Структура нарушенного развития




- первичные и вторичные дефекты

Структура нарушенного развития представляет собой совокупность первичных и вторичных дефектов, имеющих иерархическое строение.

Первичный дефект сам по себе обуславливает нарушения. Возникает непосредственно под прямым воздействием патогенного фактора. Он биологически обусловлен, необратим, является следствием: недоразвития какой-либо биологической системы, органического повреждения, сочетания 1 и 2. Он может проявляться в виде нарушений: - анализаторов - опорно-двигательного аппарата – интеллекта - др.

Наиболее эффективная помощь при первичном дефекте - компенсация.

Вторичные - нарушения в работе функций, которые так или иначе связаны с первично нарушенными. Эти нарушения связаны с условиями социальной среды.

Первичный дефект + неблагоприятные социальные условия = вторичный дефект

Вторичный дефект: - недоразвитие познавательной сферы, - личности, - поведения

Вторичный дефект обратим полностью или частично. Механизм возникновения вторичных дефектов (на примере слабослышащего человека) Первичный дефект: нарушения слуха ->

Нарушение речи (речевые центры в норме, это социальный фактор) - вторичный дефект ->

Нарушение общения, мышления (так же вторичные дефекты) -> Личность: самооценка; эмоциональная сфера: тревожность - вторичные дефекты. Среди вторичных дефектов можно выделить третичные. В таком случае вторичные дефекты связаны с первичными (речь), третичные опосредованно связаны с первичными (мышление, общение, личность, др)

Чем дальше вторичная (включающая и третичные) находится от первичной, тем легче она поддается коррекции. Чем дальше, тем больше влияния социального фактора.

Основной вид помощи при вторичных дефектах - коррекция.

Направления вторичного дефекта: 1. снизу вверх. Первичная функция относится к числу более простых, и она тянет более сложные (пример со слухом). 2. Сверху вниз. Первичная функция более сложная, тянет более простые. Пример: олигофрения, нарушен интеллект, вторичное - память, восприятие, прочее.

 

9.

Соотношение причин и условий отклоняющегося развития.
К причинам можно отнести патологию наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности: токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, а также сердечно-сосудистую и эндокринную патологию, иммунологическую несовместимость крови матери и плода и др. Не последнюю роль в причинной обусловленности отклонений в развитии играют: стрессовые состояния во время беременности, радиация, неконтролируемое применение лекарственных препаратов, не говоря об использовании алкоголя, табака и наркотиков. В период родов тяжелыми по своим последствиям могут быть родовые травмы и асфиксии. В постнатальный период, как и в раннем детстве в целом, многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии. Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны К их числу можно отнести отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедную в сенсорном отношении среду, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение.следует подчеркнуть, что одна и та же причина способна приводить к разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем, разные патогенные факторы могут стать причиной одного и того же нарушения. Т.е. связь между патогенным фактором (причиной) и нарушением в развитии (следствием) носит не прямой, а опосредованный характер. Другим не менее значимым фактором, от которого во многом зависит конечный эффект, можно считать силу патогенного воздействия и его повторяемость. Следующим опосредующим фактором можно назвать фактор экспозиции, т. е. длительности действия патогенного воздействия. Особая роль принадлежит возрастному фактору, т. е. конкретному возрасту ребенка Клинические исследования свидетельствуют о том, что чем младше ребенок, тем тяжелее последствия одного и того же заболевания. И, наконец, не менее важное значение имеет фактор, который условно можно назвать «компенсаторным», т. е. те ответные меры, которыми организм реагирует на факт неблагоприятного воздействия. При прочих равных условиях сила ответных реакций индивида во многом будет определять конечный эффект от патогенного воздействия.

10.11.12

Основные факторы отклоняющегося развития по слепович

1. Генетические факторы

2. Самотические факторы

3. Социальные: а) ранние средства воздействия; б) текущие средства воздействия.

Среди всего многообразия факторов выделяют причины и условия развития нарушений у конкретного ребенка. Причина – это тот фактор, который действует достаточно интенсивно и впервые запускает механизм отклонения. Чем меньше дети, тем большее влияние оказывают генетические и самотические факторы на появление дизонтогенеза и наоборот, чем старше ребёнок, тем большее влияние оказывает социальные факторы на появление дизонтогенеза.

Генетические факторы: конституция человека(все его признаки внешние. Особенности НС, психики и т.д. которые достались ему по наследству) Собственно генетические поталогии связаны с мутацией генов: моногенные и полигенные патологии. Хромосомные аномалии не в отдельных генах, а в хромосомах в целом. Из психических патологий конституцианально-генетическаие факторы обуславливают шизефрению, эпилепсию, аутизм.

Самотические факторы:

1. Пренатальные факторы: поздние токсикозы беременности, недоношенные, интоксикация плода во время беременности, инфекции плода, физическое воздействие(узи, рентген).

2. Натальные факторы: асфиксия(нарушение дыхания), инфекции во время родов, пренотальные и натальные инфекции

3. Постнатальные факторы: нейроинфекция, вторичноевосполение мозга после детских инфекций, черепномозговые травмы в возрасте до 3-х лет могут привести к умственной отсталости.

Самотические заболевания в детстве, плохое питание.

Социальные факторы: ранние средовые воздействия: эмоциональная депривация со стороны матери на первом году жизни. Согласно эриксону она фрмируеттрефожно-депресивные состояния у детей и приводит к дисгорманическому развитию.

 

13.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: