь на лице, хронические головные боли, тошнота, головокружения, легкая возбудимость и депрессии, быстрая утомляемость, невозможность долго концентрировать внимание, снижение трудоспособности и нарушения сна.
|
К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, также следует отнести электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум, изменение ионного состава воздуха и параметров микроклимата в помещении. На состояние пользователей оказывают влияние и эргономические параметры расположения экрана монитора (дисплея), которые ведут, в частности, к изменению контрастности изображения в условиях интенсивной засветки, появлению зеркальных бликов от передней поверхности экрана монитора и т.д. Немаловажную роль играет и состояние освещенности на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника, в связи с чем на предприятиях, где наблюдается несоблюдение норм безопасности рабочего места оператора ПЭВМ, рекомендуется произвести оценку состояния таковых и их организации в соответствии с положениями Санитарных правил и норм СанПиН 2.2.2.542-96, инженерно-техническими и индивидуальными особенностями помещений.
Список использованной литературы: