Необходимое техническое оборудование: ПК, экран, презентация




КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку


«Неопределенная форма глагола»

(Тема урока)

1. Машанина Светлана Николаевна  
2. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»  
3. Учитель начальных классов  
4. Русский язык  
5. Класс 3  
6. Тема «Части речи» № урока 46  
7. Источники, используемые при подготовке к року, т.ч. и учебник по предмету с указанием автора и года издания, перечень используемых ЭОР Л.Ф. КлимановаРусский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2 Презентация сопровождения урока русского языка «Неопределенная форма глагола». Карточки с текстом для индивидуальной работы. Карточки «Рефлексия урока»  

8. Цель урока (дидактическая, предметная): (в соответствии с темой урока и требованиями ФГОС) Формировать умение определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемые результаты:

предметные:

· Сформулировать понятие неопределенной (начальной) формы глагола;

· сформировать умение определять по вопросам неопределенную форму глагола;

· сформировать умение различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (без обозначения категории вида);

· правильно ставить глаголы в начальную форму, учитывая категорию вида, но не называя ее, ориентируясь на вопросы что делать? и что сделать?

· расширить словарный запас учащихся.

метапредметные:

Регулятивные:

· освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

· планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

· формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;

· планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

· освоение умения распознавать глаголы в неопределенной (начальной) форме и находить их в предложении;

· учитьсяизвлекать информацию из схем и текстов;

· освоить способы решения проблем поискового характера;

· освоить основы познавательной рефлексии;

· овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

· овладеть базовыми предметными понятиями.

Личностные:

· мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

· овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

· создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

· первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки на основе критерия «успешность учебной деятельности;

· осознание алгоритма учебного действия;

9. Тип урока: Открытие новых знаний

Необходимое техническое оборудование: ПК, экран, презентация

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА*

Этап урока Содержание деятельности учителя (подробно)   Содержание деятельности ученика (подробно)   Формируемые УУД (конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме) Время (в мин.)  
           
1. Мотивационный этап 1.1Организационный момент. 1.2.Психологический настрой.   Приветствие. Проверка готовности детей к уроку. - С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующий вашему настроению смайлик. - Я желаю сохранить его до конца дня. Улыбнитесь своему другу по парте, начните свой день с улыбки. В.Г. Белинский говорил (слайд) -Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.   Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия.   Будем мы внимательны, активны и старательны!   Приветствуют учителя, друг друга, занимают свои места Личностные УУД мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;   2 мин
2. Актуализация знаний - Запишем число, «классная работа». -Сегодня нам с вами предстоит сделать новые открытия в стране русского языка. - К нам на урок пришел знакомый незнакомец. Витя Смирнов возьмет у нашего гостя интервью.     - О какой части речи пойдёт речь на уроке? - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё) -Что такое глагол?   Минутка чистописания. - Пропишем красиво сочетания букв: ть, ти, чь. - Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких? Прошу отгадать загадки. А чтобы отгадать загадки, нужно вставить пропущенное слов. - Слова какой части речи здесь пропущены? -Вставьте пропущенные глаголы(слайды) 1. Ног нет, а хожу! Рта нет, а (_______), когда спать, когда (________). (Будильник) 2. Пришла Паня в красном сарафане. Стали Паню разряжать, стали (_______) и (_________) (Лук)   3. Своих глаз нет, а другим (________) помогаем.(Очки)   -Прочитайте полученные загадки(слайды) 1. Ног нет, а хожу! Рта нет, а говорю, когда спать, когда вставать. (Будильник) 2. Пришла Паня в красном сарафане. Стали Паню разряжать, стали плакать и рыдать (Лук) 3. Своих глаз нет, а другим видеть помогаем.(Очки)   (подготовленная заранее)Сценка «Интервью» – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. - Это глагол -Потому, что мы его немножко знаем, но ещё не всё.     Отвечают на вопросы учителя   Минутка чистописания(слайд)   Отгадывают загадки(слайды) Говорю Вставать Плакать Рыдать Видеть   Регулятивные УУД освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; Коммуникативные УУД готовность слушать собеседника и вести диалог; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью; Познавательные УУД освоить способы решения проблем поискового характера;   7 мин
3. Постановка учебной задачи. (Целеполагание).   На слайде ряд глаголов Говорю Вставать Плакать Рыдать Видеть - Назовите глагол, который отличается от других - Почему? - Определите время, лицо и число глагола – говорю. - Молодцы! Правильно. - Можем ли тоже самое определить у глаголов: вставать, плакать, рыдать, видеть.(слайд) - Эти глаголы не обозначают ни категорию времени, ни категорию числа, ни категорию лица. - Как вы думаете, как называется такая форма глагола?   - В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.   - Какова тема нашего урока? - Назовите цель нашего урока? (Узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д.). - Чему будем учиться на уроке? (Находить глаголы неопр. ф. в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола, учиться ставить глаголы в неопред. форму). - Зачем нам нужно познакомиться с неопределённой формой глагола? - Можем мы с вами сразу ответить на этот вопрос? Нет, но в конце урока мы должны на него постараться ответить.   Это глагол - Говорю - В глаголе – говорю нет буквосочетания ть, ти,чь - Настоящее время, ед.число, 1 лицо -Нет, не определить.   Высказывают предположения о проблеме, теме урока и его задачах.   Познавательные УУД: освоение умения распознавать глаголы в неопределенной (начальной) форме и находить их среди других слов; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; Коммуникативные УУД: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;   5 мин.
4. Поисково-исследовательский этап (8-9 мин) 1.Разработка проекта по выходу из затруднения 2. Открытие нового знания   Посмотрите внимательно на эту схему.(слайд) - Какой вывод вы можете сделать? вставать Пр. вр. Н.вр. вставал встает вставала встают     -Почему стрелочки идут от глагола ВСТАВАТЬ? -От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола. Какой вывод можно сделать? Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола.   (Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица - производителя действия). Обратите внимание на следующее задание: - Как вы понимаете пословицу? «Встать пораньше, да шагнуть подальше!» - Какие слова здесь стоят в неопределенной, т. е. начальной форме? -На какой вопрос они отвечают? Вывод.     Объясняют пословицу. Встать, шагнуть. Что сделать?   Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? /что сделать?   Познавательные УУД учитьсяизвлекать информацию из схем и текстов; освоить способы решения проблем поискового характера; Регулятивные УУД планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;      
5. Физкультминутка - Я зачитываю слова, разные формы глаголов. Если глагол в н.ф. – руки вверх. Если глагол в других формах – присели Ходить, ходит, думаем, косить, нести, носят, носить, стричь, читаю, плести,везти, рисовала, стеречь. - Если глагол в н.ф. – руки вверх. - Если глагол в других формах – присели     1 мин
6. Практический этап (Использование способа действия) 1.Первичное закрепление нового знания   -Садитесь на свои места и посмотрите на глаголы из физкультминутки(слайд) - -Какими сочетаниями букв оканчиваются глаголы неопр.формы. -Запишем схему – подсказку в тетрадь -Давайте сравним наше открытие со сведениями о языке, которые нам дает учебник. Стр.106 прочесть правило.   Упр.181. -Прочитайте первую пару слов. -Найдите сходство и различие в каждой паре.   - Накокой вопрос отвечает глагол – говорить? - На какой вопрос отвечает глагол – поговорить? -Запишите эту пару в тетрадь, подчеркните орфограмму. Докажите орфограмму.     Аналогично выполняется работа ещё втремя парами глаголов, проговаривая вопросы глаголов в неопределенной форме.   - Что общего у этих слов? (Являются неопред.ф. гл.) Вывод: - На какие вопрсы отвечают глаголы в неопределенной форме? неопред. форма глагола отвечает как на вопрос что делать?, так и на вопрос что сделать? - Объясните пропущенные орфограммы. -Эти глаголы оканчиваются на -ть, - ти, -чь     Читают правило.   -Говорить- поговорить   -Что делать? Говорить. - Что сделать? Поговорить     Выписывают пару слов, подчеркивают орфограмму, доказывают правописание.     - неопред. форма глагола отвечает как на вопрос что делать?, так и на вопрос что сделать?     так и на вопрос что сделать?   Объясняют пропущенные орфограммы. Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД   7 мин.
7. Вторичное закрепление знаний. Самостоятельная работа (дифференциация по уровню обучаемости) Я предлагаю вам выполнить следующее задание.(дифференциация по уровню обученности детей) 1.Репродуктивное задание (выполняют ученики с низким уровнем обучаемости). Смотрите на схему - подсказку(слайд). Выписать только глаголы в неопределённой форме   Узнавать, приходим, вырастут, написать, лить, петь, снимать, читаю, дружить, выбрали, написать   2.Продуктивное задание (выполняют ученики со средним уровнем обучаемости). Разбейте предложенные слова на три группы. Запиши группы. Объясни свой выбор. Узнавать, ночь, приходим, скатерть, вырастут, речь, написать, кровать, лить, петь, грусть, снимать, читаю, дружить, выбрали, кость, угрожать, увеличиваю, отменяем, лесть. 3. Задание повышенной сложности (выполняют ученики с высоким уровнем обучаемости). Впишите в карточку на место пропусков подходящие по смыслу глаголы в неопределенной форме. Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя ______ в постели. Надо сразу ______ и _______ зарядку. Между упражнениями необходимо ________ небольшие паузы для отдыха. Нельзя _________ дыхание, надо _______ спокойно. Зарядку нужно _______ при открытой форточке. Придумай свой полезный совет для одноклассника.   Выполняют задания, предложенные учителем. Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД    
8. Рефлексия -С какой формой глагола мы познакомились на уроке? - Почему она называется неопределенной? - На какие вопросы отвечает? - На что оканчивается? -Чем она отличается от других форм глагола? -Зачем мы познакомились с неопред. формой глагола?        
  Домашнее задание Вывод с.106 повторить, для закрепления выполнить упр.184 стр.107 По желанию: Р.т. стр. 64 упр. 142      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: