Признание и восстановление иерархии




Архиерейский Собор РПЦЗ в 1981 году.

Катакомбной Церкви

Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, о котором упоминает секретарь Синода РПЦЗ епископ Григорий (граф Граббе) Вашингтонский, состоялся 10 октября 1981 года

под председательством Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского, †1985). На этом историческом Соборе был совершен соборный акт прославления в лике святых всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, от богоборческой советской власти в СССР пострадавших.

Другим важнейшим деянием этого Собора было исповедание полного духовного единства РПЦЗ с гонимой Истинно-Православной (катакомбной) Церковью на Родине.

В определении Архиерейского Собора РПЦЗ от 22 октября 1981 г. говорилось:

«О Катакомбной Церкви в России по докладу Архиепископа Антония Женевского принята следующая резолюция:

Обсуждая положение Катакомбной Церкви в России, Архиерейский Собор призывает Божие благословение на тех катакомбных пастырей, которые продолжают свое служение в чрезвычайно трудных условиях, побуждаемые к тому своей верой и преданностью Св. Церкви и готовностью соблюдать веру даже до смерти. Господь да поможет им без впадения в компромиссы нести свой крест до конца. На них и на их труды Собор призывает Божие благословение». 507

В резолюции Собора от 27 октября 1981 г. Говорилось также:

«Мы призываем Божие благословение на тех, кто, не страшась преследований, устраняется от всякого компромисса с политикой безбожия, воплощенной в Московской патриархии, которую, равно как и все акты ее, мы признаем неканоническими и недействительными».

Поскольку речь шла о гонимых советским режимом катакомбных пастырях ИПЦ, то из соображений конспирациии безопасности их имена не назывались, а формулировки

официальных постановлений звучали обобщенно.

 

Однако негласно, по постановлению Собора РПЦЗ в 1981 г., было решено оказать посильную братскую помощь

гонимой Катакомбной Церкви в ее возрождении и восстановлении утраченного в годы гонений канонического епископата. С этой целью, по благословению святителя Филарета (Вознесенского), Архиерейским Собором РПЦЗ было решено тайно совершить для Катакомбной Церкви в СССР

епископскую хиротонию катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) «для возрождения и руководства Церкви в России» и таким образом восстановить каноническое церковное возглавление в ИПЦ.

Это был наиболее благоприятный момент за все годы существования советского режима. 1981–1982 гг. – последние годы правления и жизни Л. Брежнева, для которых было характерно начало агонии возглавляемого им коммунистического режима. В этот период открывается больше возмож-

ностей для посещения СССР зарубежными туристами, как и советскими – стран Запада. В ходе таких поездок зарубежные и советские туристы, помимо «дефицитных» товаров, очень часто старались нелегально привозить Библии и другую религиозную литературу, распространяя ее потом среди родственников и знакомых. Активные контакты с зарубежьем, в т.ч. и с представителями РПЦЗ, осуществлялись и через диссидентские правозащитные объединения, которые к этому времени распространились по всему СССР и с которыми нередко сотрудничали катакомбники. Наиболее тесные связи с диссидентскими кругами в СССР поддерживала Западно-Европейская епархия РПЦЗ, возглавляемая первым заместителем председателя Синода РПЦЗ, архиепископом Женевским и Западно-Европейским Антонием (Бартошевичем). Через них архиеп. Антоний нелегально переправлял в СССР издаваемую Зарубежной Церковью религиозную литературу, собирал сведения о репрессиях на религиозной почве, поддерживал связи с катакомбниками.

Эта миссия облегчалась тем, что сестра одного из клириков Западно-Европейской епархии, протоиерея Владимира Прокофьева, работала во французском посольстве в Москве. Благодаря этому прот. Владимир мог регулярно и беспрепятственно посещать СССР под видом туриста. Поэтому, после суждения на Архиерейском Соборе РПЦЗ, былорешено тайно постричь в монахи и тайно рукоположить во епископа о. Владимира (в тайном монашестве Варнава), с тем, чтобы он во время очередного визита в СССР также тайно совершил епископскую хиротонию катакомбного ар-

химандрита Лазаря (Журбенко).

Тайная миссия РПЦЗ по восстановлению канонической иерархии Катакомбной Церкви была успешно исполненауже через полгода, 10 мая 1982 г., когда в Москве на квартире катакомбной монахини Феодоры была нелегально совершена хиротония о. Лазаря во епископа ИПЦ.510

Дочь секретаря Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе) и его делопроизводитель А. Г. Шатилова о тайной хиротонии владыки Лазаря вспоминала: «Рукоположение Лазаря шло через владыку Антония Женевского. Митрополит Филарет участвовал в этом до некоторой степени: мы

получали в Синоде то, что вл. Антоний присылал... О хиротонии Лазаря знали митрополит Филарет, архиепископ Виталий, Антоний Женевский и я, потому что я печатала

документы. Это было постановление Собора». 511 Архиепископ Марк Берлинский также вспоминал о тех событиях, что таким образом РПЦЗ «старалась помочь Катакомбной

Церкви, рукоположив для ее окормления епископа Лазаря (Журбенко)».512 При этом речь шла о восстановлении иерархии именно ИПЦ, а не о создании в СССР параллельных структур РПЦЗ. Как отмечал тот же архиепископ Марк:

«РПЦЗ не хотела создавать в пределах России параллельную иерерахию».

В Синодальной Грамоте РПЦЗ от 16 мая 1990 г. по поводу этого события сказано следующее: «Архимандритъ Лазарь (Журбенко) отъ Российской Православной Церкви яже въ Катакомбахъ избранъ и Священнымъ Архiерейскимъ Синодомъ Русской Православной Церкви Заграницей утвержденъ и определенъ быти епископомъ Богоспасаемаго града Тамбова по чиноположенiю же Святыя Апостольскiя Вос точныя Церкве, содействующу всесовершающему и всесвятому Духу, въ лето от воплощенiя Бога Слова 1982-е месяца апреля въ 27 день, во граде Москве, хiротонисанъ архiереями Русской Православной Церкви Заграницей по постановлению Архiерейскаго Собора 1981-го года. Хiротонiя Преосвященнаго Лазаря состоялась при особыхъ обстоятельствахъ,

вызванныхъ трудностями настоящаго времени, поэтому хiротонiя была совершена тайно».


В другом Синодальном документе за № II/35/Р/ подтверждается: «Епископ Лазарь (Журбенко) рукоположен по постановлению Архиерейского Собора Русской ПравославнойЦеркви Заграницей во ЕПИСКОПА для возрождения и руководства Церкви в России».

В пояснении Синодальной Канцелярии РПЦЗ от 14 августа 1990 г. по поводу тайной хиротонии вл. Лазаря также сказано, что она совершена «по указанию Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей», «чтобы церковная жизнь Катакомбной Церкви в России могла быть

урегулирована».

Аналогично и в свидетельстве от 5 октября 1989 г., подписанном Первым Заместителем Первоиерарха РПЦЗ, говорится: «Преосвященный Епископ Лазарь канонически рукоположен Епископатом Русской Православной Церкви Заграницейс назначением обслуживать православных христиан Российских Церковных Катакомб».

Стоит отметить, что в 1982 году, вскоре после тайной хиротонии для Катакомбной Церкви епископа Лазаря, в Монреале (Канада) начал обильно мироточить новонаписанный образ Иверской иконы Божией Матери, всемирно прославившийся как «Монреальский». Ныне в РИПЦ в Одессе

(Украина) хранится точная копия этой иконы, написанная ее хранителем Иосифом Муньосом и переданная в 1993 г. архиепископу Лазарю (Журбенко) в Украину, и которая тоже

является чудотворной.

Помимо хиротонии самого епископа Лазаря, для полноценного восстановления иерархии и церковного управления ИПЦ, предполагалось тайно хиротонисать еще нескольких катакомбных архиереев. Епископом Лазарем тогда же были выдвинуты для хиротоний во епископов ИПЦ кандидатуры катакомбных священников о. Михаила Рождественского (1901–1988) из Петрограда и о. Никиты Лехан (1893–1985) из Харькова. Однако окружение как о. Михаила, так и о. Никиты побоялось установить личные контакты с приехавшим из-за границы епископом Варнавой (Прокофьевым), опасаясь, что таким образом КГБ может выследить и раскрыть их тайные общины. Именно близкое окружение не допустило встречи обоих батюшек с прибывшим из Франции еписко-

пом РПЦЗ. Об этом уже после падения СССР свидетельствовали сами их прихожане в Петрограде и Харькове. Поэтому пришлось ограничиться лишь одной хиротонией, так как виза на право пребывания в СССР была краткосрочной, а у епископа РПЦЗ не было возможности дожидаться,

когда представится удачный случай и предложенные епископом Лазарем кандидаты все же согласятся. К тому же и о. Михаил, и о. Никита не были монашествующими, и, по

свидетельству их духовных чад, не решались принять не только епископскую хиротонию, но и монашеский постриг.

Да и по большой своей физической немощи уже, видимо, не могли бы понести этот тогда тяжелейший крест (обоим кандидатам было уже около 90 лет). Таким образом, несмотря на попытки епископа Лазаря хиротонисать еще нескольких катакомбных епископов, единственным каноническим архиереем ИПЦ в СССР до 1990 г. оставался только он. Лишь в 1990 г. представилась следующая возможность, и Синод РПЦЗ для Катакомбной Церкви в ноябре того же года рукоположил еще одного катакомбного архиерея – духовного сына катакомбного старца о. Феодора (Рафановича) из Белоруссии – епископа Вениамина (Русаленко) Гомельского, викария епископа Лазаря (ныне архиепископ Черноморский и Кубанский, заместитель председателя Архиерейского Синода РИПЦ).

 

 

507 Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964–1985). – СПб., 2007. – С. 242.

508 Там же. – С. 243.

509 Граббе Г., еп. Завет Святого Патриарха. – С. 315; Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ от 1/14 августа 1990 г. //Православная Русь, Джорданвилл, США, орган РПЦЗ. – 1990, 15/28 сентября.– № 18 (1423). – С. 6; Яшунский И., иерод. Наши катакомбы // Вестник РХД. – Париж. – № 166 /III/. – С. 243-259.

510 Шумило В.В., Шумило С.В. Годовщина восстановления апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви // Церковные ведомости: cетевой журнал. 2010. URL:

https://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=677; Шумило В.В., Шумило С.В. Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 года канонической иерархии и

церковного управления в Русской Истинно-Православной Церкви // Церковные ведомости: cетевой журнал. 2010. URL: https://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1206; Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви... – С. 23-24.

511 Цит. по: Федоров К., прот. Архиепископ Антоний Женевский / РПЦЗ и Церковь ИПХ Греции и Кипра: история общения и проблемы его восстановления. Машинопись.

512 Доклад архиепископа Марка Берлинского и Германского от 9 мая

2006 г. // Официальный сайт Синода РПЦЗ: cетевой ресурс. 2006. URL:

https://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2006/5soborday4.html

513 Там же.

514 Шумило В.В., Шумило С.В. Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 года канонической иерархии и церковного управления в Русской Истинно-Православной Церкви // Церковные ведомости: cетевой журнал. 2010. URL: https://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1206; Крат-

кая история Русской Истинно-Православной Церкви... – С. 24-25.

515 Шумило В.В., Шумило С.В. Там же; Краткая история Русской

Истинно-Православной Церкви.... – С. 24.

516 Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ от 1/14 августа 1990 г. // Православная Русь, Джорданвилл, США, орган РПЦЗ.

– № 18 (1423). – 1990, 15/28 сентября. – С. 6.

517 Шумило В.В., Шумило С.В. Указ. соч.; Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви... – С. 24.

518 Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. – Монреаль-Москва, 2003. – С. 126-128; В мире нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом. Интервью с архиепископом Тихоном Омским и Сибирским, председателем Синода РИПЦ // Имперский вестник, Новосибирск. 2005, июль-август.– № 87. – С. 11-12.

519 Шумило В.В., Шумило С.В. Двадцатая годовщина восстановления апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви // Церковные ведомости: cетевой журнал. 2010. URL: https://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page-&pid=677

520 Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви // Церковные ведомости: cетевой журнал. 2010. URL:https://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=525

521 Шумило В.В., Шумило С.В. Указ. соч.; Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви // Церковные ведомости: cетевой журнал. 2010.
URL: https://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=525



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: