Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
«Фитнес – аэробика»
Магнитогорск, 2018
Рассмотрено на заседании Научно-методического совета ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» «___»__________20___ г. Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ: Директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Магнитогорский педагогический колледж» _____________ О.Ю. Леушканова |
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа спортивной направленности
«Фитнес – аэробика»
Возраст обучающихся: студенты I-IV курса Срок реализации программы: 72 часа | Разработчик: Пензина Кристина Владиславовна, преподаватель; Шенкорюк Евгения Феликсовна, преподаватель |
Магнитогорск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
I | Пояснительная записка……………………………………………. | |
II | Учебно-тематический план………………………………………... | |
III | Содержание программы…………………………………………… | |
IV | Обеспечение программы…………………………………………... | |
V | Список литературы………………………………………………… |
I Пояснительная записка
Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта, предназначенных для работы с населением по оздоровлению, требует глубокого изучения вопросов связанных с теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми в работе с различным контингентом занимающихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Фитнес - аэробика» направлена на формирование двигательных компетенций студентов отделения физической культуры, предназначена для студентов 1-4 курсов отделения физической культуры, обучающихся по специальности 49.02.01 «Физическая культура».
Актуальность программы: На современном этапе фитнес очень популярен. Различными его видами занимается абсолютное большинство населения, как индивидуально, так и в организованных группах. Умение качественно продемонстрировать упражнения фитнеса, составить комплексы и комбинации под музыкальное сопровождение требует многократного повторения упражнений, чем и обусловлено внедрение данной программы во внеурочный процесс.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитнес - аэробика» заключается в широком использовании современного, нового оборудования, широко представленного в мастерской ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18. 11. 2015 г. № 09- 3242.
При реализации программы соблюдаются требования:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ МОиН РФ от 09.01. 2014г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Цель программы: гармоничное развитие обучающихся, укрепление здоровья, развитие и совершенствование двигательных способностей в фитнес-аэробике.
Задачи программы:
1. Обеспечение всестороннего гармоничного развития обучающихся.
2. Совершенствование двигательных способностей в фитнес-аэробике.
3. Развитие личностных качеств обучающихся.
3. Формирование специальных знаний для успешного освоения данного вида физкультурно-спортивной деятельности.
Тип программы: экспериментальная, в которой расширено содержание, организационно-педагогические основы и методы обучения для внедрения новых педагогических технологий.
Программа рассчитана на 72 часа. Из них: 6 часов – лекции; 66 часов – практические занятия.
Форма проведения занятий: теоретические и групповые практические.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа во втором учебном полугодии.
Проектируемые результаты обучения: В результате освоения программы обучающийся должен приобрести знания и умения, необходимые для качественного освоения программы «Фитнес - аэробика»; сдать контрольные комбинации и комплексы.
В процессе освоения программы обучающиеся должны знать:
- алгоритм составления комплексов, связок и комбинаций упражнений;
- методику подбора музыкального сопровождения;
- влияние упражнений фитнес-аэробики на организм занимающихся;
уметь:
- выполнять упражнения фитнес-аэробики с дифференцировкой различных параметров движений отдельно, в связках, комплексах и комбинациях;
- составлять комплексы, связки и комбинации упражнений с использованием нового инвентаря и оборудования;
- подбирать музыкальное сопровождение для различных видов фитнес-аэробики.
II Учебно-тематический план программы «Фитнес – аэробика»
Наименование разделов | Всего, час. | В том числе | |
лекции | практические занятия | ||
Стретчинг, йога | |||
Шейпинг | |||
Пилатес, калланетика | |||
Базовая аэробика | |||
Танцевальная аэробика | |||
Степ – аэробика | |||
Фитбол – аэробика | |||
Итого | |||
Итоговая аттестация | Зачет |
Тематический план программы «Фитнес – аэробика»
Наименование разделов и тем | Всего, час. | В том числе | |
лекции | практические занятия | ||
Стретчинг. Причины травматизма, способы предупреждения и профилактика. Показания и противопоказания. Особенности занятий. | - | ||
Стретчинг. Требования, предъявляемые к правильному выполнению упражнений. Использование отягощений и помощи партнера. | - | ||
Стретчинг. Особенности составления комплекса. Комплекс упражнения тонического стретчинга: в положении стоя, в выпаде, сидя, лёжа на полу. Стретчинг перед тренировкой. Упражнения на растягивание мышц рук, плеч, грудной клетки, спины, шеи, мышц всего тела и т.д. | - | ||
Стретчинг. Занятия с различными контингентами. Специальные музыкальные фонограммы. | - | ||
Йога. Особенности занятий. Показания и противопоказания. Терминология. Основные асаны. Оздоровительный и терапевтический эффект. | - | ||
Йога. Особенности дыхания при выполнении упражнений из йоги. Особенности составления комплекса с учетом физических и физиологических особенностей. | - | ||
Шейпинг. Показания и противопоказания. Современные шейпинг – технологии. Шейпинг – классик. Особенности занятий. | - | ||
Шейпинг. Тренировочный режим при занятиях упражнениями типа «шейпинг»: методика построения занятий, продолжительность, периодичность, нагрузка, музыкальное сопровождение. | - | ||
Шейпинг. Тренировочный режим при использовании упражнений общего и локального воздействия. Интенсивные упражнения в устойчивом ритме, упражнения для мышц плечевого пояса и рук, туловища; упражнения для мышц тазового пояса и бедра. | - | ||
Шейпинг. Индивидуализация тренировок в «шейпинге». Особенности составления индивидуального комплекса. | - | ||
Шейпинг. Тестирование при занятиях, определение тренировочной модели тренировок. | - | ||
Пилатес. Особенности занятий. Показания и противопоказания. | - | ||
Пилатес. Назначение упражнений. Особенности составления комплекса. Занятия с различными контингентами. | - | ||
Пилатес. Использование различного инвентаря на занятиях: стул, гимнастический станок, гимнастическая палка. | - | ||
Пилатес. Использование различного инвентаря на занятиях: роллеры мягкие и жесткие. | - | ||
Пилатес. Использование различного инвентаря на занятиях: болстеры, резиновые амортизаторы. | - | ||
Калланетика. Методика проведения занятий: продолжительность, периодичность, нагрузка. | - | ||
Калланетика. Тренировочный режим при использовании упражнений общего и локального воздействия со сбросом тканевой массы. | - | ||
Калланетика. Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах в положениях сидя, лёжа, упражнения для мышц живота, спины, бедра. | - | ||
Базовая аэробика. Структура и содержание занятий. | - | ||
Базовая аэробика: техника выполнения базовых движений ногами и руками: нилиф, кик, джек, ланг, марш, джокинг, скип, силовые упражнения. | - | ||
Базовая аэробика: техника выполнения вспомогательных шагов: степ тач, дабл степ тач, опен, ви-степ, айр-степ, грейп вайн, мамба. | - | ||
Базовая аэробика: техника выполнения обязательных элементов. | - | ||
Базовая аэробика. Методы и методические приемы обучения упражнениям. Способы моделирования и различные схемы упражнений. Виды записи упражнений. | - | ||
Базовая аэробика. Подбор музыкального сопровождения, составление под музыку связок и комбинаций. Самостоятельная компоновка фонограммы. | - | ||
Базовая аэробика. Использование специального оборудования и инвентаря в современных физкультурно-оздоровительных технологиях | - | ||
Базовая аэробика. Методика составления учебных комбинаций. | - | ||
Базовая аэробика. Методика изменения интенсивности тренировки. Контроль физического состояния при занятиях. | - | ||
Танцевальная аэробика. Методика усложнения и упрощения упражнений. Методика составления учебных комбинаций. | - | ||
Танцевальная аэробика. Метод музыкальных интерпретаций. Особенности метода блоков. | - | ||
Танцевальная аэробика. Особенности калифорнийского стиля. Использование под музыку танцевальных движений этно, сальса, самба. | - | ||
Танцевальная аэробика. Использование под музыку танцевальных движений фанк, хип-хоп, хаус. | - | ||
Танцевальная аэробика. Методика усложнения и упрощения упражнений. | - | ||
Танцевальная аэробика. Методика составления учебных комбинаций. | - | ||
Степ – аэробика. Особенности занятий. Показания и противопоказания. Методика обучения движениям с использованием степ - платформы. Влияние на функциональные системы организма. Особенности занятий с различным контингентом. | - | ||
Степ – платформа как самостоятельный спортивный инвентарь. Правила выполнения упражнений на степ-платформе. Базовые шаги без смены и со сменой лидирующей ноги. | - | ||
Степ – аэробика. Движения руками, сочетания маршевых и синкопированных элементов, маршевых и лифтовых элементов. | - | ||
Степ – аэробика. Особенности составления комплекса. | - | ||
Фитбол – аэробика. Особенности занятий. Показания и противопоказания. | - | ||
Фитбол – как самостоятельный спортивный инвентарь. | - | ||
Фитбол – аэробика. Особенности составления комплекса. | - | ||
Фитбол – аэробика. Особенности занятий с различным контингентом. | - | ||
Использование фитбола в других направлениях фитнесса. | - | ||
Всего |
III Содержание дисциплины
Стретчинг. Причины травматизма, способы предупреждения и профилактика. Показания и противопоказания.
Особенности занятий. Требования, предъявляемые к правильному выполнению упражнений. Использование отягощений и помощи партнера.
Особенности составления комплекса. Комплекс упражнения тонического стретчинга: в положении стоя, в выпаде, сидя, лёжа на полу. Стретчинг перед тренировкой. Упражнения на растягивание мышц рук, плеч, грудной клетки, спины, шеи, мышц всего тела и т.д.
Занятия с различными контингентами. Специальные музыкальные фонограммы.
Йога. Особенности занятий. Показания и противопоказания. Терминология. Основные асаны. Оздоровительный и терапевтический эффект. Особенности дыхания при выполнении упражнений из йоги. Особенности составления комплекса с учетом физических и физиологических особенностей.
Шейпинг. Показания и противопоказания. Современные шейпинг – технологии. Шейпинг – классик. Особенности занятий.
Тренировочный режим при занятиях упражнениями типа «шейпинг»: методика построения занятий, продолжительность, периодичность, нагрузка, музыкальное сопровождение.
Тренировочный режим при использовании упражнений общего и локального воздействия. Интенсивные упражнения в устойчивом ритме, упражнения для мышц плечевого пояса и рук, туловища; упражнения для мышц тазового пояса и бедра.
Индивидуализация тренировок в «шейпинге». Особенности составления индивидуального комплекса.
Тестирование при занятиях, определение тренировочной модели тренировок.
Пилатес. Особенности занятий. Показания и противопоказания. Использование различного инвентаря на занятиях: стул, балетный станок, гимнастическая палка, пилатес - тренажер. Назначение упражнений.
Особенности составления комплекса. Занятия с различными контингентами.
Калланетика. Методика проведения занятий: продолжительность, периодичность, нагрузка.
Тренировочный режим при использовании упражнений общего и локального воздействия со сбросом тканевой массы. Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах в положениях сидя, лёжа, упражнения для мышц живота, спины, бедра.
Базовая аэробика. Структура и содержание занятий. Основные средства, которые составляют основное содержание комплексов упражнений, техника их выполнения: базовые движения ногами и руками: подъем колена - нилиф, мах - кик, прыжки ноги врозь - ноги вместе - джек, выпад - ланг, шаг - марш, бег - джокинг, скип, силовые упражнения. Вспомогательные шаги: степ тач, дабл степ тач, опен, ви-степ, айр-степ, грейп вайн, мамба.
Обязательные элементы: упражнение на пресс; «горизонтальное» равновесие; отжимание; поворот на одной на 360° или прыжком с двух; айр-джек (прыжок с двух с разведением ног в стороны с приземлением на две); махи ногами; джеки.
Методы обучения (целостный и расчлененный) и методические приемы (оперативный комментарий и пояснение, визуальное управление группой и др.) обучения упражнениям. Способы моделирования упражнений. Различные схемы упражнений. Виды записи упражнений. Методика составления учебных комбинаций.
Музыкальное сопровождение на занятиях фитнесом. Подбор музыкального сопровождения с определенным числом ритмичных ударов в минуту для танцев и силовых комплексов, составление под музыку связок и комбинаций, запись фонограммы. Самостоятельная компоновка фонограммы
Использование специального оборудования и инвентаря в современных физкультурно-оздоровительных технологиях Использование различного инвентаря, отягощений, специальных снарядов на занятиях аэробикой.
Методика изменения интенсивности тренировки. Физические нагрузки и контроль физического состояния при занятиях.
Танцевальная аэробика. Использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному танцу. – этно, сальса, фанк, хип-хоп, хаус, самба и др. Метод музыкальных интерпретаций. Особенности метода блоков. Особенности калифорнийского стиля. Методика усложнения и упрощения упражнений. Методика составления учебных комбинаций. Особенности подбора музыкального сопровождения.
Степ – аэробика. Особенности занятий. Показания и противопоказания. Степ – платформа как самостоятельный спортивный инвентарь. Правила выполнения упражнений на степ-платформе. Базовые шаги без смены и со сменой лидирующей ноги, движения руками, сочетания маршевых и синкопированных элементов, маршевых и лифтовых элементов.
Методика обучения движениям с использованием степ - платформы. Особенности составления комплекса. Влияние на функциональные системы организма. Особенности занятий с различным контингентом.
Фитбол – аэробика. Особенности занятий. Показания и противопоказания. Индивидуальные особенности вестибулярного аппарата. Фитбол – как самостоятельный спортивный инвентарь.
Особенности составления комплекса. Особенности занятий с различным контингентом. Использование фитбола в других направлениях фитнеса.
IV Обеспечение ДООП
Методическое обеспечение
На занятиях по программе «Фитнес - аэробика» применяются различные методы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный); методы обучения (целостный, расчлененный); методы тренировки (повторный, строго регламентированный, игровой, соревновательный); используются в основном урочные формы проведения занятий (тренировочное занятие), практико-ориентированная и личностно-ориентированная технологии.