Функции государства в экономике.




Вопросы для подготовки

1. Какие элементы в совокупности образуют государственные финансы?

2. За счет каких источников осуществляется покрытие дефицита государственного бюджета?

3. Как соотносятся понятия «налоги», «налоговая система», «налоговая политика»?

4. Какими налоговыми льготами обладают юридические и физические лица в РФ?

5. Какие меры по борьбе с безработицей, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

6. Какие меры антимонопольного регулирования применяются в экономике РФ?

7. С помощью каких инструментов ЦБ может осуществлять антиинфляционную политику государства?

 

Задание

Ознакомьтесь с представленным материалом, дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какие функции выполняет государство в смешанной экономике?

2. Близка ли вам концепция субсидиарного социального государства?

3. Есть ли необходимость развития социальной ответственности бизнеса? Как это может осуществляться?

 

Субсидиарное социальное государство.

Сегодня необходимо определять основные цели деятельности и положение фирмы в рамках социально ориентированной смешанной экономики. Этот тип экономики содержит в себе два начала: социальность и смешанность. В центре внимания социальной экономики находится человек с его потребностями и ценностями. Для социальной экономики характерна определяющая роль сферы услуг, особенно таких ее отраслей, как здравоохранение, образование, наука, искусство и культура. Страны с социально ориентированной экономикой характеризуются развитой системой социального страхования и социального обеспечения, стремлением к установлению в обществе социального партнерства. Смешанная экономика органически соединяет в себе преимущества рыночной, централизованное регулируемой и даже патриархальной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия. Экономическое равновесие в смешанной экономике достигается противоречивым единством частного, корпоративного и государственного регулирования. Соотношение между ними подвижно и в каждой стране свое. Баланс противоречивых частных, корпоративных и общественных интересов создается на основе взаимодействия различных социальных типов хозяйства и секторов экономики. В последние десятилетия двадцатого века произошла интеграция смешанных экономик и социально ориентированных типов хозяйствования. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития. В рамках данной экономической системы происходит размывание четких ролей и традиционных функций экономических субъектов: домашних хозяйств, фирм, государства. Так, например, происходит перераспределение социальной функции между государством и производственной структурой.

В рамках теории социально ориентированной смешанной экономики, получила развитие концепция субсидиарного социального государства. Впервые о необходимости движения России к субсидиарному социальному государству было сказано в «Плане действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики » летом 2000 года. Основу этой теории составляет тезис о том, что государство обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При такой модели, граждане, имеющие достаточно высокие доходы, должны самостоятельно оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, получению профессионального образования, а также значительную долю расходов на медицинское обслуживание, школьное образование, пенсионное страхование. Эта часть социальных благ должна предоставляться преимущественно через предприятия.

В последнее время все чаще ставится под сомнение роль прибыли в качестве основной цели деятельности фирмы. Смена социальных приоритетов приводит к пониманию негативных побочных эффектов гонки за прибылью: загрязнение окружающей среды, монополизация рынков, усиление дифференциации доходов населения. Сегодня считается, что фирма должна принять на себя «социальную ответственность».


 

 

Темы для докладов.

1. Основные проблемы развития образования в современных экономических условиях.

2. Принцип инновационности образовательной среды.

3. Результаты реализации положений Болонского процесса.

4. Правовое регулирование образовательных учреждений.

5. Новые организационно-правовые формы в системе образования.

6. Структура и источники финансирования образования.

7. Нормативы бюджетного финансирования основных образовательных программ.

8. Проблемы развития образовательного фандрайзинга.

9. Сравнительная характеристика различных систем оплаты труда педагогических работников.

10.Особенности законодательного регулирования трудовых отношений в системе образования.

11. Модернизация системы высшего образования.

12. Проблемы развития среднего специального образования в России.

13. Пути повышения качества высшего образования в России.

14. Проблемы взаимодействия системы образования и рынка труда.

15. Импорт образовательных услуг в Россию

16. Экспорт образовательных услуг российскими учебными заведениями

 

При подготовке к докладу рекомендуется использовать материалы следующих экономических журналов: «Вопросы экономики», «ЭКО» (Экономика и организация промышленного производства), Вестник СПбГУ Серия «Экономика», «Мировая экономика и международные отношения», «Российский экономический журнал», «Социологические исследования». «США: экономика, политика, идеология», «Экономический журнал Высшей школы экономики», «Эксперт», «Управление персоналом».

 


 

 

Процедура проведения учебных дебатов:

1. Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

2. Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке: 1) справа от председателя - защитники тезиса (4 человека); 2)слева от председателя – противники тезиса (4 человека); 3) в конце зала посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

3. Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссии «Господин Председатель…» Участники дебатов обращаются один к другому, употребляя форму «Господин (Госпожа)».

4. В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

1)вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

5. После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса.

6. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста», или «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

7. Выступающий и председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Регламент: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых -3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. За соблюдением процедуры регламента следит секретарь.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются аргументы, представленные сторонами. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

Примерные темы для дебатов:

Блок 1.

· Рыночный механизм не нуждается в государственном регулировании.

· Налоги должны платить все субъекты экономики.

· Экономика – элитарная наука.

· Инфляция всегда негативно воздействует на экономику.

· Экономическая эффективность должна быть достигнута любой ценой.

Блок 2.

· Сегодня в России нет необходимости в активной реализации программы борьбы с бедностью.

· Вложения в образование всегда приносят значительную отдачу.

· Главная цель деятельности коммерческой организации – максимизация прибыли.

· Пособие по безработице не должно превышать прожиточный минимум.

· Сегодня Россия заинтересована в проведении политики протекционизма.

Блок 3.

· Развитие неформального сектора образования – главная задача модернизации образовательной системы.

· Государство должно полностью взять на себя финансирование системы образования.

· Маркетинговые стратегии не применимы в системе образования.

· Переход к двухуровневой системе подготовки в вузе приводит к серьезным социально-экономическим последствиям.

· Предпринимательская деятельность вуза должна быть ограничена.

 

                 
                 
                 
                 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: