А может, хватит местных «суверенитетов»?




Обратится к этой теме нас «заставили» читатели-никельчане. Дело в том, что всё чаще звонящие в редакцию жители посёлка не просто обозначают свою проблему, а спрашивают: «Куда обратиться по этому вопросу?». Зачастую, ответ бывает очевиден: «В администрацию». «В какую?» — следует не менее очевидный вопрос…

А действительно, по какому вопросу обращаться никельчанам в поселенческую администрацию, а по какому — в районную? Большинство из них просто не понимают этого.

-Понасоздавали администраций, а проблем нигде не решить, – так примерно резюмируют граждане.

Так, может, действительно «погорячились» в своё время на волне «парада суверенитетов»? Разговоры об этом ведутся не первый год. И не только разговоры — в регионе создана Межведомственная комиссия по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления Мурманской области под председательством заместителя губернатора Анатолия Векшина. Очередное её заседание прошло 28 мая этого года.

Среди участников на этом заседании был и глава Печенгского района Александр Морозов. В беседе с нами он рассказал, что главными были вопросы о «Возложении полномочий администраций сельского поселения Ловозеро и городского поселения Умба на администрации Ловозерского и Терского районов». (Для сведения читателей: в этих муниципальных образованиях, как и в нашем районе, в одном населённом пункте находятся и районная администрация, и администрация поселения.)

Александр Владимирович пояснил, что возможность проведения таких мероприятий установлена частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Межведомственная комиссия, рассмотрев материалы заседания и заслушав докладчиков по этим вопросам решила: «Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований г.п. Умба Терского района и Терский район, а также с.п. Ловозеро и Ловозерский район завершить мероприятия по возложению исполнения полномочий администраций поселений на администрации районов и упразднению администраций поселений».

Глава района также рассказал и о состоявшемся в июне заседании Ассоциации «Совет муниципальных образований Мурманской области», где присутствовали члены правительства, депутаты областной думы, руководители большинства муниципалитетов Мурманской области, в том числе руководители поселений, входящих в состав Печенгского района. И здесь ключевым для обсуждения стал вопрос «О процессе объединения администраций муниципальных районов и поселений». На заседании выступила губернатор Мурманской области Марина Васильевна Ковтун, которая много говорила о качестве муниципального управления, о том, как оно влияет на качество жизни, как в этом аспекте люди оценивают власть в целом и власть на местах.

В частности, Марина Васильевна отметила, что зачастую у местных властей нет хозяйского отношения к своему поселению. Вместе с тем, в таких муниципалитетах управленческий аппарат представлен более чем солидно. По словам главы региона, они «большую часть полномочий передали в районы и сидят, вцепившись в свои стулья так, что не отодрать». Для примера, среди прочих, Марина Васильевна назвала и Никель.

-Зачем там две администрации? Какая людям от этого польза?

-Действительно, людям не понятно, к кому обращаться с проблемами, – говорит глава Печенгского района Александр Морозов. – Сам не раз сталкивался — приходит на приём житель Никеля и говорит, что обращался в администрацию поселения, а его отсылают в районную: мы, мол, им полномочия передали. Тогда для чего там целый коридор чиновников?

-Вместе с тем, – продолжает Александр Владимирович, – люди обращаются по поводу благоустройства двора, ремонта дорог, жилого фонда и пр. Т.е., по тем полномочиям, которые администрация городского поселения в район не передавала! А человека «футболят». Что это, как не чиновничье равнодушие, которое обижает людей и отрицательно влияет на имидж власти?

-Но вам в таких случаях приходится «отфутболивать» обратно?

-Никогда никого не «отфутболивал» по простой причине: занимаешь муниципальную должность, избран гражданами – решай проблемы. Любой муниципальный служащий обязан человека выслушать, и если это вопрос муниципалитета, то решить его проблему — через тех же глав поселений, главу администрации района, в зависимости от того, в чьей компетенции вопрос. Мне не зазорно, а порой и проще, выйти незамедлительно на руководство Управляющей компании, ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ», директора школы или заведующую детским садом — тех людей, кто должен и может решать проблемы, с которыми сталкиваются люди.

-В 2005 году у нас создали пять муниципалитетов: пять Советов депутатов, пять администраций. У всех свои полномочия и… свои административные затраты. А что людям от такого «суверенитета», если средств толком ни на что не хватает?

-Согласен. В условиях такого района, как наш, нужна концентрация сил и средств. А ещё, зачастую, у нас управленческое звено, как лебедь, рак и щука. Вспомните, когда в районе было единое руководство, было и единое ЖКХ — и порядка в этой сфере было больше. Для примера, ситуация в МУП «Сети Никеля». Важнейшее для жизнеобеспечения посёлка предприятие находится в шаге от банкротства. А администрация поселения «кивает» на район: вам, дескать, полномочия передали, а у нас средств не хватает. Но район оказать помощь МУПу не имеет права (учредитель его администрация гп Никель).

-Что лично вы можете предложить?

-Программа-минимум — ликвидация администрации городского поселения Никель с передачей всех полномочий в район. Согласно норме Федерального закона № 131-ФЗ, уставами района и поселения, являющегося административным центром района, может быть предусмотрено возложение полномочий администрации г.п. Никель на администрацию Печенгского района и, как следствие, администрация поселения не образуется. Данная норма уже прописана в Уставе Печенгского района. Дело за малым – депутатам муниципального образования г.п. Никель принять такое решение и внести изменения в Устав поселения.

Если объединить администрации, высвободившиеся средства — а это несколько миллионов, можно направить на то же благоустройство, совершенствование сферы ЖКХ… И, значит, – улучшение качества жизни населения.

4 года назад Никель передал часть полномочий в район и получил около 9 миллионов в год экономии бюджетных средств. Эти деньги можно было пустить на что-то нужное. Допустим, в этом году трактор закупили, на следующий год — грузовик для вывоза мусора… Но, к сожалению, мы этого не видим.

-А программа-максимум?

-О программе-максимум я докладывал на заседании Межведомственной комиссии — о возможности создания на территории района единого городского округа Печенгский район (131 ФЗ это позволяет) с единым Советом депутатов из представителей всех ныне существующих поселений.

Законодательно есть два пути. Первый — это референдум. Но он требует финансовых вложений. Второй путь менее затратный: депутаты поселений принимают решение, что после истечения срока их полномочий новый Совет депутатов не избирается, а полномочия переходят районному Совету депутатов. Повторю, – депутаты принимают решение консолидированным большинством. Так что слово за депутатами.

Почему я выступаю за создание городского округа? Потому что это экономия бюджетных средств, сокращение управленческого аппарата, уход от размывания ответственности за положение дел в районе и поселениях, единая структура управления, единая программа социально-экономического развития и прочее. Это государственный подход к организации муниципального самоуправления.

Пользуясь случаем, обращаюсь к депутатам поселений: поддержите переход на одноуровневую организацию местного самоуправления. Нас люди избирали в надежде на позитивные изменения. Верю, каждому депутату хочется оставить после себя добрый след в сердцах людей. А объединение муниципалитетов в районе, месте, где мы живём, где родились и растут наши дети, положительно скажется на социально-экономическом развитии района, а значит, и жизни наших жителей.

-Что-то уже делается в процессе подготовки к укрупнению муниципалитетов?

-На заседании Межведомственной комиссии нам было рекомендовано к октябрю представить план мероприятий по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления в Печенгском районе. Мы эту работу фактически уже начали, сформирована рабочая группа, куда входят все главы поселений района и главы администраций, депутаты Мурманской областной думы, представители министерств правительства Мурманской области.

Евгений Маручок.

Фото автора.

P.S. Неплохо было бы узнать мнение на этот счёт жителей района.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: