Динамика развития некоторых стран Евросоюза




Приложение

Современная стратегия США: во главе бесполярного мира. Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов. С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьма серьезные проблемы: Прекращение глобальной конфронтации в условиях «самороспуска» враждебного военного блока (Варшавского договора) означало исчезновение реальной военной угрозы США и превращение их в единственную военную сверхдержаву. Военный бюджет США составляет 40% мировых расходов на оборону и превышает суммарные затраты следующих за ними 10 стран. На долю Америки, ее союзников и близких партнеров приходится более трех четвертей мировых затрат на оборону. 12 авианосных групп ВМС США контролируют главные морские маршруты. Соединенные штаты располагают более 700 военных баз по всему миру. По техническому оснащению вооруженных сил и новым видам вооружений Америка опережает остальные страны как минимум на полтора-два десятилетия. Соединенные Штаты стали не только практически неуязвимыми перед масштабным военным нападением, но и обрели гораздо большую свободу стратегического маневра. Кроме того, в результате распада СССР и всего социалистического лагеря открывались широкие возможности для сотрудничества США с государствами, входившими в советский блок, и новыми государствами на пространстве бывшего СССР, для распространения там американского влияния. С окончанием конфронтации США и СССР значительно снизилась роль военной силы, а в торгово-экономической сфере США сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны своих союзников по «холодной войне». Ее окончание также поставило под вопрос всю глобальную военно-политическую инфраструктуру, созданную Соединенными Штатами для ведения этого противоборства. Возникла ситуация неопределенности в отношении угроз безопасности США и методов противодействия им. В отсутствие серьезной внешней угрозы, сплачивающей нацию, и ясных новых целей стало гораздо труднее мобилизовывать общественную поддержку активного внешнеполитического интервенционизма. Крах прежнего биполярного миропорядка обернулся усилением дестабилизирующих тенденций в мире, что выразилось в увеличении числа этнорелигиозных конфликтов, распространении ядерного и других видов оружия массового уничтожения, росте международного терроризма и преступности. Еще одной новой реальностью для внешней политики США стала растущая глобализация мировой экономики, поставившая страну перед необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом рынке, определения своей роли в этой изменяющейся экономике, а также нахождения нового оптимального баланса между внутренней и внешней политикой. Соединенные Штаты не хотят организационно-структурных изменений системы международной безопасности, в которой они играют лидирующую роль. Они удовлетворены тем, что «своим лидерством способствуют укреплению общей безопасности и процветанию всех народов» и не спешат менять правила и порядок собственного участия в глобальных делах. США выбрали новый подход - налаживать двусторонние отношения с каждым из центров силы отдельно, сохраняя существующую малоэффективную систему обеспечения международной безопасности. И в этом случае, Россия стоит особняком. Если в отношениях США с Китаем и Индией, кроме деклараций, есть конкретные дела - рост американо-китайской торговли, усиление американо-индийского военного и военно-технического сотрудничества, то американо-российские отношения не выходят за рамки старой модели стратегического сдерживания. Практически с 1990 годов против России не прекращаются политико-пропагандистские атаки, обвинения со стороны Запада в неоимпериализме. Такой оценки удостаивается чуть ли не любой шаг Москвы, будь то защита национальных меньшинств в странах Балтии, защита граждан России в Южной Осетии, противодействие попыткам пересмотреть результаты Второй мировой войны или запоздалое введение рыночных цен в торговле энергоносителями с соседями. Эйфория вокруг прихода к власти в Вашингтоне демократов и администрации Барака Обамы, провозглашение политики «перезагрузки» в отношениях между США и Россией с их стороны, все отчетливее сменяется осознанием реальности - Россия и США, а с ними и Запад в целом, фактически находятся на то же точке, что и были. Концепция «расширения демократии», провозглашавшей приоритетом американской внешней политики, начиная с 90-х годов, содействие демократизации бывших социалистических режимов в Евразии, осуществилась и продолжает осуществляться сегодня. Любой противник российского президента и Кремля автоматически становится демократом и другом Запада. Именно с позиций этой концепции продолжаются нападки на российское правительство и всю Россию с различного рода обвинениями. Раздаются полуофициальные призывы сделать военно-политический союз НАТО ответственным за обеспечение доступа стран-членов к зарубежным сырьевым ресурсам. Россию принято обвинять даже за ее позицию в отношении ядерной программы Ирана, хотя здесь интересы и даже политика Москвы и традиционного Запада совпадают почти полностью. Очевидно, США и часть традиционного Запада не желают видеть Россию в качестве дружественного государства. Наметился переход к политике «неосдерживания», но оно будет другим. Мир радикально изменился (хотя многие мыслят в категориях прежней эпохи). Тотальное сдерживание по модели «холодной войны» уже невозможно.

Политические системы США и западноевропейских стран. США - республика с президентской формой правления и федеральным государственным устройством. Высший орган законодательной власти - конгресс, состоящий из сената (100 сенаторов, избираемых на шестилетний срок) и палаты представителей (435 членов, избираемых на двухлетний срок). Глава государства и правительства - президент, избираемый на четырехлетний срок. Он обладает всей полнотой исполнительной власти и является главнокомандующим вооруженными силами страны. В США сложилась так называемая двухпартийная система, при которой у власти сменяют друг друга две основные буржуазные партии - Республиканская и Демократическая. Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Западной Европе (за исключением Франции) - глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительной власти над исполнительной. Фракционная борьба сильно осложняет работу парламента. Ведь за правительственные решения могут не проголосовать даже представители «своих» фракций. Но это бывает, как правило, при решении текущих проблем. По кардинальным вопросам формирования, доверия правительству партийная дисциплина и солидарность просматриваются довольно четко. Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер-министр и правительство несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти. Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием. Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строятся на следующих принципах: право парламента отправить правительство в отставку путем выражения вотума недоверия; право роспуска парламента правительством с согласия главы государства; право правительства выступать с законодательными инициативами; право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет).

Политический курс стран Запада. В политической жизни Западной Европы доминируют следующие направления: 1. Неоконсерватизм - идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение. Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран. 2. Христианский демократизм - автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов. В своём развитии христианская демократия прошла ряд этапов. Рост либерализма и гражданского национализма в XIX веке сказались негативно на международной позиции Католической церкви. Чтобы восстановить доверие масс, церковь приступила к реформам и огласила новую социальную доктрину, христианскую демократию. До Первой мировой войны церковь не одобряла создание католических политических партий. После войны Ватикан дал своё согласие на это, однако в реальности в состав многих партий вошли представители и других христианских конфессий. После Второй мировой войны движение стало подлинно массовым, и в ряде стран Западной Европы христианские демократы пришли к власти. Сегодня международные организации с участием христианско-демократических партий включают также и другие политические движения. 3. Социал-демократизм (часто идентифицируется с демократическим социализмом) - направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат - именно их заслуга. Развитие интеграционных процессов Основным содержанием современной эпохи является возникновение новых линий взаимодействия между участниками мирового политико-экономического процесса. Каковы же основные направления развития интеграционных союзов? В Европейском Союзе происходит трудный и противоречивый процесс углубления интеграции при одновременном расширении за счет вступления новых стран. Главным процессом в рамках Северо-Американской интеграции (НАФТА) становится углубление сотрудничества между тремя ее участниками и адаптации Мексики и Канады к новым условиям свободной торговли. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - наиболее динамичный экономический союз, привлекающий капиталы дешевой рабочей силой и отсутствием других расходов. В рамках этой группировки отрабатывается взаимодействие между Западом и Востоком.

Экономика США и Западной Европы. Учитывая, что в новых условиях определяющим полем соперничества развитых стран мира стала торгово-экономическая сфера, следует указать, что экономика Соединенных Штатов также не имеет равных в мире. ВВП составляет около 20% от общемирового, при этом на долю США приходится 41% производства высокотехнологической продукции. На образование и НИОКР Америка расходует 50% суммарных затрат стран «большой восьмерки». Соединенные Штаты производят 55% мировой аэрокосмической продукции, 34% компьютерного и 25% телекоммуникационного оборудования. По темпам экономического роста (3-4%) они уверенно опережают другие развитые страны - государства Европейского союза и Японию. Американский товарооборот приближается к 2 трлн. долл., составляя около 13 % мирового экспорта и 15% мирового импорта. США также - крупнейший нетто-импортер и нетто-экспортер капитала. И, несмотря на определенные трудности, на ближайшее десятилетие ей не будет равных. Сегодня Объединенная Европа имеет валовой доход, сопоставимый с США и равный почти 10 трлн. долларов. Евросоюз занимает порядка 1/5 от общего объема мировой торговли товарами и услугами. Как и в США, основные из них - изделия высокотехнологического производства. Из 100 лидирующих в этой сфере мировых компаний 32 - европейские. Затраты на развитие информационных и коммуникационных технологий составляют в Евросоюзе более 7% ВВП, а на исследования в сфере высоких технологий более 2%. После США (8,2%) и Японии (9%) Евросоюз занимает третье место в мире по этим показателям. Таким образом, в обозримом будущем США и Евросоюз остаются самыми крупными конкурентами на мировом экономическом пространстве.

Послевоенное развитие Восточной Европы. Следует напомнить, что большинство стран современной Восточной Европы - Польша, Чехословакия, Венгрия - появились на карте мира после Первой мировой войны. Это были в основном аграрные и аграрно-индустриальные государства. После разгрома фашизма почти во всех восточноевропейских странах к власти пришли коалиционные правительства из числа коммунистов, социал-демократов, либералов. С началом «холодной войны» под влиянием СССР постепенно к власти повсюду пришли коммунисты и был избран советский путь развития: обобществление сельского хозяйства, проведение индустриализации, культурной революции. В целях укрепления экономического и научно-технического сотрудничества этих государств в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). 14 мая 1955 года в Варшаве был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза - Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 44 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. В результате этих преобразований и помощи СССР к 1950 году объем производства ВВП в этих странах по сравнению с 1938 годом удвоился, тогда как в большинстве стран Западной Европы только вышел на довоенный уровень. Однако затем рост производства заметно снизился. Если в 1950 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в восточноевропейских странах составляли 6.9 % (лучшие показатели только у Японии и СССР), то в 1960 годы они составили 3,6 %, а в 1970 гг. - 2,3%, что было значительно меньше, чем у западноевропейских стран. «Холодная война» породила со стороны СССР жесткие требования к правящим партиям Восточной Европы, противодействие любым проявлениям самостоятельности с их стороны. Подтверждение этому - разрыв отношений с Югославией (1948), ввод войск в Венгрию (1956), Чехословакию (1968), сооружение Берлинской стены (1961).

Углубление кризиса в восточноевропейских странах. В восточноевропейских странах нарастало негативное отношение к политике СССР. Одновременно усиливалось стремление к переменам. Особенно значительным оно было среди интеллигенции и студенчества. В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы появились малые частные предприятия в сфере обслуживания и мелкотоварного производства, активизировались торгово-экономические связи с Западом, ослаблялись репрессии против инакомыслящих. Однако эти перемены не затрагивали основ существовавшего строя и проводились с оглядкой на позицию СССР. Переломными стали события в Польше в 1980-1981 гг. Независимый профсоюз "Солидарность", возглавленный Лехом Валенсой, занял антикоммунистическую позицию. Его членами стали миллионы польских рабочих. По стране прокатилась волна забастовок. СССР и его союзники не решились использовать войска для подавления выступлений. Генерал Войцех Ярузельский ввел в Польше военное положение. Дальнейшему росту недовольства социалистических стран советской политикой способствовали экономические трудности. В 1980-е гт. среднегодовые темпы прироста производства ВВП в Восточной Европе упали почти до нуля. Между тем в Западной Европе, несмотря на кризисные явления и структурную перестройку экономики, они были намного выше - около 3%. Увеличивался и разрыв в уровне жизни населения. Основной причиной этих неудач было вялое развитие интеграционных процессов в рамках СЭВ. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе В 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев взял курс на реформирование советского общества. Был провозглашен принцип нового политического мышления. Его важной составляющей было уважение права народов выбирать собственный путь развития. Это оказало огромное влияние на страны Восточной Европы. Активизировались сторонники реформ, возникли оппозиционные политические партии и движения. В большинстве стран Восточной Европы начались массовые выступления в пользу демократии и рыночных реформ. Они переросли в демократические революции. В Венгрии в 1988 г. сложились антикоммунистические политические партии. Венгерские коммунисты вынуждены были пойти на уступки. В стране была принята новая конституция, гарантировавшая уважение гражданских прав, включая право на обладание частной собственностью. Разрешалось существование многопартийной системы. Правящая коммунистическая партия сменила название на социалистическую. Тем не менее на свободных выборах в 1989 г. она не набрала и 10 % голосов. Наибольшую поддержку избирателей завоевал Демократический форум - объединение правых партий. В Чехословакии в ноябре 1989 г. вспыхнули массовые антикоммунистические манифестации. В новом правительстве коммунисты оказались в меньшинстве. Председателем Федеральной ассамблеи (парламента) стал Александр Дубчек, отстранённый от власти в 1968 году. Президентом страны был избран известный диссидент, лидер объединения либерально-демократических партий «Гражданский форум» писатель и драматург Вацлав Гавел. Начались увольнения из государственных органов коммунистов. На выборах 1990 г. победил «Гражданский форум». В Польше массовые забастовки возобновились в 1988 г. В 1989 г. правительство пошло на переговоры с вышедшей из подполья «Солидарностью». Согласно достигнутому соглашению, в стране устанавливался четырехлетний переходный период к демократии. Результат прошедших свободных выборов оказался катастрофическим для польских коммунистов - они не нашли поддержки в обществе. Правительство сформировала «Солидарность», а ее лидер - Лех Валенса в 1990 г. стал президентом Польши. В 1990 году произошло мирное воссоединение ГДР и ФРГ в единое государство. Единственным восточноевропейским государством, где власти пытались силой воспрепятствовать переменам, была Румыния. Ее правитель - Николае Чаушеску установил в стране режим личной диктатуры. В результате в 1989 г. в стране произошло народное восстание, а Чаушеску был казнен. Кровопролитием и распадом страны закончился кризис в Югославии.

Восточная Европа после социализма. Итогом демократических революций и перестройки в СССР стал роспуск Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи. Новые правительства восточноевропейских стран стремились к активному сотрудничеству с развитыми странами Запада. Особое значение они придавали вступлению в НАТО. Ускоренный переход к рыночной экономике, приватизация промышленности, закрытие убыточных по западноевропейским стандартам предприятий, экономия на социальных программах вызвали серьезные трудности. Начался рост инфляции, безработицы, произошло падение уровня жизни значительной части населения. Недовольство избирателей итогами реформ создало условия для укрепления левых сил в странах Восточной Европы. Но речь не шла о возврате к советской модели социализма Большинство бывших коммунистических и рабочих партий сменили руководителей, пересмотрели свои программы. Идеалы социальной справедливости они совместили с ценностями рыночной экономики и политическим плюрализмом. Сблизившись с социал-демократами стран Запада, левые стали членами Социалистического интернационала. К концу 1990-х гг. они вернулись к власти во многих странах. Так, в Польше в 1995 и 2000 гг. на президентских выборах победил кандидат левых сил Александр Квасьневский. В Болгарии социалисты стояли у власти в 1990-1991 гг. и в 1995-1997 гг., в Румынии в 1990-1996 гг. и в 2000-2004 гг., в Венгрии - в 1994-1998 гг. и в 2002-2005 гг. Во внешней политике восточноевропейские социалисты продолжали курс на сближение с ЕС и НАТО, а во внутренней - на осуществление рыночных реформ.

 

 

Динамика развития некоторых стран Евросоюза

(ВВП на душу населения, долл., по отношению к уровню Франции)

Страна           2003   2009
Германия 3,6 84,7 89,3 106,3 109,6 99,1 97,2 93,7
Словения н/д н/д н/д 39,1 39,0 48,7 59,0 58,4
Чехия 5,6 44,4 32,0 12,9 22,2 30,0 45,1 45,1
Словакия н/д н/д н/д 11,2 14,5 20,7 38,3 38,8
Венгрия 6,1 19,6 15,3 15,0 16,1 27,8 33,7 29,4
Польша 2,4 19,1 10,1 9,6 15,0 19,0 30,1 26,4
Румыния 6,0 21,2 14,5 3,5 5,8 9,1 20,2 17,8
Болгария 2,9 30,8 29,0 4,0 4,4 8,6 14,2 14,1

 

Жители Восточной Европы верят, что переход к рыночной экономике и демократическому управлению - явление положительное. Но число высказывающих подобную оценку сильно уменьшилось по сравнению с 1991 годом. Так в Болгарии количество сторонников перехода к демократическому управлению уменьшилось на 24%, а перехода к капитализму на 20%. Только каждый второй болгарин считает эти перемены положительными, отмечая при этом, что из крушения социализма самую большую выгоду извлекли представители крупного бизнеса и политическая элита. В Венгрии число разочаровавшихся в переменах и изменивших свое мнение тоже очень велико - 34% опрошенных. Многие отмечают, что капитализм снизил их уровень жизни. 72% венгров и 62% болгар - участников опроса указали, что сегодня им живется хуже, чем прежде. А вот жители Польши и Чехии отвечали на эти вопросы положительно. Конечно, сказался и мировой кризис, но не только он. Главная причина - плачевное состояние экономики в восточно-европейском регионе, развитие которой отброшено на несколько лет назад. Доходы на душу населения в бывших соцстранах значительно меньше среднего показателя в Евросоюзе. В отличие от практики прошлых лет новые члены ЕС в ближайшие годы не могут больше рассчитывать на иностранные капиталы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: