Призвание Иезекииля Иез. 1 — 2.




С 1010 по 586 — эпоха Царств.

Вавилонский плен — 586-538 (538 Кир Великий дает возможность переселенцам вернуться в Иудею и восстановить храм.

С 538 года по 331 — Персидский период.

С 331 — эпоха эллинизма. Сначала входят в состав Египетского царства (династия Птолемеев).

В состав Египетского царства с 323 по 198.

После 198 года переходят под Антиохийское царство Селевкидов и находятся в ее составе до 160 года.

160 — получена независимость до 63 года.

В 63 году входит Помпей и Иудея входит в зависимость от Римлян.

 

Состав иудейского Священного Писания.

 

1. Тора — закон — 5 книг.

2. Невиим — пророки — 8 книг. Два подраздела:

*. Ранние (главные) пророки — 4 книги — Иисус Навин, Судей, Самуила (1-2 Царств), Царей (3-4 Царств).

*. Поздние (младшие) Исаи, Иеремии, Иезекеиль и 12 малых пророков в одной книге.

3. Кетувим — Писания — 11 книг — Псалтирь, Притчи, Иова, Руфь, Плач, Песнь песней, Екклесиаст, Есфирь, Книга Даниила, Книга Ездры и Неемии, Книга Хроник (Паралипоменон)

 

03.09.2011

 

Все три части иудейского Писания связаны с авторитетом пророков. Тора — с Моисеем, Невиим (Пророки) — понятно и так, Кетувим — царя и пророка Давида.

Книга Даниила не входит в состав Пророков (Невиим), а входит в состав Писания (Кетувим). Она не вызывала споров, ее нахождение вне «пророков» косвенно можно объяснить что она была написана после завершения раздела Невиим.

Тора это прежде всего откровение закона. Это закон с большой буквы, это не просто правила жизни, это некий глубинный закон мироздания заложенный Богом в бытие этого мира, закон общества Израиля, закон призван поддерживать существование мира. За закон ответственно израильское священство.

Невиим — это откровение слова Божия.

Кетувим — книги разножанровые, разноплановые, но костяк это книги премудрости — Псалмы, Песнь Песней Эклисиаст и т. д. Книги Писания это откровение премудрости Божией. За премудрость ответственны «мудрые Израиля»

Иеремия 18, 18 «А они сказали: "придите, составим замысел против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника и совет у мудрого, и слово у пророка; ». Из этой фразы видно, что за закон ответственно священство, за слово — пророки, за мудрость — мудрые Израиля.

 

Книги Пророков.

 

Понятие о Библейском пророке, основная терминология.

 

Navi (встречается 309 раз)– производная от еврейского глагола nava, глагол многозначный, в наиболее древних слоях текстов означает — выходить из себя, впадать в экстаз, восторженно петь, приходить в исступление, т. е. речь идет об особом психофизическом состоянии. В более позднее время начинает обретать значение — прорицать, провозглашать. Связано так же со словом navu, что означает — зов, звать, тот кто призван. В общем это тот, кто призван к Божеству, тот кто провозглашает слово и это предполагает особое состояние в котором это происходит. Термин NAVI мужского рода, но в Священном Писании встречается nevia – пророчица. Пророчество — дар, которым могут обладать и мужчины и женщины.

Hoze (встречается 17 раз) - от глагола hoza – зреть прозирать — прозорливец, провидец.

Roe (встречается 11 раз)– от глагола raa — смотреть, видеть — провидец, прозорливец.

Navi и hoze - более архаичные термины. Navi переводится в LXX как — профитис, в греческом как прорицатель, толкователь. Речь идет о истолкователе, непонятных звуков при оракуле.

Помимо этих трех основных терминов, Священное Писание использует и эпитеты, которые так же показывают нам как понимается пророческое служение, как к нему относятся. Эпитеты следующие: «Человек Божий» (3 Царств 12, 22; 13, 1 и т.д), «Страж или дозорный Израиля» (Иез. 3, 17), пророк как «Пастырь» (Иер. 17, 16), пророк как «Вестник Господень или ангел» (Ис 44, 25-26; Аггей 1, 13).

 

Призвание — посвящение пророка.

 

Пророки — самые разные по социальному происхождению, по полу, по рождению. Например Исаия — цельная сильная личность знатного, возможно царского происхождения. Иеремия — скромный нерешительный, происходит из священнического сословия. Иоиль — непреклонен, а Елисей — гибок от обстоятельств. Амос — из сословия крестьян. К служению призываются люди в самом разном возрасте, например Моисею было 80 лет, Иеремия же был молод. Среди пророков были люди женатые (Исаия) и неженатые. В общем, никаких человеческих критериев к пророкам не существует, это тайна Божия, здесь мы вынуждены констатировать наше человеческое незнание. Путь стать пророком это призвание — посвящение.

 

Пророчество, т. е. Несение слова не является постоянным составляющим пророка, человек не способен постоянно находиться в состоянии пророчествования. Пророк начинает пророчествовать в состоянии наития Духа Божия. Не каждое слово пророка является откровением и выражением слова Божия.

 

Богословие пророческого служения: миссия слова.

 

2 Царств. - Дух Господень говорит во мне...

Действие слова Божия и Духа очень близки, тем не менее есть особенности и различия. Богословие Духа и слова задается в шестодневе, в тексте о творении. Первые образы, которые дает текст шестоднева, это действие Духа. Энергия Духа оформляется в действии слова.

Действие слова в истории «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» Ис. 55, 10-11. евр. Davar – слово и дело одновременно. Davar — событие, что подумал, то сказал, то и сделал. Слово Божие творит историю, а пророк, который изрекает слово, оказывается активным созидателем истории. Поэтому пророчество это не предсказание о будущем, это созидание. Это не как гадание, не попытка подсмотреть будущее, он созидает грядущее. Пророки играют роль в возвращении полноты общения Бога и человека.

 

Виды пророческого откровения:

 

ñ Будут пророчествовать сыны ваши (Диалог, слышание слова).

ñ Старцем вашим будут сниться сны (Сноведения).

ñ Юноши ваши будут видеть видения (Видения).

 

Видения и сновидения это так же откровение Слова Божия, т. к. Слово Божие можно не только слышать, но и созерцать.

 

 

Д/З (Самостоятельный, нелекционный материал)

«Призвание Иеремии» Иер. 1, 1-10

1 Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, 2 к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, 3 и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце. 4 И было ко мне слово Господне: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. 6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. 7 Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. 8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. 9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. 10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.

Краткое толкование:

1-10 В описании призвания Иеремии отсутствует торжественность, присущая рассказам о призвании Исайи и Иезекииля. Для него, напротив, характерна простота, отсутствие внешней символики, как бы прозрачность в беседе души с Богом: Божий призыв выражен в форме категорического повеления и пророк, преодолев свой страх, смиренно принимает его.

1 " Анафоф " (Анатот) - селение, расположенное в 6 км к СЗ от Иерусалима, существующее еще и в наши дни. Соломон сослал туда священника Авиафара.

2-3 Указания, содержащиеся в этих стт, позволяют определить период пророческой деятельности Иеремии (1-39): прибл. с 626 по июль 587 г.

5 " Я познал тебя " - когда Бог говорит "познать" - это означает избрать, предопределить (ср Ам 3 2; Рим 8 29); "освятил тебя" - в данном случае имеется в виду не столько внутреннее освящение, сколько отделение от всего мирского для исполнения пророческого служения.

Призвание Иезекииля Иез. 1 — 2.

1 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. 2 И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. 3 И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. 4 И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!" 5 Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. 6 А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; 7 и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. 8 Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. 9 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. 10 И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе".

08.09.2011

 

«Так говорит Господь...» «Слушайте слово Господне...» - значит пророк говорит не от себя, а пророчествует.

 

Пророческое служение в ветхозаветном Израиле как социальный институт.

 

ñ Ветхозаветные пророки как институт общественного бытового оракула. К нему обращались с просьбами различного рода предсказаний, за исцелениями, заклинаниями. Появляются школы пророков (сонм пророков), сыны пророков (связано с прор. Елисеем и прор. Илией)

ñ Пророки при святилище, пророк Авакум, люди которые создают псалмы (1Парал, 25, 5)

ñ Пророки при царском дворе — Нафан, Гад (1Цар. 22, 5) и др.

ñ Есть служение отдельных пророков, которых никак не связать с этой классификацией, это пророки с большой буквы, они возвестители воли Божией в масштабе всей Священной истории. Их миссия слова Божия определяющее ход истории — Моисей, Исаия и др.

 

Истинное и не истинное пророчество.

 

Действительно истинным служителем слова приходилось бороться против ложных пророков Иер. 14, 14-15: «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки...»

Иер. 23, 9-40; Иер. 28; Иез. 13

Священное Писание вводит критерий истинности и неистинности пророка — Втор. 18, 20-22 «но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. 21 И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" 22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его».

Втор. 13, 1-5 «1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, 2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - 3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; 4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; 5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя».

Иер. 28, 9 «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка».

09.09.2011

 

Библейский критерий (именем Господа и исполнение) довольно таки простой, но как он может работать? Так же могут быть знамения истинности пророчества: «И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрек Господь: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». 3Цар. 13, 3

 

Уникальность института пророков в ветхозаветном Израиле.

 

Navi – используется и к пророкам Ваала и др.

Отличие определяется истинностью Господа, первая заповедь — поклонение Израиля только Ему.

3Цар. 18, 17-40 — противостояние прор. Илии и Вааловых пророков, выяснение истинности пророка и истинности Господа.

 

Хронология служения пророков.

 

Под пророками-писателями мы понимаем тех, от которых остались писания, это четыре великих пророка и двенадцать малых. Те, о которых мы говорим как о пророках исполняющих высоту пророческого предназначения, вершители слова Божия.

 

Хронологию можно разделить:

1 этап с середины VIII века до начала VII века — книги пророков Амоса, Осии, Исайи, Михея.

2 этап — вторая половина VII века и до разрушения Иерусалима — Софония, Иеремия, Наум и Авакум.

Период Вавилонского пленения — еще до пленения призван Иезекиля.

Все остальные пророки, это время после Вавилонского плена — Агей, Захария, Малахия, Авдий, Иоиль, Даниил и Иона.

Из всех пророков, двое пророков, которые пророчествовали для Северного Царства — Амос и Осия. Остальные пророки проходили свое служение в Иудеи.

 

10.09.2011

 

Формирование книг пророков.

 

Не один из пророков не писал свои книги...??? Постепенно эти пророчества получают виды собраний, а со временем обретается редакционная правка. В тексты может быть помешен исторический контекст, это правка. Это ставит перед библиистикой вопрос об определении собственно пророческого ядра, как они дополнялись. Так же складывается ситуация с Пятикнижием, происходит историческая апробация книг. Сама по себе история создания книг пророков является апробацией истинности пророка и его пророчеств. Историческим и текстовым свидетельством окончания раздела Невиим является книга Иисуса сына Сирахова, где упоминаются три великих и двенадцать малых пророков.

 

Пророки середины VIII века до начала VII века — Амос, Осия, Исаия, Михей.

И историко-политическая ситуация в Иудее и Израиле в это время.

 

Иторико-политичесская ситуация этого времени — в Израиле царствование царя Иеровоама II — 783-743 (785-745) годы царствования. В Иудеи Озария (другой вариант Озия) - 781-740 годы правления. В это время происходят сложные ситуации, на престоле обоих царств появляются энергичные правители, Иеровоам II отвоевывает границы Северного царства до границ Давида и Соломона, то же самое делается и в Южном царстве.

Ситуация меняется с 745 года в связи с приходом в Ассири царя Тиглатпалассара III 745-727 (правление) в синодальном Сиглатфилассар. Ассирия справляется с внутренними трудностями и начинает веcти агрессивную внешнюю политику.

С Сиглатфилассара начинается эпоха ассирийский царей-завоевателей, Израиль становится данником Ассирии еще при Минае (743-748). В 735 году на Ближнем востоке складывается союз против Ассирии во главе которого Ирицин царь дамасский, Израиль, приморские города: Тир, Сидон, Филистямляне, Египет. Ахаза так же призывают вступить в союз, но он не хочет. Начинается военная кампания против Иудеи и Ахаза. Ис. 7, 1-2; 2Парал. 28, 5-28; После Сиглатфиласара наследует его сын Салманасар V (726-722).

Ассирия — отличается особой жестокостью по отношению к покаренным народам. Она первыми проводит переселение покаренных народов.

Северное царство — связано с царем Осией, который был вассалом Салманасара V. Был предпринят очередной поход Ассирии, что повлекло трехлетнюю осаду столицы северного царства Самарии.

Царь Саргон II (722-705). в 722-721 года пала Самария и значительная часть населения переселена в Ассирийские провинции. Последующая участь описывается в: 4Цар. 17, 24-41. здесь религиозный синкретизм, есть почитание Бога, но чтят и разных других богов. Там пять народов. Причина гибели северного царства: 4Цар. 17, 7-23

 

Книга пророка Амоса.

 

Амос — евр. - обременил Господь, бремя Господне. Бремя которое несет пророк, собственно говоря это значение которое мы можем присвоить любому пророку, любому пророческому служению. Предельна в своем выражении тяжести бремени достигает у пророка Иеремии. В этом отношении символичны слова Пс. 67 стих 20: «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас». Бремя — миссия к народу, то что он несет, его миссия — весть о суде Господнем, тем не менее это бремя во спасение. Пророк возвещает о Боге — истинном источнике спасения. В противовес человеческого надеяния на благополучие, военную мощь и славу.

Амос — один из пастухов Фекойских — 17 км от Иерусалима, гористое пустынное место. Пророк происходит из Иудеи (южное), но миссия его направлена на Израиль (северное). Социальное происхождение Амоса — практически никто из библиистов не настаивает что Амос это бедный погонщик, скорее всего он владелец стада, зажиточный человек.

Время и место служения: Израиль, при Иеровоаме II и Озии, за два года перед землятрясением. 760 год — начало служения пророка Амоса.

 

Композиция книги:

ñ Вступление — 1, 1-2 Первый стих явлется заглавием книги (очевидно написано редактором), второй стих — отрывок из гимна. Предсказания о народах 1, 3 — 2, 16. Пророчество и суд над арамеями - 1, 3-5; Фиистимляне - 1, 5-8; Тир - 1, 9-1; Едом - 1, 11-12; Амон - 1, 13-15; Моав 2, 1-3; Иуда 2, 4-5 и Израиль 2, 6 -16.

ñ Слова и инвективы против Израиля — 3, 1 — 6, 14. Первое слово 3,1 -15; второе слово 4, 1 -13; третье слово 5, 1-17; четвертое слово «первое горе» 5, 18-20; Обличение неверного культа 5, 21-27; шестое слово «второе горе» 6, 1-14;

ñ Символические видения — 7, 1-10 Перове видение 7, 1-3; второе видение 7, 4-6; третье видение 7, 7-9; Историко-биографичекая вставка — 7, 10 — 17; Четвертое видение 8, 1-3; вставка из предсказаний 8, 4-14; пятое видение 9, 1-4; вставка из предсказаний 9, 5-10.

ñ Заключение — 9, 11-15.

 

Имеет четкую вымеренную композицию, хотя и не складывается в привычные нам литературные каноны. К середине книги достигает кульминацию, а потом снова эти темы набирают обратный ход. Над ней проведена очень серьезная работа.

Первые две главы — общая тема — суд Господень над народами, всеми, которые окружают Израиль. «За три преступления и за четыре» - символика полноты и перехода в новый ряд. Три — символизирует достаточность. Достаточность — количество преступлений уже достаточно для суда Божия, который не отвратим. Сама книга направлена к Израилю, кроме Израиля есть семь народов. Символика семи и восьми, та же самая как три и четыре. Текст этот поздний, тексты написанные и отредактированы после событий вавилонского плена, ситуация рассматривается как ретроспектива прошедших, совершившихся событий. Фелистимляне (союз пяти городов Газа, Азот, Аскалон, Екрон, Едом), в трех случаях упомянут Едом. Иуда — с событиями 586 года. Израиль — ему так же неотвратим отстоит суд Господень.

 

17.09.2011

 

Сложность прочтения пророческих книг предполагают исторический контекст, который не обозначается, т. к. его и так понимают современники, для нас этот контекст не очевиден. Изучение заключается в выяснении этого контекста, проблематики времени в которое живет пророк или другой персонаж о котором идет речь.

Слова Амоса мы должны принимать в контексте подъема который был в то время, так как они звучат для современников пророка. Слова Амоса звучат очень резко, это производит возмущение среди народа, земля не может снести всех слов его. Тема слов Амоса это суд, который неизбежен для Израиля, конечно проповедь о суде на фоне материального благополучия и благоденствия не нравится никому, это диссонанс.

Более поздние вставки — Вступление, ряд пророчеств о народах Тире, Газе, Эдоме, Амнитянах, пророчества об Иуде, тексты творения 4 глава, боголсовские вставки, окончание книги 9, 11-15.

 

Вторая часть книги — Первое слово - используются Библейские параллелизмы.

Второе слово — телицы васанские — нечестивые женщины в роскоши.

Возвещение горя — горе это погребальный плач, у пророка речь идет о суде Божиим.

 

Главная тема книги очевидна — провозвестие о суде, книга Амоса касается прежде всего темы суда над Израилем, но материал самой книги расширяет эту тему суда до масштаба суда всеобщего, суд это то, что предстоит всем народам. Вторая часть книги достигает своей кульминации, кульминация в 5, 18-20: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, 19 то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. 20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния». Это первое упоминание у пророков о дне Господнем. День Господень представляется как день посещения земли, Израиля.

Горе тем кто ждет явление Господа, как победу над всеми языческими народами, Он придет судить Израиль.

Причина суда — основная — попрание правды Божией в отношении к ближнему (Ам. 2, 6-8).

(Д.З 2, 8 — какой закон здесь нарушен?) - Одежды взяты в залог необходимо было вернуть до захода солнца (Исх. 22, 26), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое (Втор. 24, 12-13) Вино незаконно взыскуемо с обвинеямых, возможно возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей. - комм. Женевской Библии. Они возлежали, значит были на пиру, которые проводятся вечером, одежду надо было отдать.

 

Книга Амоса предлагает учение о соблюдении нравственного закона, который является основой отношений с Богом. Здесь говорится о том, что отношение к ближнему это связка отношения к Богу. Говорится о том, что жертвы не покрывают нечестия.

 

Главная тема допленных пророков — суд Господень. Причины суда: попрание правды Божией в отношении ближних — переходит в нечестие жертвоприношений, нечестие служения, оно становится нечестивым, т. к. не соблюдены требования нравственного закона, это усугубляет грех Израиля — книги пророка Амоса как пророка к Северному царству обличают грех Иеровоама, разрушения святилища (сродни языческому нечестию, измены), это служение высот и т. д — звучит тема спасения, остаток Израиля, остаток Иуды будет спасен.

Амос. 5, 25-27 Во время исхода, странствования в пустыни жертв не было. Буквальный перевод 26 стиха: «и понесете вы Сакуда царя вашего и Кивуна идолов ваших, звезду божества вашего, которых вы сделали для себя». П Этот перевод с еврейского. араллельный текст из 70-ти находится в 7 главе книги Деяний.

 

24.09.2011

 

26, 27 стихи можно оценивать как позднюю вставку, констатирующую что стало с Израилем. Эти стихи выпадают из общей тематики.

 

Книга пророка Осии.

 

Первая из книг 12-ти малых пророков, в ней 14 глав. Имя пророка — Хошиа — евр. Господь спас его. Имя распространенное, очень распространено в Священной истории, очень близкое по значению к имени Иисус, в частности Иисус Навин так же назван именем Осия, Числ. 12, 13, так же 4Цар, 15, 30 последний царь Израиля.

Происхождения Осии нам неизвестно, он пророк Северного Царства, Северного же происхождения. В книге нет ничего о его призвании, но нет никаких сомнений в его пророческой миссии. Материал книги по своей значимости выходит из узких исторических рамок судьбы северного царства. Осия не частный предсказатель, а пророк в самом всоком значении. Трагедия его брака становится символом отношения Израиля с Богом. Его брак с блудницей по сути пророческое событие, которое показывает постоянную череду измен со стороны Израиля.

После кончины Иеровоама II судьба Израиля завершается 722-21. Имя первого сына Осии — Изреель. 4Цар. 10, 11.

Осия призван в 750 году, в последние годы царствование Иеровоама II, окончание проповди Осии не совсем понятно. Может был свидетелем разрушения Самари и перебрался в Иудею, но конкретных данных об этом у нас нет.

 

Состав книги: делим на три части

1. Биографическая часть 1-3

2. Пророческая весть Осии 4-11

3. Богословская оценка истории Израиля 12-14

 

книга начинается с вступления и завершается заключением, которую можно связать с литературой мудрых.

Книга анписана на северном жиалекте верейского языка, текст книги восходит к ророку в значительной своей части. Сохранялась его учениками, далее этот материал оформлен в книгу.

Ос. 4, 4 — судьбы Израиля затрагивают все слои общества.

 

Причины суда над израилем, те же самые что у Амоса — нравственное нечестие, попрание правды Божией в отношении ближних 4, 1-2; «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. 2 Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие» 5, 2; 7, 1; 12, 7-8; Богатство Ефрема нажито неправедным трудом.

6, 6 — служение становится нечестием.

8, 11-14; 9, 10; 9, 15; 10, 5; 11, 2; 13, 2 — обвинение в идолопоклонстве, это обвинение всего культа северного царства. Книга содержит увещание и надежду — «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго". 11 И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли [переселения]; ибо велик день Изрееля!» 1, 10-11. Так же 11, 9; 14, 2-9

 

Особенности пророческой вести книги Осии.

 

Пророчествуют в одно время и в одном месте с Амосом, в главных моментах они одинаковы.

Особенности это его личная жизнь через котоые он осмысливает отношения Бога и Израиля, через них он понимает что чувствует Господь по отношению к народу. Именно личная семейная трагедия позволяет пророку прочувствовать отношения Бога и Израиля, помогает ему рассказать это максимально насыщено и чувственно. Именно через это пророк приходит к пониманию любви Божией. Через свою любовь к падшей жене Осия приходит к некоему акту искупления и преодоления той трагической с точки зрения людей ситуации. Через эту трагическую любовь пророк оценивает всю библейскую историю отношения Бога и израиля, она основа его позиции. Призыв израиля в египте это призыв первой любви, призыв невесты к венцу. 11, 1 «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.» Измена Израиля Богу — супружеска измена — 2, 5 «Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки"» 9, 10б «но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили» 11, 2 «Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам». Вспоминается вся священная история начиная с Иакова. Вспоминает Моисея, Царский период.

Неверность Израиля это отвергнутая любовь Божия, а это порождает ревность и месть.

Любовь знает и прощение — в этом главное основание прощения израиля 11, 4 «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». 3, 5 «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни». 6, 1 «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; 2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. 3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю», 14, 2-3 «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. 3 Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших».

 

Первые 12 глав Исаи читать

 

ПРОПУСТИЛ 4 ЛЕКЦИИ

 

15.10.2011

 

Ис. 7 Рецин — царь Сирийский (царь Дамаска) и Ремалиин — царь Израильский (царь Самарии) хотят осадить Иерусалим ради смены царя, династии чтобы не иметь противника в лице Иудеи. Вместо Ахаза зотят поставить некоего Сына Тавеилова (неизвечтно кто это).

ст. 7-9 это пророчество — этот поход не состоится и не сбудется. т. к. это чисто человеческий замысел, в ктором Бог не участвует, это замысел против царей династии Давида, человеческой власти против богоустановленной власти — замысел богопротивный.

Ахаз не верит в это пророчество и отказывается просить у Бога знамение в подтверждение слов Исаи. Исаия в ответ произносит пророчества «се Дева во чреве приимет...» Это должно сбыться в ближайшее время, которое подтвердит истинность пророчества в ст. 7-9. Широкий контекст этого события имеет религиозный контекст... Здесь угроза жинастии Давида. Рождение сына — речь о наследнике. Само рождение должно произойти в самое ближайшее время, это знак верности Бога дому Давидову. Об этом рождении Ахаз либо ничего об этом не знает, либо знает только он.

Пророчесива произносятся для современников пророков.

 

 

Эсхатологическая перспектива пророчества 7-ой главы.

 

ст. 14 — из знамения становится собственно пророчеством еще до христианства. Свидетельства этому значению и пониманию служит перевод 70-ти. Вопрос ставится о слове «Дева». МТ - «alma» - молодая женщина, о девстве ничего не говорится, она должна родить.

LXX – Парфенос.

Акила, Симах, — неанис — женщина.

 

(Пророчесвто Нафана не оправдалось и начинает пониматься в эсхатологической перспективе, после пришествия Христа).

Перевод LXX — выражает иудейское понимание этого текста, его ожидания.

Этот текст понимается как узко исторический и как более широкий, в эсхатологической перспективе.

7, 9, 11 главы носят назание — цикл Эммануила.

 

9-ая глава 1-7 — продолжение 14 ст 7-ой главы. В 1-5 — историчекий аспект. Цар. 15, 29 - 732 год, поход Тиглатфаласара на Сирию и Северные территории Израильского Царства.

В 9-ой главе гораздо более абстрагированное историческое описание чем в 7-ой главе. Провозглашается грядущее спасение от плена «... ибо младенец родился...». 6 ст. исполнение 14 ст. 7 главы. Здесь гоорится о власти, которую дает Бог — власть призванная сохрянать, оберегать, выражать правду. Дана перспектива которая выводит за узкие рамки этого исторического конспекта.

 

11 глава. 1-10 — текст приниципиально абстрагиован от исторической ситуации. Выражается идеальный портрет как помазанника Божия «и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. 4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине ». Далее говорится о творении, которое возвращается к своим истокам.

В рамках книги Исаи идет развитие понимания пророческтва 7, 14. здесь это вселенский масштаб. «10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава» - масштаб единства народов, единство общечеловеческой семьи.

Параллельным текстом к ст. 10 будет Ис. 2, 1-4. Эта глава хорошо вписывается в 11 главу. Это обращение будет с помазанником дома Давидова.

 

Книга пророка Михея.

 

Четвертый пророк из первого периода, середина 8, начало 7 столетия. Микаяу — «кто как Господь? Подобный Господу» Имя как показывает 3Цар. 28, 3 было распространено среди пророков. Морасфитянин, Морашетгат — 35 км. на ЮВ от Иерусалима. Социальное происхождение не ясно, скорее всего он из крестьян. Время «во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских», т. е. Он современник Исайи. Пророчесвтует в южном царктсве, но отголоски событий в Израиле входят в его пророчесвта. Михей — авторитетный пророк, его слушается царь Изекия, упоминает Иеремия.

 

Композийия книги. Три части, каждая начинается словами «Слушайте»:

1, 2 — 2,13; (1, 2 — 2, 11, 2, 12 — 13 — спасение).

3, 1- 5, 15; (3, 1 — 12 4, 1 — 5, 15 — спасение).

6, 1 — 7, 20 (6, 1 — 7, 7 — бедствия, 7,8 — 20 — спасение).

Каждая часть включает в себя тему бедствий и тему восстановления или спасения.

 

Основные темы пророческого служения.

 

Проповедуя в Иудеи, Михей начинает с возвещения бедствий которые предстоят Самарии, столице Израиля. Отсюда он переходит к судьбе Иудеи, вина в которой в глаазах Господа не меньше, поэтому наказание неизбежно и для Южного царства и оно будет не легче. Крушение Самарии это лишь прелюдия к суду над Иерусалимом.

Суд — тема широко представлена в книге. Вступление книги — посещение Господом Израиля и Иудеи, Он будет свидетелем против вас.

ст. 8 — 16 — плач пророка об Иудеи. Причины суда — нравственное нечестие, попрание правды Бодъжией в отношении ближних.

7, 2- 6 — нарушение правды Божией повсеместное сяление, а значит жертвоприношения бесполезны, они не покрывают эти нечестия (6, 6-8).

1, 5 — высоты — служение нечестия, 7 ст. истуканы.

5, 12 — 14 — истуканы, кумиры...

 

4, 6-8 о спасении. 4, 11 — 13; 5, 5б — 6; 7, 8 -12, 18-20;

5, 2-5а.

Пророчество 4, 1-4 = Ис. 2, 1-4 автор либо Михей, либоо Исаия.

 

05.11.2011

 

Пророки второй половины VII, начала VI века: Софония, Наум, Авакум, Иеремия и историко-политическая ситуация Иудеи и Древнего востока в это время.

 

Эпоха пророков 8 столетия завершается пророческой проповедью Исаи, конец царствования Иезекии. Иезекий — реформатор. Важнейшие события — рагедия северного царства, которая оценивается как суд Божий над Израилем, исполнение пророчеств. Пророки — свидетели событий своих предсказаний. Эта трагедия угадывается как прелюдия, прообраз грядущей трагедии Иерусалима и Иудеи. Чудесное спасение Иерусалима 689 года. О исполнении слов пророка Исаи о уповании на помощь Господа и не бояться врагов.

Окончание пропоаеди Иезекии это окончание реформ Иезекии. Оба приемника престола это период величацшего нечестия — период Манасии (687-642) и Амона (642-640).

Ассархадон (680-669) предпринимая целый ряд походов на восток, ему удается захватить нижний Египет. Сохранился ассирийский обелиск «Дань царей запада». В числе этих царей изображен и Манасия.

Ашур Банипал (669-630) Раскрыта библиотека Банипала. Во время его правления Сирийское царство простиралось от армении на севере до эфиопии на юге, от кипра на западе до элана на востоке. Ассирию ненавидели на всем древнем востоке.

При приемниках Ашур Банипала происходит ослабление Сирии связанное с нашествием в 626 году скифов, кочевников. В 626 году возникает Новое Вавилонской царства — первый царь Набупаласар (626-605). это халдейское царство — халдеи — симитский народ, который исторически группируется на юго-востокемеждуречья и оттуда начинают распространяться на север.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: