Составляющие элементы транспортного процесса




Дисциплина «Структура транспортной системы»

Тема 3.1 Транспортная логистика

Составляющие элементы транспортного процесса

Транспорт является связующим звеном в сложной системе взаимодействия различных производств. Транспорт не создает новых продуктов (товаров), а только перемещает их. При этом свойства и качество перевозимых продуктов (грузов) не меняются. Происходит лишь изменение их местонахождения.

Таким образом, транспортный процесс – это перемещение товара (груза) от места его производства к месту потребления, а для пассажирского транспорта – перемещение людей между какими либо пунктами, которое может быть связано с их производственной деятельностью, культурными и бытовыми потребностями.

Транспортный процесс состоит из отдельных последовательно выполняющихся частей (элементов): погрузки грузов в подвижной состав (посадки пассажиров) в пунктах отправления; перемещения грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузки грузов из подвижного состава (высадки пассажиров) в пункте назначения.

Каждый из указанных трех элементов в свою очередь слагается из ряда операций и работ, осуществляемых в ходе подготовки, организации и выполнения перевозок.

Так погрузка груза включает работы по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям и направлениям, погрузке в автомобиль, закреплению, увязке в кузове автомобиля, взвешиванию или определение объема погруженного груза (для штучных грузов определяется количество штук груза), оформлению транспортной документации на получение и вывоз груза.

Перемещение груза происходит на основе выбора типа подвижного состава (ПС), определения маршрута движения, обеспечения безопасности движения и сохранности груза при перевозке, собственно перемещения груза, обеспечения устранения могущих возникнуть во время движения технических неисправностей подвижного состава, организации заправки его горюче- смазочными материалами в пути, организации контроля за движением подвижного состава с целью выполнения графика движения и своевременности доставки грузов.

Выгрузка груза складывается из таких операций:

- ознакомления грузополучателя с товарно-транспортными документами (ТТД) и соответствием им груза;

- взвешивание или определение объема прибывшего груза грузополучателем (для штучных грузов определяется количество штук);

- выявление возможной порчи или потерь груза, подготовка груза к выгрузке (освобождение от креплений, открытие бортов и т.п.);

- выгрузка груза;

- оформление товарно-транспортной документации по приему груза грузополучателем.

При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава (автомобиля, автопоезда) постоянно повторяются.

Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Циклом транспортного процесса является ездка, представляющая собой комплекс элементов транспортного процесса от одной погрузки груза на каждую единицу подвижного состава до

следующей погрузки. За цикл каждый автомобиль простаивает под одной погрузкой, одной разгрузкой, совершает пробег с грузом и пробег без него к месту следующей погрузки.

Ездки осуществляются на разные расстояния и с разными скоростями, с различным количеством и характером груза. Вследствие этого время, а также объем работы, выполняемый за каждую ездку, будут различными.

Поэтому при планировании и организации транспортного процесса пользуются средними значениями продолжительности ездки и времени выполнения отдельных элементов.

Особенности перевозок грузов автомобильным транспортом определяются характером его материально-производственной базы, назначением и условиями его работы. Автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, довольно высокой скоростью доставки грузов, высокой маневренностью и проходимостью.

Эти качества обеспечивают доставку грузов «от двери до двери», т.е. от отправителя до получателя без каких-либо перегрузочных операций в пути, что снижает затраты на эти операции и в итоге уменьшает время доставки груза и стоимость его перевозки.

Особенностью организации перевозок, выполняемых автомобильным транспортом, является то, что каждая единица подвижного состава выполняет работу на линии автономно, независимо от остального подвижного состава и это вызывает определенные сложности в организации контроля за использованием подвижного состава, требует повышенной ответственности и четкости в выполнении этой функции со стороны автотранспортных предприятий (АТП).

Ежедневно различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, воздушным, водным и трубопроводным) перевозится большое количество товарной продукции и сырьевых ресурсов.

Груз - это совокупность предметов производства и потребления, принятых для перевозки. Это сырье, топливо, продукты питания, полуфабрикаты, готовые изделия и т.п., словом, все то, что нужно перевезти. Предлагаемые к перевозке грузы различаются по наименованиям, ценности, размерам, массе, физическим и химическим свойствам, производственном и хозяйственному назначению.

Производственным процессом грузового автомобильного транспорта является перемещение грузов подвижным составом во времени и пространстве.

Процесс перемещения груза - это совокупность действий, связанных с его перемещением в пространстве без изменений его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств. Процесс включает в себя транспортировку груза и начально-конечные операции (подготовка, погрузка, разгрузка, перегрузка, складирование, подача транспортных средств).

Транспортировка - это процесс перемещения груза по определенному маршрутом от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.

Погрузка - это операция перемещения груза на транспортное средство с места постоянного хранения или временного накопления.

Разгрузка - это процесс перемещения груза с транспортного средства на другое или с одного места хранения на другое.

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

С момента добычи или производства до момента переработки или потребления товарная продукция проходит следующие технологические стадии:

 

Грузопоток - это направленное грузодвижение между грузопунктами.

Важную роль при выполнении грузовых автомобильных перевозок (ГАП) занимает организация движения подвижного состава (ПС), так как от правильного выбора маршрута движения зависит доля порожнего пробега ПС в общем пробеге. Маршрутом движения называется путь следования ПС при выполнении перевозок. На всех маршрутах транспортный процесс перевозки грузов складывается из последовательно повторяющихся элементов: подача ПС к месту погрузки; погрузка ПС; перемещение груза; разгрузка ПС. Совокупность этих элементов, образующих законченную операцию, называется циклом перевозки или ездкой.

 

 

Время доставки груза:

tд=tдв+tпp+tп-p,

где tдв - время движения,

tп-р - время погрузки - разгрузки,

tпp - время простоя по организационным причинам (оформление документов и т.п.);

Также время доставки может быть представлено в следующем виде:

tд= le/ vt + tп-p +tпp

le - длина ездки;

vt - техническая скорость;

tп-p - время погрузки и разгрузки.

Таким образом, время погрузки-разгрузки имеет непосредственное влияние на скорость доставки груза получателю.

Влияние простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными работами на себестоимость перевозки грузов носит прямо пропорциональный характер, а на производительность автомобиля - обратно пропорциональный.

 

 

Подача ПС от места стоянки и возврат после последнего пункта разгрузки относится не к отдельному циклу перевозок, а к работе ПС за день в целом и называется нулевым пробегом.

Совокупность элементов одного или нескольких циклов перевозки с момента подачи порожнего ПС в пункт погрузки до очередного возврата в этот же образует оборот автомобиля.

При выполнении ГАП можно выделить несколько типичных вариантов организации транспортного процесса.

1. Однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю (микросистема) представляет собой простейший вариант организации транспортного процесса. При этом варианте обратный пробег от потребителя к отправителю автомобиль выполняет без груза. На различных комбинациях микросистем основаны все остальные организации транспортного процесса.

2. Однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю с доставкой груза в обратном направлении до отправителя или до любого промежуточного пункта (особо малая система). В этом случае вид и количество груза, перевозимого в прямом и обратном направлениях, как правило, различны.

3. Организация транспортного процесса в первом и во втором вариантах с использованием нескольких единиц ПС, обслуживающих одного отправителя или потребителя грузов (малая система с челночным движением). Для этого варианта потребуется увязка работы нескольких автомобилей, составление графиков загрузки погрузочно-разгрузочных пунктов и т.д.

Задание:

1 Составить конспект по теме

2 Ответить на следующие вопросы:

1) Перечислить элементы транспортного процесса

2) Что является циклом транспортного процесса

3) Составляющие процесса перемещения груза

4) Формула времени доставки груза

5) Варианты организации транспортного процесса для автомобильных перевозок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: