СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Автомобильного транспорта»
Курсовой проект
По дисциплине: «Автомобили: эксплуатационные свойства ».
Факультет: ЭМ и АТ Специальность 2401 Шифр 96-5781 Курс 4 Студент Николаев Е.В. Преподаватель |
Г. Костомукша
2003 год.
Исходные данные
- Модель автомобиля, ВАЗ 2106;
- Собственная масса, кг 1045;
- Номинальная пассажировместимость, чел 5;
- Габаритная высота автомобиля, м 1,4;
- Колея колес, 1,4;
- Тип двигателя, карбюраторный;
- Максимальная мощность двигателя (кВт) и соответствующая ей частота вращения коленчатого вала (об/мин), 58,8 / 5400;
- Передаточные числа коробки передач,I –3,24;
II – 1,98;
III – 1,29;
IV – 1,00;
- Передаточное число главной передачи, 4,1;
- Размеры шин, мм 165-330;
- Коэффициент сопротивления качению, 0,008;
- Коэффициент сцепления, 0,89;
- коэффициент использования пассажировместимости, g1 = 1,0; g2 = 0,6; g3 = 0,2
ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ПРОБЕЛЫ, ТЕКСТ, НУМЕРАЦИЮ ФОРМУЛ!!!
1. Расчет показателей тягово-скоростных свойств автомобиля
1.1 Скорость автомобиля на каждой передаче
(1)
где n- частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин;
rk – кинематический радиус колеса;
Uтрi – передаточное число трансмиссии автомобиля, при включенной i-ой передаче в коробке передач и главной передачи;
i- номер включенной передачи в коробке.
Uтр = Uki × Uо (2)
Uтр1 = 3,24 × 4,1= 13,28
Uтр2 = 1,98 × 4,1= 8,118
Uтр3 = 1,29 × 4,1= 5,289
Uтр4 = 1,00 × 4,1= 4,1
Подставив необходимые значения, найдем скорость автомобиля на каждой передаче при минимальном, промежуточных и максимальном значении оборотов коленчатого вала.
На первой передаче:
V1(1080)=0,105×1080×0,29/13,28= 2,48 м/с;
V1(2160)=0,105×2160×0,29/13,28= 4,95 м/с;
V1(3240)=0,105×3240×0,29/13,28= 7,43 м/с;
V1(4320)=0,105×4320×0,29/13,28= 9,90 м/с;
V1(5400)=0,105×5400×0,29/13,28=12,38 м/с.
На второй передаче:
V2(1080)=0,105×1080×0,29/8,118= 4,05 м/с;
V2(2160)=0,105×2160×0,29/8,118= 8,10 м/с;
V2(3240)=0,105×3240×0,29/8,118= 12,15 м/с;
V2(4320)=0,105×4320×0,29/8,118= 16,20 м/с;
V2(5400)=0,105×5400×0,29/8,118= 20,25 м/с.
На третьей передаче:
V3(1080)=0,105×1080×0,29/5,289= 6,22 м/с;
V3(2160)=0,105×2160×0,29/5,289= 12,43м/с;
V3(3240)=0,105×3240×0,29/5,289= 18,65 м/с;
V3(4320)=0,105×4320×0,29/5,289= 24,87 м/с;
V3(5400)=0,105×5400×0,29/5,289= 31,09 м/с.
На четвертой пер едаче:
V4(1080)=0,105×1080×0,29/4,1= 8,02 м/с;
V4(2160)=0,105×2160×0,29/4,1= 16,04 м/с;
V4(3240)=0,105×3240×0,29/4,1= 24,06 м/с;
V4(4320)=0,105×4320×0,29/4,1= 32,08 м/с;
V4(5400)=0,105×5400×0,29/4,1= 40,10 м/с.
1.2 Тяговую силу на каждой передаче
(3)
где hтр –коэффициент полезного действия трансмиссии автомобиля;
rд – динамический радиус колеса (принимаем равный кинематическому, статическому радиусу колеса);
Mk – крутящий момент на коленчатом валу
, Н (4)
где Nmax – максимальная мощность двигателя;
nN – максимальная частота вращения коленчатого вала;
ne – текущая частота коленчатого вала
А,В,С – коэффициенты (для карбюраторного двигателя А=В=С=1.
= 120,63 Н
= 128,95 Н
= 128,95 Н
= 120,63 Н
= 103,99 Н
Подставив необходимые значения определим тяговую силу на ведущих колесах автомобиля.
Тяговая сила на первой передаче при частоте вращения коленчатого вала
от min до max:
Рт 11080=120,63×13,284×0,9/0,29=4973 Н |
Рт 12160=128,95×13,284×0,9/0,29=5316 Н |
Рт 33240=128,95×13,284×0,9/0,29=5316 Н |
Рт 14320=120.93×13,284×0,9/0,29=4973 Н |
Рт 15400=103.99×13,284×0,9/0,29=4287 Н |
Тяговая сила на второй передаче при частоте вращения коленчатого вала
от min до max:
Рт 21080=120,63×8,18×0,9/0,29=3039Н
Рт 22160=128,95×8,18×0,9/0,29=3249Н
Рт 23240=128,95×8,18×0,9/0,29=3248Н
Рт 24320=120.93×8,18×0,9/0,29=3039Н
Рт 25400=103.99×8,18×0,9/0,29=2619Н
Тяговая сила на третьей передаче при частоте вращения коленчатого вала
от min до max:
Рт 31080=120,63×5.289×0,9/0,29=1980 Н
Рт 32160=128,95×5.289×0,9/0,29=2117 Н
Рт 33240=128,95×5.289×0,9/0,29=2117 Н
Рт 34320=120.93×5.289×0,9/0,29=1980 Н
Рт 35400=103.99×5.289×0,9/0,29=1707 Н
Тяговая сила на четвертой передаче при частоте вращения коленчатого вала
от min до max:
Рт41080=120,63×4,1×0,9/0,29=1535 Н
Рт42160=128,95×4,1×0,9/0,29=1641 Н
Рт43240=128,95×4,1×0,9/0,29=1641 Н
Рт44320=120.93×4,1×0,9/0,29=1535 Н
Рт45400=103.99×4,1×0,9/0,29=1323 Н
1.3 Определим тяговую мощность на ведущих колесах
Nт=Nc×hтр, кВт (4)
1.4 Определим силу сопротивления воздуха на каждой передаче
Рвi=К×Fл×Vi2, Н (5)
где К- коэффициент обтекаемости автомобиля. 0,3 н×с2/м4 (для легковых автомобилей 0,2¸0,35);
F-площадь лобового сопротивления автомобиля (площадь Миделя);
Fл = 0,78×Ва ×На, м2 (6)
где Ва – габаритная ширина автомобиля, м;
На- габаритная высота, м.
Fл = 0,78×1,4 ×1,4=1,53 м2
Подставив необходимые значения определим силу сопротивления воздуха на каждой передаче, при частоте вращения коленчатого вала от min до max
на I передаче:
Рв1(1080) = 0,3×1,53× 6,13=2,81 Н
Рв1(2160) = 0,3×1,53× 24,51 = 11,25 Н
Рв1(3240) = 0,3×1,53× 55,16 = 25,32 Н
Рв1(4320) = 0,3×1,53× 98,06 = 45,01 Н
Рв1(5400) = 0,3×1,53×153,22=70,33 Н
на II передаче:
Рв2(1080) = 0,3×1,53× 16,41 = 7,53 Н
Рв2(2160) = 0,3×1,53× 65,64 = 30,13 Н
Рв2(3240) = 0,3×1,53× 147,70 = 67,79 Н
Рв2(4320) = 0,3×1,53× 265,57 = 120,52 Н
Рв2(5400) = 0,3×1,53× 410,26 =188,31 Н
на III передаче:
Рв3(1080) = 0,3×1,53× 38,66 = 17,75 Н
Рв3(2160) = 0,3×1,53× 154,64 = 70,98 Н
Рв3(3240) = 0,3×1,53× 347,95 = 159,71 Н
Рв3(4320) = 0,3×1,53× 618,58 = 283,93 Н
Рв3(5400) = 0,3×1,53× 966,53 = 443,64 Н
на IV передаче:
Рв4(1080) = 0,3×1,53× 64,34 = 29,53 Н
Рв4(2160) = 0,3×1,53× 257,34 = 118,12 Н
Рв4(3240) = 0,3×1,53× 579,02 = 265,77 Н
Рв4(4320) = 0,3×1,53× 1029,38 = 472,48 Н
Рв4(5400) = 0,3×1,53× 1608,40 = 738,26 Н
1.5 Определим динамический фактор на каждой передаче
(7)
где Ga= ma×g – вес (сила тяжести) автомобиля, Н;
ma – масса автомобиля, кг;
g = 9,81 м/с2
Масса легкового автомобиля определяется с учетом коэффициента использования пассажировместимости (g1 = 1,0; g2 = 0,6; g3 = 0,2)
ma = mс +80×Zn×gn, кг (8)
где Zn – номинальная пассажировместимость (включая водителя), чел;
gn - коэффициент использования пассажировместимости.
mag1= 1045 +80×5×1= 1445 кг
mag2= 1045 +80×5×0,6= 1285кг
mag3= 1045 +80×5×0,2= 1125кг
Ga1=14175,45× 9,81= 14175,45 Н
Ga2=14175,45× 9,81= 12605,85 Н
Ga3=14175,45× 9,81= 11036,25 Н
Подставив необходимые значения, определим динамический фактор с учетом коэффициента использования пассажировместимости:
на первой передаче:
- для g1 = 1,0
D1(1080) = (4973 - 2,81) /14175,45 = 0,351
D1(2160) = (5316 - 11,25)/14175,45= 0,374
D1(3240) = (5316 - 25,32)/14175,45 = 0,373
D1(4320) = (4973 - 45,01)/14175,45 = 0,348
D1(5400) = (4287 - 70,33)/14175,45 = 0,297
- для g2 = 0,6
D1(1080) = (4973 - 2,81) /12605,85 = 0.394
D1(2160) = (5316 - 11,25) /12605,85 = 0,421
D1(3240) = (5316 - 25,32) /12605,85= 0,420
D1(4320) = (4973 - 45,01)/12605,85 = 0,391
D1(5400) = (4287 - 70,33)/12605,85 = 0,335
- для g3 = 0,2
D1(1080) = (4973 - 2,81) /11036,2 = 0,450
D1(2160) = (5316 - 11,25) /11036,2 = 0,481
D1(3240) = (5316 - 25,32) /11036,2 = 0,479
D1(4320) = (4973 - 45,01) /11036,2 = 0,447
D1(5400) = (4287 - 70,33) /11036,2 = 0,382
на второй передаче:
- для g1 = 1,0
D2(1080) = (3039 - 7,53) / 14175,45 = 0,214
D2(2160) = (3249 - 30,13) / 14175,45 = 0,227
D2(3240) = (3248 - 67,79) / 14175,45 = 0,224
D2(4320) = (3039 - 120,52)/14175,45 = 0,206
D2(5400) = (2619 - 188,31)/14175,45 = 0,171
- для g2 = 0,6
D2(1080) = (3039 - 7,53) / 12605,85 = 0,240
D2(2160) = (3249 - 30,13) / 12605,85 = 0,255
D2(3240) = (3248 - 67,79) / 12605,85 = 0,252
D2(4320) = (3039 - 120,52)/ 12605,85 = 0,232
D2(5400) = (2619 - 188,31))/ 12605,85 = 0,193
- для g3 = 0,2
D2(1080) = (3039 - 7,53) /11036,2 = 0,275
D2(2160) = (3249 - 30,13) /11036,2 = 0,292
D2(3240) = (3248 - 67,79) /11036,2 = 0,288
D2(4320) = (3039 - 120,52) /11036,2 = 0,264
D2(5400) = (2619 - 188,31) /11036,2 = 0,220
на третьей передаче:
- для g1 = 1,0
D3(1080) = (1980 - 17,75) / 14175,45 = 0,138
D3(2160) = (2117 - 70,98) / 14175,45 = 0,144
D3(3240) = (2117 – 159,71)/ 14175,45 = 0,138
D3(4320) = (1980- 283,93) / 14175,45 = 0,120
D3(5400) = (1707 - 443,64)/14175,45 = 0,089
- для g2 = 0,6
D3(1080) = (1980 - 17,75) / 12605,85 = 0,156
D3(2160) = (2117 - 70,98) / 12605,85 = 0,162
D3(3240) = (2117 – 159,71)/ 12605,85 = 0,155
D3(4320) = (1980- 283,93) / 12605,85 = 0,135
D3(5400) = (1707 - 443,64) / 12605,85 = 0,100
- для g3 = 0,2
D3(1080) = (853,89 - 17,73) /11036,2 = 0,178
D3(2160) = (426,95 - 70,93) /11036,2 = 0,185
D3(3240) = (284,63 - 159,58) /11036,2 = 0,177
D3(4320) = (213,47- 283,70) /11036,2 = 0,154
D3(5400) = (170,78 - 443,29) /11036,2 = 0,114
на четвертой передаче:
- для g1 = 1,0
D4(1080) = (1535 - 29,53) / 14175,45 = 0,106
D4(2160) = (1641 - 118,12) / 14175,45 = 0,107
D4(3240) = (1641 - 265,77) / 14175,45 = 0,109
D4(4320) = (1535 - 472,11) /14175,45 = 0,084
D4(5400) = (1323 - 738,26) /14175,45 = 0,046
- для g2 = 0,6
D4(1080) = (1535 - 29,53) /12605,85 = 0,119
D4(2160) = (1641 - 118,12) / 12605,85 = 0,12
D4(3240) = (1641 - 265,77) / 12605,85 = 0,109
D4(4320) = (1535 - 472,11)/ 12605,85 = 0,084
D4(5400) = (1323 - 738,26)/ 12605,85 = 0,046
- для g3 = 0,2
D4(1080) = (1535 - 29,53) /11036,2 = 0,136
D4(2160) = (1641 - 118,12) /11036,2 = 0,138
D4(3240) = (1641 - 265,77) /11036,2 = 0,125
D4(4320) = (1535 - 472,11) /11036,2 = 0,096
D4(5400) = (1323 - 738,26)/11036,2 = 0,053
1.6 Определим коэффициент сопротивления качению на каждой передаче
fi=fo(1+АVi), (9)
где fo – коэффициент прогретой шины при рекомендуемом заводом-изготовителем внутреннем давлении, при движении по асфальтобетонному и цементобетонному шоссе в хорошем состоянии принимаются равным 0,007¸0,015, для нашего случая выберем среднее значение 0,008;
А = 7×10-4 с2/м2 – постоянный коэффициент.
Подставив необходимые значения, определим коэффициент сопротивления качению на каждой передаче
fi на первой передаче:
f1(1080) = 0,008 (1+7×10-4× 6,13) = 0,0080
f1(2160) = 0,008 (1+7×10-4× 24,51) = 0,0081
f1(3240) = 0,008 (1+7×10-4× 55,16) = 0,0083
f1(4320)= 0,008 (1+7×10-4× 98,06) = 0,0085
f1(5400) = 0,008 (1+7×10-4× 153,22) = 0,0089
на второй передаче:
f2(1080) = 0,008 (1+7×10-4× 16,41) = 0,0081
f2(2160) = 0,008 (1+7×10-4× 65,64) = 0,0084
f2(3240) = 0,008 (1+7×10-4× 147,70) = 0,0088
f2(4320)= 0,008 (1+7×10-4× 262,57) = 0,0095
f2(5400) = 0,008 (1+7×10-4× 410,26) = 0,0103
на третьей передаче:
f3(1080) =0,008 (1+7×10-4× 38,66) =0,0082
f3(2160) =0,008 (1+7×10-4× 154,64) =0,0089
f3(3240) =0,008 (1+7×10-4× 347,95) =0,0099
f3(4320) =0,008 (1+7×10-4× 618,58) =0,0115
f3(5400) =0,008 (1+7×10-4× 966,53) =0,0134
на четвертой передаче:
f4(1080) = 0,008 (1+7×10-4× 64,34) = 0,0084
f4(2160) = 0,008 (1+7×10-4× 257,34) = 0,0094
f4(3240) = 0,008 (1+7×10-4× 579,02) = 0,0112
f4(4320)= 0,008 (1+7×10-4× 1029,38) = 0,0138
f4(5400) = 0,008 (1+7×10-4× 1608,40) = 0,0170
1.7 Определим ускорение автомобиля на каждой передаче
(10)
где dврi – коэффициент учета вращающихся масс.
Для одиночного автомобиля:
- при его номинальной нагрузке
dврi=1,04+0,04× U2ki (11)
dвр1=1,04+0,04× 10,50 =1,46
dвр2=1,04+0,04× 3,92 =1,20
dвр3=1,04+0,04× 1,66 =1,11
dвр4=1,04+0,04× 1,00 =1,08
- при изменении нагрузки
dврi=1+0,04×[mан/mа(U2ki+1)] (12)
где mан – масса автомобиля при нормальной нагрузке (при g = 1,0)
dвр1=1+0,04×[1445/1045(10,50+1)] = 1,636
dвр2=1+0,04×[1445/1045(3,92+1)] = 1,272
dвр3=1+0,04×[1445/1045(1,66+1)] = 1,147
dвр4=1+0,04×[1445/1045(1,0+1)] = 1,111
Подставив необходимые значения, определим ускорение автомобиля на каждой передаче при номинальной нагрузке.
на первой передаче
j1(1080)= [(0,351-0,008)/1,636]×9,81=2,05
j1(2160)= [(0,374-0,0081)/ 1,636]×9,81=2,20
j1(3240)= [(0,373-0,0083)/ 1,636]×9,81=2,19
j1(4320)= [(0,348-0,0085)/ 1,636]×9,81=2,03
j1(5400)= [(0,297-0,0089)/ 1,636]×9,81=1,73
на второй передаче
j2(1080)= [(0,214-0,0081)/1,272]×9,81=1,59
j2(2160)= [(0,227-0,0084)/1,272]×9,81=1,69
j2(3240)= [(0,224-0,0088)/1,272]×9,81=1,66
j2(4320)= [(0,206-0,0095)/1,272]×9,81=1,51
j2(5400)= [(0,171-0,0103)/1,272]×9,81=1,24
на третьей передаче
j3(1080)= [(0,138-0,0082)/1,147]×9,81=1,11
j3(2160)= [(0,144-0,0089)/1,147]×9,81=1,16
j3(3240)= [(0,138-0,0099)/1,147]×9,81=1,10
j3(4320)= [(0,120-0,0115)/1,147]×9,81=0,92
j3(5400)= [(0,089-0,0134)/1,147]×9,81=0,65
на четвертой передаче
j3(1080)= [(0,106-0,0084)/1,147]×9,81=0,86
j3(2160)= [(0,107-0,0094)/1,147]×9,81=0,87
j3(3240)= [(0,097-0,0112)/1,147]×9,81=0,76
j3(4320)= [(0,075-0,0138)/1,147]×9,81=0,54
j3(5400)= [(0,041-0,0170)/1,147]×9,81=0,21
2.1 Определим силу сопротивления качению
Pf =Ga × f, H
Возьмем пять промежуточных значений скорости автомобиля на различных режимах работы двигателя п.1.1 и рассчитаем силу сопротивления качению.
- для g1 = 1,0
Pf 2,48 =14175,45 × 0,0080 = 113,89 Н
Pf 8,10 =14175,45 × 0,0084 = 118,61 Н
Pf 18,65 =14175,45 × 0,0099 =141,02 Н
Pf 24,06 =14175,45 × 0,0115 =159,37 Н
Pf 40,10=14175,45 × 0,0170 =241,08 Н
- для g2 = 0,6
Pf 2,48 = 12605,85 × 0,0080 = 101,28 Н
Pf 8,10 = 12605,85 × 0,0084 = 105,48 Н
Pf 18,65 = 12605,85 × 0,0099 =125,41 Н
Pf 24,06 =12605,85 × 0,0115 =141,72 Н
Pf 40,10= 12605,85 × 0,0170 =244,39 Н
- для g3 = 0,2
Pf 2,48 = 11036,25 × 0,0080 = 88,67 Н
Pf 8,10 = 11036,25 × 0,0084 = 92,35 Н
Pf 18,65 =11036,25 × 0,0099 =109,79 Н
Pf 24,06 = 11036,25 × 0,0115 =124,08 Н
Pf 40,10= 11036,25 × 0,0170 =187,69 Н
2.2 Определим суммарную силу сопротивления движения автомобилю
Pc = Pв + Pf, H
- для g1 = 1,0
Pc 2,48 = 2,81+113,89=116,70 Н
Pc 8,10 = 30,13+118,61=148,74 Н
P c18,65 = 159,71+141,02= 300,73 Н
Pc 24,06 = 265,77+159,37= 425,14 Н
Pc 40,10 = 738,26+241,08 = 979,34 Н
- для g2 = 0,6
Pс 2,48 = 2,81+101,28 =104,09 Н
Pс 8,10 = 30,13+105,48 =135,61 Н
Pс 18,65 =159,71+125,41= 285,12 Н
Pс 24,06 = 265,77+141,72 = 40,7,49 Н
Pс 40,10= 738,26+244,39 = 952,64 Н
- для g3 = 0,2
Pс 2,48 = 2,81+ 88,67= 91,48Н
Pс 8,10 = 30,13+92,35=122,48Н
Pс 18,65 = 59,71+109,79= 269,5Н
Pс 24,06 =265,77+124,08= 389,85Н
Pс40,10= 738,26+187,69=925,95 Н
2.3 Определим мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивлению качению
Nf =(Pf× × V)/1000, кВт
- для g1 = 1,0
Nf 2,48 =(139,89 × 2,48)/1000 = 0,282 Н
Nf 8,10 =(118,61× 8,10)/1000 = 0,961 Н
Nf 18,65 =(141,02× 18,65)/1000 = 2,631 Н
Nf 24,06 =(159,37× 24,06)/1000 = 3,835 Н
Nf 40,10=(241,08× 40,10)/1000 = 9,669 Н
- для g2 = 0,6
Nf 2,48 = (101,28× 2,48)/1000 = 0,251 Н
Nf 8,10 = (105,48 × 8,10)/1000 = 0,855 Н
Nf 18,65 = (125,41× 18,65)/1000 = 2,339 Н
Nf 24,06 =(141,72× 24,06)/1000 = 3,410 Н
Nf 40,10= (244,39 × 40,10)/1000 = 8,598 Н
- для g3 = 0,2
Nf 2,48 = (88,67 × 2,48)/1000 = 0,220 Н
Nf 8,10 = (92,35 × 8,10)/1000 = 0,748 Н
Nf 18,65 =(109,79 × 18,65)/1000 = 2,048 Н
Nf 24,06 = (124,08 × 24,06)/1000 = 2,986 Н
Nf 40,10= (187,69 × 2,48)/1000 = 7,527 Н
2.4 Определим мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивлению движению
Nв =(Pв× × V)/1000, кВт
Nв 2,48 = (2,81 × 2,48)/1000 = 0,007 Н
Nв 8,10 = (30,13× 8,10)/1000 = 0,244 Н
Nв 18,65 = (159,71× 18,65)/1000 = 2,979 Н
Nв 24,06 = (265,77× 24,06)/1000 = 6,395 Н
Nв 40,10 = (738,26× 40,10)/1000 = 29,608 Н
2.5 Определим суммарную мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивления движению
Nc = Nf + Nв, кВт
- для g1 = 1,0
Nс 2,48 = 0,282 +0,007 = 0,289 Н
Nс 8,10 = 0,961 +0,244 = 1,205 Н
Nс 18,65 = 2,631+ 2,979 = 5,610 Н
Nс 24,06 = 3,835 +6,395= 10,230 Н
Nс 40,10= 9,669 + 29,608 = 39,272Н
- для g2 = 0,6
Nс 2,48 = 0,251+0,007 = 0,258Н
Nс 8,10 = 0,855+0,244 = 1,099 Н
Nс 18,65 = 2,339 + 2,979 = 5,318Н
Nс 24,06 = 3,410 +6,395 = 9,805 Н
Nс 40,10= 8,598 + 29,608= 38,206Н
- для g3 = 0,2
Nс 2,48 = 0,220 +0,007 = 0,226Н
Nс 8,10 = 0,748 +0,244 = 0,992Н
Nс 18,65 = 2,048 + 2,979 = 5,027Н
Nс 24,06 = 2,986 +6,395 = 9,381 Н
Nс 40,10= 7,527 + 29,608 = 37,135Н
Анализ влияния конструктивных и эксплуатационных факторов на тягово-скоростные свойства автомобиля удобнее проводить по обобщенным показателям этих свойств – средней скорости, Vср движения автомобиля на маршруте и выполненной при этом удельной транспортной работе W
Vср = Kv × Vmax, м/с
Wп1 = 0,288 × Zn ×g ×32,08, пас×км/ч
где Kv – коэффициент, зависящий от конкретных условий движения и типа автомобиля, для одиночного легкового автомобиля принимается равным 0,8
Kv = 40,1 × 0,8 = 32,08 м/с
Wп1 = 0,288 × 5×1×32,08 = 46 пас×км/ч
Wп0,6 = 0,288 × 5×0,6×32,08 = 28 пас×км/ч
Wп0,2 = 0,288 × 5×0,2×32,08 = 9 пас×км/ч
, л/100 км
где ge – удельный расход топлива двигателем, 300 г/квт×ч;
rт –плотность топлива, для бензина 0,75 кг/л.
= 8,24 л/100км
= 7,98 л/100км
= 7,7 л/100км
, л/100 пасс*км
=20,69 л/100 пасс*км
= 32,91 л/100 пасс*км
= 98,93 л/100 пасс*км
3.Влияние тормозных свойств на среднюю скорость движения
So+Sб=Sв
где - So – остановочный путь, м;
Sб –расстояние безопасности (обычно принимается равным 5….10 м)
Sв – расстояние видимости водителем дороги до встречного автомобиля или препятствия на пути.
Для светлого времени суток, в соответствии со СНиП 2.05.02 –85 для автомобильных дорог общей сети I-a категории наименьшая расчетная видимость составляет:
- Для остановки 300 (250;200 для участков дорог в пересеченной и горной местности);
- Встречного автомобиля (450;350 для участков дорог в пересеченной и горной местности);
В темное время суток при пользовании фарами
Sв = Soсв -mu, м
где Sосв – максимальная протяженность участка дороги, освещенного фарами, для дальнего света 100 м, ближнего 50 м.;
m - коэффициент, учитывающий уменьшение расстояние видимости m=1,8.
Определим расстояние видимости в темное время суток при пользовании фарами.
Sв = 100 – 1,8×32,08= 42,256 м
Sв = 50 – 1,8×32,08= -7,744 м
So =uo(tрв + tc+ 0,5tн) + 0,5u2o/(jxg), м
где - tрв – время реакции водителя 0,2-1,5 с, для расчетов принимается 0,8 с.;
tс – время запаздывания срабатывания тормозного механизма (для технически исправной тормозной системы с гидроприводом и дисковыми тормозными механизмами 0,05…0,07 с, с барабанными тормозными механизмами 0,15…0,2 с;
tн – время нарастания замедления для легкового автомобиля 0,05….0,2 с;
jх – коэффициент сцепления 0,89.
Определим остановочный путь автомобиля при различных скоростных режимах.
So2,48 =2,48(0,8 + 0,07+ 0,5×0,2) + 0,5×2,482/(0,89×9,81)=2,75м
So8,10 = 8,10(0,8 + 0,07+ 0,5×0,2) + 0,5×8,102/(0,89×9,81)=11,61м
So18,65 =18,65(0,8 + 0,07+ 0,5×0,2) + 0,5×18,652/(0,89×9,81)=38,02м
So24,06 =24,06(0,8 + 0,07+ 0,5×0,2) + 0,5×24,062/(0,89×9,81)=56,50м
So40,10 =40,10(0,8 + 0,07+ 0,5×0,2) + 0,5×40,102/(0,89×9,81)=131,02м
Определим расстояние видимости водителем дороги до встречного автомобиля или препятствия на пути при различных скоростных режимах.
Sв 2,48 =2,75+10 = 12,75м
Sв8,10 = 11,61+10 =21,61м
Sв18,65 =38,02+10 = 48,02м
Sв24,06 =56,50+10 = 66,50м
Sв40,10 =131,02+10 = 141,02м
Все результаты полученных вычислений занесем в сводную таблицу для проведения анализа влияния эксплуатационных и конструктивных факторов, нагрузки и передаточного числа главной передачи на топливную экономичность автомобиля.
4. Вывод
Данный курсовой проект позволил провести оценку тягово-скоростных свойств легкового автомобиля ВАЗ 2106 с рабочим объемом бензинового двигателя 1,578 л и четырех ступенчатой коробкой передач и передаточным числом главной передачи 4,1.
Максимальная скорость на четвертой передаче при полной подаче топлива составит 40,1 м/с., при уменьшении передаточного числа главной передачи на 10 % позволит увеличить u max до 44,56 м/с, при этом расход топлива увеличится с 12,09 л/100 км до 12,46 л/100км.
Увеличение передаточного числа главной передачи на 10% позволяет улучшить показатели топливной экономичности и показателя эффективности использования топлива на единицу транспортной работы Qw.
Расстояние видимости в светлое время суток позволяет использовать движение при расчетных скоростях на участках дорог категории I-а;I-б;II;III;IV
Ограничения по скоростному режиму для трудных участков дорог в пересеченной и горной местности составят:
- для дорог I-б,II, III категории в горной местности-24,87 м/с;
- для дороги IV категории в горной местности-18,65 м/с.
Расстояние видимости в темное время суток вводит ограничение по скорости при движении с дальним светом фар до 24 м/с.
Расстояние видимости в темное время суток вводит ограничение по скорости при движении с ближним светом фар до 18,65 м/с.