60-годы 20века впервые обратили внимание на детей с ЗПР.
Задерживается, в первую очередь, развитие эмоционально-волевой во вторую очередь - познавательной сфера. Часть детей учится в общеобразовательных школах, часть – в спец 7ого вида.
Классификация по Лебединской: типы ЗПР:
1).конституционального происхождения. Этиология в основном наследственна, не грубые нарушения обменных процессов. Особенности: нарушения обменных процессов, во внутриутробный период и первые годы жизни, инфантилизм - проявляется себя как более младшего возраста, соответствует норме детей на 2-3 года младше, физические параметры: пришедший в школу выглядит как ребенок 5-ти лет, эмоциональная сфера: яркое, непосредственное, оптимистичное проявление эмоций, но эмоции изменчивы, нет глубинных и длительных переживаний, психические процессы: снижение незначительное, страдает волевая регуляция процессов, не сформирована учебная мотивация, преобладают игровые мотивы, самооценка слабодифференцирована (тест с/о - все шкалы на одной высоте, 90-100 баллов)
2).Соматогенного происхождения
Хронические заболевания, ослабляют организм и психику, болезни приводят к инвалидности. Депривация – ребенок изолирован от общества. Гиперопека сдерживает развитие – родители делают то, что дети могут сделать сами. Стойкая астения - слабость, бессилие, быстрая утомляемость, повышенная чувствительность, ранимость, слезливость, раздражительность, возможны расстройства сна, неврозоподобные черты психики: робость, неуверенность в себе.
3). Психогенного происхождения
Рассматривается социальная среда=условия воспитания. Редко приводит с серьезному ЗПР. Неблагоприятные условия воспитания приводят к сдвигам в НС=> задерживается личностная и волевая сферы
|
Неблагоприятные Условия воспитания: а). Жестокое, грубое обращение с ребенком, наличие в семье алкоголизма. Формируется личность боязливая, ослабленная, робкая. Несамостоятельность, отсутствие активности, инициативы. Как следствие, задержка когнитивного развития. Б). Гипоопека - ребенка игнорируют, не занимаются его воспитанием. Психическая неустойчивость, отсутствие чувства долга и ответственности, безынициативность, взрывчатость, импульсивность, повышенная внушаемость. В). Гиперопека - личность искаженная, ослабленная, эгоцентризм, эгоизм, установка на опеку, неспособность к волевым усилиям.
4).Церебрально-органического происхождения
Затрагивает когнитивную сферу, она стойкая, выраженная. Из всех ЗПР основной процент детей относят к этой ЗПР. Необратима.
Особенности: повреждение нервных тканей из-за травмы ГМ, но более слабый вариант, чем УО. задержка физического развития. замедленное становление основных параметров развития - начинают ходить и говорить в более поздние сроки, слабая дифференцированность эмоций, неразвитость воображения, слабая заинтересованность в оценке,низкий уровень притязаний
Два типа: 1. Неустойчивый - преобладают процессы возбуждения, расторможенность, эйфорические состояния. 2. Тормозимый - преобладают процессы торможения, неуверенность, замедленная реакция.
14.
Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с задержкой психического развития проводился с точки зрения трех параметров:
|
1) недостаточности -динамической организации психических функций (нарушения тонуса, устойчивости, подвижности);
2) парциальной недостаточности отдельных, «частных» корковых функций (гнозиса, праксиса, речи и т. д.);
3) недостаточности регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование, контроль.
Сравнительное нейропсихологическое исследование детей обеих вышеуказанных групп обнаружило значительную разницу в характере и степени дефицитарности высших корковых функций.
1. Нейропсихологическое исследование детей первой группы — с преобладанием явлений органического инфантилизма — обнаружило мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций, обусловленность их дефицитарности низким психическим тонусом, повышенной истощаемостью, недостаточностью автоматизации движений и действий. Легкие расстройства речевой моторики проявлялись в затруднении проговаривания сложных слов. Недостаточность речевой моторики, трудности дифференциации фонем в серийном потоке, негрубые нарушения зрительно-моторной координации — все вместе нередко препятствовало автоматизации и упрочению навыков чтения и письма. Отмечались трудности механического запоминания.
2. Нейропсихологическое исследование детей второй группы с выраженными нарушениями познавательной деятельности и энцефалопатичеокими явлениями обнаружило более выраженные расстройства.
Так, грубее и чаще, чем у детей первой группы, был характер динамических нарушений: явления повышенной лабильности и истощаемости перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений. Наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдалась и первичнаядефицитарность ряда высших корковых функций.
|
В пробах на зрительныйгнозис возникали трудности восприятия усложненных вариантов предметных изображений, а также букв. В пробах на праксис часто наблюдались персеверации при переключении с одного действия на другое. При исследовании пространственного праксиса часто отмечались плохая ориентировка в «правом» и «левом», зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных графем. Пря исследовании речевых процессов нередко обнаруживались расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухоречевой памяти, затруднения в построении развернутой фразы, малая речевая активность.
Дети первой группы нуждаются в организации внимания и контроля, актуализации мотива деятельности. Организующая помощь предусматривает усиление речевого контроля (например, введение речевого отчета, предваряющего моторное воспроизведение, организация отсроченного ответа и т. д.), включение игровой ситуации, эмоциональной стимуляции. Детям второй группы требуются более массивная помощь в коррекции их интеллектуальных трудностей, расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа предлагаемого задания, отработка речевой формулы программы, а затем ее совмещение с предметным действием.
В плане как уточнения структуры интеллектуального дефекта, так и его коррекции представляют интерес данные по специальному экспериментальному обучению таких детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста решению задач на конструктивное мышление.
15.
Такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики, получило название синдрома психического инфантилизма.
Принято различать несколько типов психического инфантилизма (ГарбузовВ.И., 1990).
1. Гармонический — пропорциональное сочетание физической и психической незрелости при отсутствии болезненных отклонений в психическом состоянии ребенка. Эта форма инфантилизма обычно встречается при наследственной предрасположенности ребенка к более позднему развитию, у ближайших родственников также можно выявить наличие инфантильных черт в детстве. Иногда она встречается у близнецов и у недоношенных детей. Развитие детей с гармоническим инфантилизмомимеет благоприятный прогноз: при правильной организации воспитания и обучения эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их личностного развития сглаживаются (Дробинская А. О., 2001).
2. Дисгармонический — базируется на задержке развития лобных до лей головного мозга, обусловлен объективными факторами и неправильным воспитанием. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1 — 2 года. Родителей и воспитателей нередко смущают их наивность, неприспособленность к реальности, манера вольного обращения со взрослыми людьми. Сверстники подходят к ним как к равным, но общение затруднено или вовсе не получается.
3. Психогенно обусловленный — искусственная задержка социализации психически и физически здорового ребенка эгоцентрическим или тревожно-мнительным стилем воспитания. Инфантилизм культивируется гиперопекой, ребенка ограждают от трудностей, ограничивают общение со сверстниками. Упущенное возрастное развитие может оказаться упущенным навсегда: у ребенка не было объективным предпосылок для развития инфантилизма, его вызвали искусственно. По словам В. И. Захарова (Астапов В. М., 1996), такой тип психического инфантилизма труднее поддается коррекции.
Психический инфантилизм — это не общая задержка умственного развития. Речевое развитие, умение рисовать развиваются в полном соответствии с возрастными нормативами, они своевременно осваивают чтение, счет. В условиях дошкольного воспитания ребенка воспитателей может удивлять несамостоятельность, наивность, отсутствие чувства дистанции с взрослыми, неспособность предвидеть развитие событий, отсутствие чувства опасности. Нередко ребенок пяти лет может выглядеть как трехлетний: он миниатюрен, хрупок, у него плохой аппетит, он часто болеет (гармонический инфантилизм). У воспитателей и родителей такой ребенок вызывает чувство жалости, желание его защищать, оберегать.
Наиболее заметными признаки инфантилизма становятся в начале школьного обучения, когда дети оказываются несостоятельными в учебной деятельности: они не понимают своих обязанностей в классе, у них нет чувства ответственности перед школой и учителем. Занятиям в школе мешают повышенная двигательная активность, неспособность к напряжению, отсутствие учебной мотивации. Интересы этих детей соответствуют дошкольному возрасту, а ведущей формой деятельности остается игровая (они приносят в класс игрушки; говорят о том, что хотели быостаться в детском саду). Инфантильный ребенок к началу обучения в школе не способен произвольно управлять своим поведением. Его поведение импульсивно и непосредственно: он может включиться в общую работу, активно выполнять задание, но если игра «в школу» емунадоест, он может встать и ходить по классу, разговаривать с соседом по парте, заниматься посторонними делами. Ему непонятны школьные нормы и правила.
Репрессивные меры лишь увеличивают риск школьной дезадаптации такого ребенка.Наиболее эффективный прием в работе с таким учеником — поддерживать непосредственный интерес в тому, что происходит в классе.
Однако психический инфантилизм может сочетаться и с низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка. В таком случае с ребенком желательно проводить дополнительные индивидуальные занятия в форме дидактических игр.
Специалисты отмечают ряд особенностей психофизиологического развития инфантильный детей, оказывающих влияние на успешность их обучения:
□ моторный инфантилизм — движения инфантильных детей часто порывисты, недостаточно координированы и точны; затруднена выработка двигательных стереотипов, что особенно отчетливо проявляется при обучении ребенка письму, рисованию и при выполнении работ по труду;
□ преобладает конкретно-образное и наглядно-действенное мышление;
□ отмечена недостаточность словесно-смысловой памяти (наибольшую трудность для запоминания представляет материал, требующий осознания связи между его частями);
□ дефицит активного внимания, повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться;
□ неумение работать по инструкции в общем для всего класса темпе.
Таким образом, построение коррекционной работы с инфантильными детьми подразумевает учет их физиологических особенностей, уровня умственного развития и общей подготовленности к школе.
16.
Гиперактивный ребенок. Вообще-то, по большому счету, почти все дети гиперактивны. Однако настоящие проблемы детей начинаются с их импульсивности, неспособности сдерживать все порывы и желания, нарушений дисциплины.
Гиперактивные дети очень неудобны для педагогов, как в школе, так и в детском саду, однако, традиционные методы для них губительны. Ведь проблемы детей, которых именуют гиперактивными, кроются именно в их чрезмерной чувствительности. Но и отпускать гиперактивность на волю тоже нельзя: со временем гиперактивные дети превратятся в неуправляемых подростков и не смогут это перерасти даже во взрослом возрасте.
Коррекция гиперактивности начинается с семьи. С одной стороны, не ругайте ребенка и не выплескивайте на него свою агрессию: она же к вам и вернется. С другой же, не допускайте жалости и вседозволенности, иначе сядет на шею и свесит ножки. Очень хорошо помогает определение круга обязанностей для ребенка, которые он будет выполнять с удовольствием, будь то прогулка с собакой или уборка стола после обеда. Можно направить гиперактивность на хобби.
Шизоидный ребенок. Очень часто подобные проблемы детей – совсем не врожденные. Перегружая ребенка информацией, не столь важной в его возрасте, родители отнимают у ребенка возможность общаться со сверстниками. Он растет вундеркиндом, но не набирается необходимого опыта общения. Как итог – ребенок меняет общение на свои хобби и увлечения.
Другой вариант - отец с шизоидной акцентуацией характера.
Кстати, у девочек подобного плана проблемы встречаются на порядок реже и не так ярко выражены.
Как корректировать подобные проблемы детей? Если ребенка это не беспокоит, то никак совсем. А если он вдруг осознает свою беду, то придется бороться всем миром: родители, психологи, педагоги, но, в первую очередь, он сам.
Ребенок-лидер. Неужели это проблема? А ведь проблемы детей-лидеров начинаются при попадании в новый, сформировавшийся коллектив, где уже есть лидеры. Стремление ребенка сразу же занять ведущие позиции в классе может стать причиной конфликтов и непонимания в коллективе. Объясните ребенку, что в новом коллективе все надо стоить заново: сразу ничего не придёт.
А вообще, любые проблемы детей решаемы, если вовремя обратить на них внимание не оставлять детей с ними наедине.
17.
К категории умственно отсталых относят лиц со стойким необратимым нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения коры головного мозга. При умственной отсталости поражения головного мозга носят необратимый диффузный характер. Другой характерной особенностью является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики и аномальном развитии всей личности в целом.
Причины умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Специалистами было установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия того или иного патогенного фактора. Если поражение головного мозга произошло в первые 3 месяца беременности, например вследствие заболевания матери краснухой, то это станет причиной умственной отсталости ребенка. Нарушения, возникшие в более поздние сроки, будут менее выражены и станут причиной задержки психического и речевого развития. Вызвать умственную отсталость могут различного вида патогенные факторы, которые оказывают необратимое воздействие на плод в период внутриутробного развития. К ним относятся:
1) внутриутробные инфекции хронического характера: сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия, листериоз и др.;
2) внутриутробные инфекции вирусного характера: краснуха, корь, грипп, ветряная оспа и др.
На поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и стать причиной внутриутробного энцефалита и менингоэн-£ цефалита; 3) хронические заболевания матери, такие как заболевания почек, сердечно-сосудистой* системы, печени и др.;
4) применение лекарственных препаратов, противопоказанных в период беременности, способных вызвать интоксикацию плода: плодоизгоняющих средств, гормональных препаратов и др.;
5) иммунологический конфликт между ребенком и матерью по резус-фактору или групповым антигенам крови;
6) вредные привычки матери: курение, алкоголизм, наркомания и др.;
7) различные физические и психические травмы, перенесенные женщиной в период беременности: работа на вредном производстве, неблагоприятная экологическая обстановка, (например, повышенный радиационный фон,воздействие ультрафиолета, ядовитых веществ).
В натальный период (момент родов) патогенными факторами являются родовые травмы мозга, асфиксия и др. В постнатальный период вызвать умственную отсталость могут различные нейроинфекции: менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит.
Вызвать умственную отсталость могут наследственные заболевания, такие как фенилкетонурия (нарушения обмена белка фенилаланина), микроцефалия, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы, наследственные заболевания соединительной ткани. Иногда к умственной отсталости приводят нарушения в строении и числе хромосом: синдром Дауна, синдром Кляйнфельтера, олигофрения с ломкой Х-хромосомы и др.
18.
Олигофрении - стойкое, необратимое нарушение! познавательной деятельности вследствие органиче-; ского поражения головного мозга в перинатальный, натальный и ранний лостнатальный периоды (до 3 лет). Категория лиц с олигофренией оставляет значительную часть умственно отсталых. Лицам с олигофренией свойственны тугоподвижность, инертность психических процессов и стереотипность мышления. Это не только определяет особенности их познавательной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. У детей с олигофренией снижен запас представлений об окружающем мире и самом себе, отсутствуют критичность и адекватная самооценка. Конечно, такие дети не в состоянии усвоить программу массовой общеобразовательной школы, а потому нуждаются в специальном образовании.
Причины возникновения олигофрении многочисленны и разнообразны. Причины любых болезней, в том числе и олигофрении, делятся на 2 группы: предрасполагающие и вызывающие непосредственно саму болезнь. Кроме того, указанные причины зачастую взаимодействуют друг с другом. Факторы, предрасполагающие к олигофрении. Предрасполагающие факторы - это прежде всего отягощенная наследственность, хромосомные, генные и геномные нарушения.
Генные нарушения бывают моногенного и поли генного характера. К моногенным нарушениям относятся наследственные болезни обмена веществ (фенилке-тонурия, галактоэенияидр.). Полигенные нарушения t носят качественный характер и способствуют появлению интеллектуального недоразвития потипуолигофрении, но без нарушений в физиологическом и неврологическом статусе.
К заболеваниям геномного характера относят синдром Шеришевского-Тернера. Лица с этим синдромом не всегда имеют нарушения интеллекта, но обязательным является нарушение в эмоционально-волевой сфере.
В группу хромосомных заболеваний включают: болезнь Дауна, синдром ломки Х-хромосомы и др.
В отечественной олигофренопедагогике принято выделять 4 группы факторов, которые способствуют возникновению олигофрении. Наиболее часто встречается сочетание эндогенных и экзогенных факторов - 80 % случаев, тогда как на чисто эндогенные и экзогенные факторы приходится по 10 % на каждый. К ним относятся:
1)патологическая наследственность(предрасполагающие факторы, о которых говорилось выше);
2) вредности, действующие в период пренатального развития. Их можно разделить на 3 группы:
а) биологические факторы (вирусы, бактерии, простейшие; инфекционные заболевания матери такие как коревая краснуха, сифилис, грипп, токсоплазмоэ, хронические заболевания матери, резус-конфликт между матерью и плодом);
б) химические факторы (лекарственные препараты, некоторые антибиотики, витамины, бытовая химия, алкоголь, никотин, наркотические вещества);
в) физические факторы (неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, воздействие ультрафеолета и др.)
3) родовой травматизм (асфиксия, неправильное наложение щипцов и др.);
4) вредности, действующие в период раннего пост-натального развития (мозговые заболевания, инфекции, интоксикации).
19.
Основной моделью является органическая деменция. Это слабоумие, нарушение интеллекта, похожа на олигофрению. Различия: время возникновения и динамика развития.
По времени олигофрения в основном формируется внутриутробный период. При деменции нарушения проявляются с 2-3х лет, до этого развитие соответствует норме.
Проявление: при олгофрении в основном недоразвитие, страдают лобные и теменные доли. При деменции - повреждение, которое может дополнить недоразвитие. Более тяжелые нарушения мыслительнойдея-ти. Стигмы отсутствуют так как развитие шло в норме.
Физический облик: при олигофрении есть атипичность, при деменции нет.
При деменции (не всех видов) нарушение прогрессирует до распада. При деменции парциальность, локальность нарушений. При олигофрении слабоумие не прогрессирует.
В обоих случаях нарушены и корковые, и подкорковые структуры. Но при деменции подкорковые нарушены сильнее.
Классфикация по происхождению:1. эпилептическая деменця2. постэнцефалитическая3. травматическая4. Склеротическая и Другие. Наиболее изучена эпилептическая. При эпилепсии возникают нарушения познавательной и эмоционально-личностной сферы + признаки деменции.
- судорожные припадки приводят к ухудшению интеллекта; - тугоподвижность, вязкость мышления застревание; - полярность и неуравновешенность эмоций; а при Деменции: - инертность мышления; - слабая способность к обобщению; - нарушение логического строя мышления; - нарушение критичности; истощаемость психики; - застревание.
Классификация по динамике: 1. Резидуальная деменция (динамики отрицательной нет, причина – единовременное воздействие вредности например травма, следствие – поражение мозга, приводит к деменции)..2. Прогрессирующая (слабоумие прогрессирует до распада функции, причина – хронич.заболевание, органически текущие например энцефалит), далее постепенное разрушение психики и личности. При 1 нет распада. При 2 есть.
20.
К категории слабослышащих относятся дети, слух у которых снижен, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. У слабослышащего ребенка происходит частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов, этим он значительно отличается от нормально развивающегося ребенка. Психическое развитие такой группы детей протекает с отклонениями от нормы. Физический недостаток (нарушение деятельности слухового анализатора) приводит к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход дальнейшего развития ребенка, у которого зачатки речи только сформировались, а мышление в своем развитии не продвинулось от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Нарушенным становится взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным. Это мешает нормальному становлению речевых механизмов, при дальнейшем развитии приводит к недоразвитию речевой деятельности и препятствует формированию речи.
У категории детей с нарушением слуха и вследствие этого с речевым недоразвитием изменяется ход общего развития. Речевое недоразвитие - это вторичный дефект, который возникает и существует как функциональный на фоне аномального развития психики в целом. Это становится главной сложностью социального взаимодействия слабослышащего ребенка. Зачастую создается неправильное впечатление, что слабослышащий ребенок может полностью понимать I речь. Когда же становится ясным, что ребенок не ' понимает смысла сказанного, это расценивается какс «^интеллектуальная недостаточность. Конечно, на развитие познавательной деятельности накладывается отпечаток основного дефекта, выражающийся в бедности речевого запаса и искаженном характере речи. У этой категории детей часто обнаруживаются следующие особенности:
1) недостатки произношения;
2) ограниченный запас слов;
3) недостаточное усвоение звукового состава слова, которое находит свое отражение не только в неточностях произношения, ной в ошибках при написании слов;
4) неточное понимание и неправильное употребление слов и понятий;
5) нарушения грамматического строя речи;
6) ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста;
7) сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире;
8) расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в заторможенности, излишней робости, застенчивости, нежелании отстаивать свои интересы, идти на контакт с окружающими.
У детей с нарушениями слуха возникают проблемы общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Далеко не все дети умеют на должном уровне пользоваться жестовой речью или читать с губ. Они с трудом идут на контакт, особенно со взрослым человеком. Поэтому речь педагога или родителя должна быть не быстрой, размеренной, состоять при этом из коротких и ясных предложений. Очень помогает таким детям выразительная эмоциональная речь с использованием жестов, мимики, особой интонации, а общий эмоциональный фон должен быть мягким и благожелательным, вызывать у ребенка с нарушением слуха желание общаться и сотрудничать.
21.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
По степени нарушения зрения различают больных с абсолютной слепотой на оба глаза и больных, у которых имеются светооощущение или остаточное зрение. При абсолютной (тотальной) слепоте полностью утрачиваются зрительные восприятия, а остаточное зрение позволяет воспринимать свет, цвет, силуэты, контуры предметов. Таким образом, слепыми или незрячими называют подкатегорию лиц с нарушением зрения, у которых полностью отсутствую зрительные ощущения, имеются светоощущение или остаточное зрение, и, кроме того, лиц с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08. Большое значение имеет время наступления слепоты. Чем раньше произошло нарушение зрения, тем большее влияние на развитие ребенка оказывают вторичные дефекты. Категория слепых детей отличается своеобразием в психофизическом развитии. Вообще психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.
Потеря зрения, анализатора, поставляющего наибольшую часть информации о мире, формирует своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы ребенка, его характера в целом. В первые месяцы жизни слепой ребенок пассивен в своих реакциях и попытках изучения окружающих предметах, «комплекс оживления» у него отсутствует. Поэтому уже в этом возрасте необходимо стимулировать познание |мира другими способами, искать оптимальный для данного ребенка компенсаторный путь,-иначе окна всю жизнь останется в социальном тупике. Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тифлопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.
У слепых детей отмечаются трудности в игре и много-численные бытовые проблемы, которые зачастую вызывают сложные переживания и негативные реакции. Игровая деятельность слепых детей бедна, для игры они часто используют неподходящие предметы. Большое значение имеет обучение ребенка игре, правильному взаимодействию с окружающими. Ведущую роль при этом играет голос, его звуковая окраска, так как слепые не способны видеть невербальное сопровождение речи. Неправильное воспитание ребенка в семье приводит к тому, что он не способен к самообслуживанию, эгоцентричен, требователен и капризен. Родителям необходимо сделать все возможное, чтобы слепой ребенок как можно меньше зависел от взрослых и мог вступать в нормальные социальные контакты с ровесниками. При малейших трудностях в процессе обучения он может проявлять негативные реакции по отношению как к педагогу, так и к сверстникам или замыкаться в себе. В связи с наличием дефекта у слепого ребенка резко сужен контакт с другими детьми и со взрослыми. Но чтобы адекватно понять реальную действительность, слепым детям необходим большой конкретный опыт.
**
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
К слабовидящим относят категорию лиц с нарушениями зрения, острота зрения которых составляет от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекций обычными очками. У этой группы детей зрение остается ведущим анализатором, однако зрительное восприятие сохранено лишь частично и не является полноценным. У них нарушено цветоощущение, а цветовые характеристики воспринимаемого оттенка слишком бедны. Обзор окружающей действительности сужен и неточен. В связи с этим зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. У слабовидящих детей при наличии косоглазия затруднено бинокулярное зрение. При резко выраженной дальнозоркости или близорукости ребенок не способен выделить признаков, необходимых для характеристики предмета. Остаточное зрение слабовидящего ребенка оказывает существенное влияние на его дальнейшее развитие, формирование познавательной, игровой, трудовой деятельности и всей личности в целом. Поэтому необходимо прилагать максимальные усилия для его сохранения, т. е. нужны регулярная диагностика, консультирование у офтальмолога, психолога, тифлопедагога.
При воспитании слабовидящего ребенка в семье необходимо создать условия, соответствующие его возможностям. При общении со слабовидящим ребенком необходимо комментировать свои действия, чтобы он приучался соотносить название совершаемых действий с их словесным обозначением. Создание неоправданной опеки или чрезмерно щадящего режима может отрицательно сказаться на характере,
ребенка. Он может стать капризным, требовательным, плаксивым, при любой неудаче замыкаться в себе. У ряда слабовидящих детей отмечаются двигательная расторможенность, неадекватная оценка собственных возможностей, наоборот, у других - пассивность, замкнутость, неуверенность в своих действиях и поступках. Частые колебания в настроении могут стать причиной неусидчивости, невнимательности ребенка, что находит свое выражение в нежелании выполнять предложенные задания. Слабовидящие дети с осторожностью относятся ко всему новому, неизученному, далеко не во всех случаях идут на контакт со взрослыми или сверстниками. Уэтой категории детей отмечаются трудности в фиксации взора на объекте, оценке линейных и условных величин, в наблюдении за движущимися объектами. Это происходит из-за нарушения глазодвигательной функции мышц глаза. Целенаправленная коррекционная работа со слабовидящими детьми направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения предметов и явлений с опорой на сохранные анализаторы: слух, обоняние, осязание. В ее процессе у ребенка можно развить некоторые элементы зрительного восприятия: способность видеть предметы вдали и вблизи, различать цвет и форму предмета, наблюдать за движущимися предметами, ориентироваться в пространстве и др. Возможность овладения этой категорией детей предметной, игровой, трудовой, профессиональной деятельностью зависит от уровня сформированности пространственного мышлении, наглядно-образных представлений и ориентировки в пространстве.
22.
Аутизм как симптом встречается при довольно большом количестве психических расстройств, однако в некоторых случаях он проявляется довольно рано -в первый год жизни, занимает ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на последующее психическое развитие ребенка. В этом случае говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), особом варианте нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются ускоренно, тогда как другие - патологически замедленно. При аутичном расстройстве личности, как правило, отмечаются качественные нарушения в сфере социального взаимодействия и ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Частота встречаемости аутизма за последние годы составляет 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В ходе исследований было выявлено, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового и других факторов. Это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер РДА как тяжелого психического расстройства. Аутизм встречается гораздо чаще, чем слепота и глухота вместе взятые, данные статистики о распространенности этого заболевания не всегда однозначны. Причины аутизма до конца не выяснены. Общепризнанной считается большая роль генетических факторов в этиологии РДА. Механизм наследования аутизма тоже до конца не ясен. Ясно одно, что он не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного, а от группы генов. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а лишь предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии «провоцирующего» фактора, который может быть как экзогенного, так и эндогенного происхождения. К экзогенным факторам относятся инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы; к эндогенным- конституциональные особенности, возрастной кризис и др. Эта точка зрения лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие РДА.
Более 50 лет в связи с этиологией аутизма рассматривается органическое поражение центральной нервной системы. Как показывают исследования, у большинства детей с диагнозом РДА обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение установить довольно сложно. В рамках психоаналитического подхода а США и Западной Европе рассматривается психогенный фактор. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характеристик этих форм нет. По современным представлениям психогенный фактор может:
1) быть манифестным для всех форм РДА;
2) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривацион-ного психического развития;
3) вносить вклад в формирование третичных образований РДА при достаточном уровне интеллекта и самосознания.
23.
Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком.
На начальном этапе комплексное обследование проводится одним специалистом (психологом или педагогом), что дает ребенку возможность хотя бы немного адаптироваться к новой ситуации. Другие специалисты (логопед, психиатр) должны постепенно, очень осторожно предъявлять себя ребенку, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать у него охранительную реакцию, и обследование будет прервано.
В целом в процедуре обследования выделяются три этапа: