Многоугольник, угол, круг.




Ознакомление с точкой, прямой и кривой линиями, отрезком прямой.

С точкой учащиеся знакомятся с первых шагов обучения в 1 классе. Учитель с помощью заданий: «Поставьте точку посредине клетки. Поставьте точку посередине левой стороны клетки и т.д.» - учит ориентироваться в клетке. Затем эти задания используются при письме цифр. При объяснении написания цифр, учитель говорит, где начинать писать и заканчивать. Сатвя точки в клетках, затем дети соединяют их линией и рисуют различные узоры по образцу, данному учителем.

После знакомства с прямой линией дети учатся ставить точки на прямой, проводить прямые линии через 1, 2, 3 заданные точки относительно прямой линии.

Когда происходит знакомство с элементами многоугольника, учащиеся узнают о том, что вершины многоугольников – это точки.

В 3 классе дети знакомятся с обозначением точек латинскими буквами.

Формирование представлений о прямой линии у учащихся 1 класса происходит в процессе выполнения ими разнообразных упражнений. При этом приямую линию сопоставляют с кривой.

В процессе выполнения упражнений, дети знакомятся с некоторыми свойствами прямой, например, упражняясь в проведении линии через точки, дети обощают свои наблюдения: через точку можно провести сколько угодно прямых или кривых линий через две точки можно провести только одну прямую, а кривых сколько угодно.

С отрезком прямой учащиеся знакомятся также практически: отмечают на прямой две точки, и учитель поясняет, что эту часть прямой от одной точки до другой называют отрезком прямой, или кратко - отрезком, а точки - концам отрезка. Затем отрезок сравнивают с прямой и делают вывод, что отрезок ограничен, а прямая - не ограничена, мы изображаем на бумаге только части прямой. До измерения отрезков вводится понятие о равных и неравных отрезках. Разъясняется способ установления этих отношений (наложением). В дальнейшем после знакомства с см, дм, м и т.д. учащиеся выполняют большое количество упражнений в измерении и черчении отрезков, решают задачи с отрезками (на увеличение и уменьшение на несколько единиц, и т.д.)

Выделяя элементы многоугольников, учащиеся устанавливают, что стороны многоугольников- отрезки.

Когла чащиеся познакомятся с обозначением отрезков буквами, даются письменные упражнения, которые закрепляют умения выделять отрезки, являющиеся частями других отрезков, а также отрезк, составленные из других отрезков.

 

Например, предлагают записать:

- отрезки, которые имеются на чертеже,

- отрезки с началом в точке О,

- измерить с помощью линейки и выписать равные отрезки.

А В С D A B

    О  


 

C D

Такие упражнения развивают пространственные представления и воображение, а также закрепляют геометрические понятия.

 

Многоугольник, угол, круг.

Понятия об этих фигурах формируется у детей постепенно в течение всего начального обучения.

Первоначально, при изучении первого десятка, геометрические фигуры используются как дидактический материал (счет, решение задач, вычисления, составление орнаментов, сравнение и др.), где уточняются представления об отдельных фигурах, запоминаются названия: круг, треугольник, квадрат.

По традиционной системе понятие многоугольник дается в 1 классе, с прямым углом учащиеся знакомятся во 2 классе, с видами углов- в 4 классе, понятие круга и окружности дается в 3 классе.

При знакомстве с многоугольником вычленяют элементы многоугольников: стороны, вершины, углы. В 3 классе расматриваются различные виды треугольников.

Далее в таком же плане рассматриваются четырехугольники, пятиугольники и т.д., приурачивая эту работу к изучению соответствующих чиселв пределах первого десятка. Выделяя элементы многоугольников, учащиеся подмечают сязь между числом элементов и названием фигуры.

Знакомство с прямым углом лучше начать с практической работы. Ученики получают произвольные листы цветной бумаги различные по форме и размерам. Затем под руководством учителя они складывают листы сгибанием сначала вдове, потом перегибают еще раз.

Учитель предлагает развернуть сложенный лист. Дети видят, что линии сгиба разделили лист бумаги на 4 угла, у которых одна вершина- одна точка. Дети практически убеждаются в том, что все 4 угла раны между собой, т.к. при складывании листа бумаги по линиям сгиба углы совпадают.

Учитель сообщает, что эти углы называют прямыми. При этом подчеркивается, что, несмортря на различные формы листов и их размеры, получены равные углы. Пользуясь моделью прямого угла, учащиеся находят прямые и непрямые углы на окружающих предметах. В дальнейшем используют прямой угол чертежного треугольника.

Понятие угла закрепляется в дальнейшем в процессе изучения многоугольников.

Использование родовых и видовых понятий многоугольников способствует постепенному осознанию детьми, что любой квадрат есть прямоугольник и в то же время не всякий прямоугольник м.б. квадратом.

Чтобы ученики увидели не только отличительные признаки прямоугольника и квадрата, но и их общие признаки, работу целесообразно проводить в двух направлениях: - по вычленению существенных признаков фигуры; - по установлению связей между ними.

Вычленению существенных признаков фигуры способствуют специальные задания на распознавание геометрических фигур, их моделирование, вычерчивание.

Например, при ознакомлении школьников с прямоугольником используется метод практических работ в сочетании с мотодом беседы.

 

На доску прикрепляются различные четырехугольники:

               
       
 
 
 

 


- Как можно назвать эти геометрические фигуры?

- Почему так думаете?

- Используя модель прямого угла, найлите среди четырехугольников четырехугольник, имеющий прямой угол. Такие четырехугольники называют прямоугольниками.

 

После того, как учащиеся усваят свойство противоположных сторон прямоугольника, из множества прямоугольников вычленяют квадраты- прямоугольники с равными сторонами.

 

Большое занчение для закрепления представлений о многоугольниках, а также для развития пространственных представлений в целом имеют задачи с геометрическим содержанием, которые включаются систематически, начиная с 1 класса. Это задачи на:

- деление заданных фигур так, чтобы получившиеся части имели указанную форму;

- составление фигур новых из заданных многоугольников;

- распознавание всевозможных геометрических фигур.

 

В процессе решения таких задач у детей формируется умение воспринимать многоугольник, составленный из частей, и в то же время видеть многоугольники, являющиеся частями другого многоугольника, вырабатываается наблюдательность, зоркость, умение мысленно конструировать геометрические фигуры.

В 3 классе учащиеся занкомятся с окружностью и кругом.

 

 

Сопоставив круг с многоугольником, учащиеся устанавливают, что границей многоугольника является замкнутая ломаная линия, а границей круга - замкнутая кривая линия –окружность.

Чтобы учащиеся не смешивали круг и окружность, дают специальные упражнения, например: проведите окружность и раскрасьте круг, отметьте центр круга или окружности, а также точки, лежащие внутри круга, вне круга, на окружности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: