Рекомендации
Рекомендации по установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников, грузоподъемных кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ
Рисунок 22 - Разрез 1-1
RU'>1 - граница опасной зоны от действия крана; 2 - граница опасной зоны строящегося здания; 3 - зона складирования грузов; 4 - площадка приема раствора и бетонной смеси; 5 - стоянка транспорта под разгрузкой; 6 - место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7 - линия ограничения зоны обслуживания; 8 - линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания; 9 - стенд схем строповок; 10 - шкаф электропитания; 11 - контрольный груз; 12 - ограждение крановых путей; 13 - временное ограждение с козырьком; 14 - временное ограждение; 15 - навес над входом в здание; 16 - пешеходная дорожка; 17 - знак, предупреждающий о работе крана;
* - стоянка крана в нерабочем состоянии.
Рисунок 23 - Возведение многоэтажного здания, примыкающего к более низкому жилому дому и выходящего на магистраль с интенсивным движением транспорта
Примечания
1 Перемещение грузов у примыкающего жилого здания аналогично примечанию к рисунку 22. Поворот стрелы у здания принудительно ограничен. Защитное ограждение у здания устанавливается на консоли из металлоконструкций, заложенных в стены возводимого здания.
2 В связи с выходом строящегося здания на городскую магистраль с интенсивным движением городского транспорта, когда не представляется возможным выгородить опасную зону от действия крана, работы производить аналогично работе у примыкающих зданий - под защитой ограждения из элементов трубчатых лесов и с принудительным ограничением высоты подъема. Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3 м от уровня монтажного горизонта. Со стороны проезжей части леса должны быть защищены на всю высоту тканой синтетической или проволочной сеткой.
|
Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров.
Подаваемый груз за 7 м от защитного ограждения должен быть опущен на высоту 0,5 м от монтажного горизонта (или препятствий, встречающихся на пути), успокоен от раскачивания и на минимальной скорости с удерживанием от разворота оттяжками должен перемещаться к наружной стене с защитным ограждением. Работы должны производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, по наряду-допуску на работы в зонах постоянно действующих опасных производственных факторов.
Рисунок 24 - Разрезы 1-1 и 2-2
5.17 Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону, как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:
- установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания;.
|
- принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен;
- на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой;
- закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;
- максимальную высоту перемещения грузов (до низа груза) принять ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м.
- вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек;
- при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 7 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками;
- при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь;
- монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГИБДД.
ОГРАНИЧЕНИЕ ЗОН ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАНАМИ
6.1. Для предупреждения образования опасной зоны в стесненных условиях за пределами строительной площадки или при наличии на строительной площадке помещений, где находятся или могут находиться люди, или других препятствий предусматривается ограничение зоны обслуживания краном.
6.2. Принудительное ограничение зоны обслуживания башенным краном заключается в автоматическом отключении соответствующих механизмов, работающих в заданном режиме, с помощью установленных на кране концевых выключателей, а также установке на крановых путях выключающих линеек.
|
Принудительно ограничиваются на башенных кранах:
- передвижение крана;
- поворот стрелы;
- вылет;
- высота подъема.
Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы должны быть оснащены системой координатной защиты, представленной на рисунке 25.
Лучи угла ограничения поворота стрелы крана должны быть привязаны при помощи координат
a - угол ограничения поворота стрелы;
a1 - угол привязки ограничения поворота стрелы к оси здания;
X1, Y2, X1, Y2 - координаты угла ограничения поворота стрелы;
А, Б - привязка стоянки крана к осям здания
Рисунок 25 - Система координатной защиты при работе стрелового крана в стесненных условиях
6.3 Принудительное ограничение зоны обслуживания краном может заключаться также в искусственном ограничении размеров и конфигурации опасных зон путем использования координатной защиты, представленной на рисунке 26.
Б - ограничение вылета грузовой тележки. 1 - датчик ограничения угла поворота; 2 - датчик ограничения перемещения крана; 3 - датчик ограничения изменения вылета; 4-датчик ограничения высоты подъема крюка.
Рисунок 26 - Схема действия системы ограничения зон работы башенного крана
СОЗР, представленный на рисунке 26, ограничивает зону перемещения крана, стрелы и груза в вертикальной и горизонтальной проекции в заданных пределах, автоматически блокируя (отключая) соответствующие приводы при попадании груза в зону запрета, а также при угрозе столкновения стрелы или груза с объектами, входящими в зону ограничения.
Система обеспечивает управление следующими приводами крана:
- поворота стрелы;
- перемещения крана по рельсовому пути;
- вылета груза;
- подъема груза.
Система по сигналам датчиков определяет местоположение крана, стрелы, вылета груза и высоты подъема крюковой подвески на строительной площадке и по результатам сравнения с заложенными в «Блок параметров строительной площадки» данными выдает управляющие сигналы на приводы крана.
Система обеспечивает управление приводами крана:
- в зоне, в которую не должна попадать ни одна точка стрелы крана и груз;
- в зоне, в которую не должен попадать груз, но могут попадать элементы стрелы, расстояние до которых больше вылета груза;
- в зонах (не более четырех) с ограничением высоты проноса груза. Зоны ограничения должны быть указаны на стройгенплане. Для зон ограничения высоты подъема крюковой подвески должна быть задана максимальная для данной зоны высота.
Пример с принудительным ограничением зоны обслуживания дан на рисунке 27,
На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном с помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы a в стесненных условиях.
Порядок эксплуатации башенных кранов, оборудованных СОЗР, в стесненных условиях изложен в МДС 12-19.2004.
6.4 В случае выхода опасной зоны от действия крана за ограждение стройплощадки, как показано на рисунке 27, по согласованию с городскими районными организациями (районный архитектор, ГИБДД, управление движения городского транспорта, пожарная инспекция и т.д.) дополнительно выставляется временное сигнальное ограждение по ГОСТ 23407-78 с предупреждающими о работе крана знаками.
опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 - линия ограничения зоны обслуживания краном; 4 - линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 5 - граница опасной зоны от строящегося здания; 6 - площадка для приема раствора и бетонной смеси; 7 - место нахождения контрольного груза; 8 - место для хранения съемных грузозахватных приспособлений и тары; 9 - место сбора строительных отходов; 10 - место стоянки транспорта под разгрузкой; 11 - площадка для кантовки колонн; 12 - стенд со схемами строповок и таблицей масс грузов; 13 - шкаф электропитания крана; 14 - заземление рельсовых крановых путей; 15 - соединительные проводники; 16 - пешеходные дорожки; 17 - въезд на стройплощадку; 18 - выезд со стройплощадки; 19 - направление движения транспорта; 20 - временная дорога; 21 - площадка складирования материалов и конструкций; 22 - ограждение рельсовых крановых путей; 23 - временная деревянная ограда; 24 - временное штакетное ограждение; 25 - знак №2 ограничения зоны обслуживания краном; 26 - знак, предупреждающий о работе крана; 27 - пункт мойки колес автотранспорта.
a - угол принудительного ограничения поворота стрелы;
a1 - угол привязки ограничения к оси крана;
0,5 Вгр. +Lгр. + Х - граница опасной зоны,
где
Вгр. - наименьший габарит груза;
Lгр. - наибольший габарит груза;
Х - минимальное расстояние отлета груза при его падении.
Рисунок 27 - Пример принудительного ограничения зоны обслуживания кранов.
6.5 Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения электродвигателей запрещается.
6.6 Угол принудительного ограничения привязывают к оси рельсового кранового пути или оси башни крана в зависимости от типа кранов.
В проектах производства работ (ППР) угол ограничения поворота стрелы обозначается в координатах и в градусах. По линии лучей угла ограничения поворота стрелы (а также линиям принудительного ограничения зоны обслуживания) в 111 IP указывают запрещающие знаки № 2, а перед ними (со стороны перемещения стрелы) - предупреждающие знаки № 1. При этом расстояние между линиями ограничения и предупреждения в ППР принимается не менее 7,0 м. Знаки №1,2 даны в приложении И.
6.7 Машинист крана обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака № 1 снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.
6.8 Знаки устанавливаются из расчета возможности крановщика видеть границу зоны обслуживания, но не менее двух знаков каждого типа на один луч угла или одну линию зоны ограничения. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках. В отдельных случаях, когда не представляется возможным установить знаки на стойках (в зоне крановых путей, на проезжей части дороги и т.п.), допускается:
- подвеска знаков на натянутом канате или специальном кронштейне;
- фиксированная укладка знаков в горизонтальном положении так, чтобы они не могли быть сдвинуты и в то же время не мешали движению транспорта.
Между подвешенными знаками и проезжей частью дороги должен обеспечиваться дорожный габарит, равный 4,5 м. Знаки, расположенные горизонтально, должны периодически очищаться и обновляться.
6.9 Для уменьшения величины опасной зоны на башенных кранах может устанавливаться в соответствующем положении (а не только в верхнем) ограничитель высоты подъема, который по мере возведения здания (сооружения) может периодически переставляться в новое положение.
Для уменьшения величины опасной зоны в стесненных условиях допускается ограничение высоты подъема груза при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при прокладке подземных коммуникаций, возведении подземных частей зданий и сооружений с разработкой организационно-технических мероприятий.
6.10 При ограничении высоты подъема груза до 4÷6 м в соответствии с организационно-техническими мероприятиями в установленной зоне обслуживания груз не должен быть поднят на высоту, более принятой в ППР. На местности эта зона по всему контуру обозначается знаками № 2 с поясняющей надписью о запрещении подъема груза на высоту более, чем принята в ППР. Специально назначенный сигнальщик из числа наиболее опытных стропальщиков визуально контролирует высоту подъема груза. Место нахождения сигнальщика показывается на чертежах. Между крановщиком башенного крана и стропальщиком должна быть обеспечена радиосвязь. Мероприятия по визуальному ограничению высоты подъема подлежат согласованию с местным органом госгортехнадзора.
6.11 Работы, выполняемые в стесненных условиях с ограничением зоны обслуживания или высоты подъема, должны производиться по наряду-допуску на производство работ в зонах действия опасных производственных факторов.
6.12 Условия производства работ по тому или иному ограничению зоны обслуживания краном должны быть записаны в вахтенном журнале крановщика и подтверждаться каждый раз перед сменой ограничения зоны обслуживания краном. Одновременно переставляются знаки безопасности.