ЭТИОЛОГИЯ ОНР И КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ




(неречевая: неврологическая и психопатологическая симптоматика) по Е.М. Мастюковой

 

ОНР может возникать вследствие сочетания генетических факторов с неблагоприятными внешними воздействиями. Часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга в ранние периоды развития ребенка. Нередко в анамнезе детей с ОНР отмечается наличие перинатальной энцефалопатии – внутриутробного и/или в период родов поражения мозга.

Наиболее выраженным (речевая, неврологическая и психопатологическая симптоматика) и стойким является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением ц.н.с. Резидуально-органическое поражение ц.н.с. (состояние, которое явл-ся результатом законченного патологического процесса) возможно по типу дизонтогенетического нарушения (следствие недоразвития или отставания в развитии) и / или энцефалопатического нарушения (следствие повреждения структур цнс). И то и другое возможно в результате инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозов, родовых травм, асфиксии, несовместимости крови, заболеваний ц.н.с., травм мозга в раннем периоде жизни…

С учетом этиологии ОНР и клинических особенностей детей, Е.М. Мастюкова выделила три основные группы детей с ОНР.

1 группа – это дети с неосложненным (клиническими проявлениями) дизонтогенетическим вариантом ОНР, т.е. в синдроме ОНР ярко выражены только симптомы недоразвития речи.

В анамнезе этих детей возможны лишь негрубые отклонения от нормы: нерезко выраженный токсикоз 2-й половины беременности матери, недлительная асфиксия в родах, недоношенность, соматическая ослабленность в раннем периоде развития…

Выраженных нарушений нервно-психической деятельности у этих детей нет. Однако со стороны неврологической симптоматики возможны малые дисфункции по типу нарушения регуляции мышечного тонуса, недостаточности со стороны тонкой моторики. В психическом облике детей отмечаются черты эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

2 группа- это дети с неблагополучным анамнезом, с осложненным вариантом ОНР церебрально-органического генеза. Недоразвитие речи у них сочетается с неврологическими и психопатологическими симптомами. (Возможен симптомокомплекс дизонтогенетически-энцефалопатических нарушений). У детей 2-й группы могут отмечаться неврологические синдромы:

- Гипертензионно-гидроцефальный: синдром повышенного в/черепного давления (нарушены умственная работоспособность, произвольная деятельность, поведение; характерны головные боли и головокружения; быстрая истощаемость в деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная и эмоциональная расторможенность…)

- Церебрастенический синдром - проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости. (Характерны: эмоциональная неустойчивость, нарушение функций активного внимания, памяти. Синдром может сочетаться с проявлениями гипервозбудимости - признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других случаях - преобладанием заторможенности, вялости, пассивности…)

- Синдромы двигательных расстройств: характеризуются изменениями мышечного тонуса (а также: легкими геми- и монопарезами, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. (Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии.)

- Неврозоподобные синдромы могут проявляться в виде тиков мышц лица, преходящего или стойкого энуреза, субклинических эпилептических проявлений (судорожные реакции на высоте температуры, вязкость и инертность эмоциональных реакций и поведения, характерные изменения на ЭЭГ).

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Исследованиевысших психических функций этих детей показывает локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, недостаточность фонематического восприятия. Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения в усвоении математики.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.

Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

3 группа – это дети с моторной алалией - наиболее стойким, резко выраженным, специфическим нарушением формирования речи.

При алалии недоразвитие речи (или её патологическое развитие) связано, прежде всего, с органическим поражением мозга ребенка в доречевой период. (Проблема локализации поражения мозга при моторной алалии продолжает обсуждаться в литературе.)

При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Поэтому синдром ОНР, ''включенный'' в алалию, а также неврологические и психопатологические симптомы при алалии наиболее выражены. В каждом конкретном случае они имеют индивидуальные особенности.

Алалия считается клиническим расстройством и имеет соответствующее описание в неврологической литературе. Для детей с моторной алалией характерны и психопатологические нарушения (расстройства внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения).

Однако для логопедов алалия – это, прежде всего, тяжелое нарушение формирования речи, и на первое место выступают симптомы языкового недоразвития детей.

При алалии, как правило, наблюдается полное отсутствие спонтанной компенсации речевого дефекта, выражено недоразвитиевсехсторон речи — фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

При моторной алалии у детей не формируется динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у них со временем накапливается определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса.

 

...





Читайте также:
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.