Вопрос 3. Методы педагогических исследований




Методы педагогического исследования

Вопросы:

  1. Сущность понятий: «метод исследования», «методы педагогического исследования», «методика педагогического исследования».
  2. Принципы отбора методов педагогического исследования.
  3. Методы педагогических исследований.

 

Вопрос 1. Сущность понятий: «метод исследования», «методы педагогического исследования», «методика педагогического исследования»

 

Полонский В.М. в «Словаре по образованию и педагогике» определяет метод исследования как способ, неотъемлемую часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, форму организации работы, общую методологическую ориентацию автора. По его мнению, в философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой. Любая такая теория при построении других теорий может выступать по существу в функции метода в данной или даже иных областях знаний. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи в сфере образования, некоторый комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых данная наука предполагает установить истину, проверить или опровергнуть ее. Педагогическую науку образуют как результаты познания действительности, так и методы получения этих знаний. Он характеризует потенциальные возможности педагогической науки, степень ее проникновения в изучение реальных процессов обучения и воспитания, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие пока ещё являются предметом гипотетических предположений. По мере возрастания сложности научных задач существенно повышается зависимость результатов педагогической науки от форм организации научной деятельности, степени разработанности исследовательского инструментария.

В учебной литературе под методами педагогического исследования понимают совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

В научной литературе встречаются и другое определение м етодовпедагогическогоисследования – это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

В свою очередь под методикой педагогического исследования понимают упорядоченную совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретацию полученных результатов при достижении определенной научной цели.

 

Вопрос 2. Принципы отбора методов педагогического исследования

При отборе методов педагогического исследования принято руководствоваться следующими принципами:

· использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений;

· соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых;

· запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.

В отечественной педагогической науке методологическим обоснованием методов педагогического исследования являются следующие подходы:

· системный;

· личностный;

· деятельностный.

 

Вопрос 3. Методы педагогических исследований

 

В научной и соответственно в учебной педагогической литературе выделяют различные классификации методов педагогических исследований. Большинство ученых выделяют общетеоретические и эмпирические методы исследования. В то же время не мало исследователей считают, что названные группы методов должны быть дополнены социально-психологическими, математическими, статистическими и методами обработки данных исследования.

Далее перечислим методы педагогических исследований в соответствии с выделенными группами наиболее часто используемыми в педагогике.

· Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, моделирование, классификация, изучение литературы и др.

· Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение документации, эксперимент и др.

· Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг и др.

· Математические: регистрация, ранжирование, шкалирование, корреляция, квалиметрия и др.

· Статистические: определение средних величин полученных показателей; подсчет коэффициента корреляции и др.

· Методы обработки данных: математические, статистические, графические, табличные и др.

Общетеоретические методы исследования

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов:

· трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики в частности;

· общих и специальных работ по педагогике;

· историко-педагогических документов;

· периодики педагогической печати;

· справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы – один из наиболее широко распространенныхметодов получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом. Служит для анализа истории и современного состояния проблемы, дает возможность отделить известное от неизвестного, изучить мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создать первичное представление о проблеме и путях ее решения, обнаружить «белые пятна» и неясности в разработке вопроса.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

· составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой),

· реферирование ( краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике),

· конспектирование (выделение главных идей и положений изучаемой работы),

· аннотирование (краткая запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике).

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, появляется возможность выявить в них общее и особенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность.

Анализ – 1) разделение объекта на составные части; 2) мысленное или фактическое разделение предмета объекта или явления на части с целью обнаружения ранее неизвестных его свойств и качеств. Начальный этап педагогического исследования, в результате которого осуществляется переход от общего описания объекта, процесса, явления к выявлению его внутреннего состава, частей, элементов. Корректность анализа проверяется в процессе синтеза и проверки свойств вновь созданного объекта или гипотезы с исходным объектом или гипотезой.

Индукция и дедукция – методы научного познания, связанные между собой как анализ и синтез. Под индукцией в широком смысле понимается совокупность эмпирических приемов и методов перехода от известного к неизвестному, обобщения, анализа фактов, опирающихся на практику, эксперимент, наблюдение. Это – форма движения познания от эмпирического к теоретическому уровню, путь выведения гипотетических заключений из известных утверждений.

Дедукция понимается как процесс выведения утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов и предложений – посылок к их следствиям. Индукция и дедукция должны дополнять друг друга, в индукцию должны проникать элементы дедукции, а дедукция, в свою очередь, должна опираться на результаты индукции для успешного развития педагогических исследований.

Эмпирические методы исследования

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.

В этой группе методов применяются: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении вещей (например, мнений и отношений различных групп учащихся и учителей о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, методе обучения). Метод анкетирования используется в случаях, когда исследуемую проблему трудно изучить другими методами (например, мотивы выбора учительской профессии, степень удовлетворения этой деятельностью).

Надежность сведений, получаемых анкетированием, оценивается в предварительных испытаниях (пилотажные анкеты), в которых выясняют однозначность понимания вопросов, воспроизводимость ответов (при повторном опросе тех же лиц), полноту и обоснованность предполагаемых вариантов ответа. Наиболее существенные для целей опроса проблемы развертываются в систему основных и контрольных вопросов, пространственно разделенных в анкете. Результаты анкетирования готовят для ручной или машинной обработки. Научная ценность анкетирования зависит от теоретической базы исследования, характера исходной гипотезы, целей исследования. Сведения, полученные анкетированием, сопоставляют с данными из других источников: анализа документов, интервью, наблюдений.

Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для того, чтобы определить область исследования, формализовать вопросы и ответы по анкете, для пополнения и уточнения данных из массовой статистики, как самостоятельный метод сбора психолого-педагогической информации в обследованиях малых выборок.

Интервью – метод получения информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. В зависимости от цели опроса различают документальное интервью, когда опрос участников или свидетелей ведется с целью воспроизводства прошлых фактов; интервью мнений и отношений, когда с помощью интервью пытаются установить мнения и отношения людей к происходящим событиям или явлениям социальной действительности. По форме вопросов: формализованное (стандартизированное) интервью, когда формулировка вопросов, их число и альтернативы ответов, кодировка и форма записи предусматриваются заранее и строго фиксируются; неформализованное (не стандартизованное), когда вопросы и ответы на них не определяются заранее. По процедуре проведения: панельное, направленное на изучение эволюции отношений и мнений какой-либо группы людей к тому или иному событию в течение определенного промежутка времени; групповое, когда одновременно проводится опрос небольшого количества лиц с целью вызвать дискуссию в группе; клиническое, нацеленное на получение наиболее полной и глубокой информации о мотивах, установках, мнениях респондента; многократное, когда одно и то же лицо опрашивается несколько раз в течение длительного времени; фокусированное, направленное на изучение реакции определенного субъекта на какие-то стимулы известной педагогу, исследователю ситуации; направленное, неформализованное интервью, имеющее своей целью снять внутреннее напряжение респондента и добиться психотерапевтического эффекта.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать; выбор способов регистрации (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выборочным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращенным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует. Анкетирование – метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Смешанная анкета содержаит элементы того и другого типа.

Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов, в при очной форме – о от возникшего контакта между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование, которое осуществляется по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявленияиндивидуальных различий тестируемых. Наиболее часто в педагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты и т.п.).

Среди методов педагогических исследований большое распространение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.

Метод изучения продуктов деятельности учащихся ( письменных, графических, контрольных и творческих работ) может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.

Метод изучения педагогической документации (классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследования играет эксперимент- исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможностей воздействия исследователя на педагогическое явление.

В эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретический (формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования – его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций).

Традиционно в научной литературе выделяют три этапа проведения педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий и оценочно-результутативный.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности или учебного коллективного). Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп, которые необходимы для сравнения с экспериментальными.

В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяются тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффициенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями.

Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического материала могут выступать психофизиологические методы и методики. Например, фиксация протекания физиологических процессов: давление крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных ситуациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воздействий.

 

 

Литература

1. Апробация учебной литературы. Информационный сборник. Выпуск 5. М., 1994.

2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Диагностика учебных материалов. Методический сборник. Выпуск 6. М., 1994

4. Ковкина Ф.Н. Методика отслеживания хода и промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы Н.Н., 2000

5. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. 208 с.

6. Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения//Дополнительное образование, 2002, №№ 4, 5, 8, 9

7. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе. М.: АПКиПРО, 2002.

8. Сиденко А.С. Нужен ли эксперимент практику?//Школьные технологии, 1997, № 1.

9. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?//Директор школы

10. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. Для студентов и аспиратнов. М.: АПКиПРО, 2005.

11. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПКиПРО, 2004.

12. Шкабара И.Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом мониторинге//Мониторинг образовательного процесса, 2003, № 6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: