А. Студент должен знать и понимать:
· определение, цели и задачи клинической микробиологии;
· характеристику основных условно-патогенных возбудителей оппортунистических инфекций;
· правила отбора патологического материала для клинико-биологических исследований;
· требования к условиям транспортировки и хранения исследуемого материала;
· методы исследования клинической микробиологии и их роль в общем комплексе микробиологических исследований;
· природу антибиотикорезистентности бактерий;
· порядок проведения контроля качества микробиологических исследований;
· эпидемиологию, патогенез и клинические особенности оппортунистических инфекций;
· принципы специфической профилактики и терапии оппортунистических инфекций.
В. Студент должен применить знания и понимания:
· проводить взятие клинического материала при оппортунистических инфекциях для микробиологических исследований; взять материал для микробиологического исследования у стоматологических больных;
· выделять и идентифицировать патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;
· интерпретировать результаты микробиологических, вирусологических и иммунологических исследований.
D. Студент должен обладать коммуникативными способностями:
· Уметь работать в малых группах, парами, в команде;
· уметь представлять собственные исследования (протокол занятий) или результаты литературных поисков для специалистов, также как и для непрофессиональной аудитории.
Е. Студент должен показать способность к учебе:
· Уметь исследовать новые области посредством самостоятельного изучения;
· Использовать возможности быть информированным о новых открытиях и методах и уметь давать профессиональный совет по возможному ряду применений микробиологических исследований;
|
· Уметь работать с высокой степенью автономии, и даже принимать ответственность при микробиологической диагностике инфекционных заболеваний.
2.5 Пререквизиты: м икробиология, иммунология
2.6 Постреквизиты: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология.
2.6. Краткое содержание дисциплины (из ГОСО)
Нормальная микрофлора полости рта. Микробиоценозы отдельных биотопов ротовой полости. Микрофлора зубного налета и зубной бляшки. Нарушения в нормофлоре ротовой полости – дисбактериоз. Клиническая и лабораторная диагностика дисбактериоза ротовой полости. Кариозный процесс. Роль микроорганизмов в возникновении кариеса. Механизмы иммунитета полости рта. Гнойно-воспалительные процессы в ротовой полости и челюстно-лицевой области, вызванные патогенными и условно-патогенными стафилококками, стрептококками, кишечной палочкой, синегнойной палочкой, анаэробными микроорганизмами. Инфекционные заболевания слизистой ротовой полости.
2.7 Тематический план лекций, практических занятий и СРС
№ | Темы лекций | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Клиническая микробиология: цель и задачи. Нормальная микрофлора полости рта. Особенности микробной флоры полости рта человека. | Обзорная лекция | |
2. | Санитарная микробиология отделений стоматологических поликлиник и стоматологических стационаров Принципы деконтаминации в стоматологии. Оценка чистоты воздуха, помещений, инструментария. | Тематическая лекция | |
3. | Микробная флора и иммунные процессы при кариесе зубов.Характеристика кариесогенной микрофлоры. | Тематическая лекция | |
4. | Микробная флора и иммунные процессы при заболеваниях пародонта. Основные возбудители одонтогенных гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. | Обзорная лекция | |
5. | Заболевания вирусной этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. | Обзорная лекция | |
6. | Возбудители периимплантитов. Иммунология периимплантитов. | Тематическая лекция | |
Всего часов: |
Тематический план практических занятий
|
№ | Темы практических занятий | Форма проведения | Кол-во часов |
Клиническая микробиология: цель и задачи. Нормальная микрофлора полости рта. Особенности микробной флоры полости рта человека. Принципы классификации микробов полости рта: морфологический, биохимический, молекулярно-генетический. | Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. | ||
Санитарная микробиология отделений стоматологических поликлиник и стоматологических стационаров Принципы деконтаминации в стоматологии.. Оценка чистоты воздуха, помещений. Оценка чистоты инструментария. Понятие о критических, полукритических и некритических материалах и инструментах. Соотношение процессов предстерилизационной обработки, дезинфекции и стерилизации. Способы дезинфекции и стерилизации. Антисептики, дезинфектанты и антибиотики в стоматологии. | Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. | ||
3. | Микробная флора и иммунные процессы при кариесе зубов.Характеристика кариесогенной микрофлоры. Биоплёнка зуба и патогенез кариеса зубов. Экспериментальные модели развития кариеса зубов. Иммунология кариеса зубов и перспективы создания вакцины. Основные возбудители одонтогенных гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО. | 1. Тестирование 2. Устный опрос 3. Сдача практических навыков Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. | |
4. | Микробная флора и иммунные процессы при заболеваниях пародонта. Характеристика пародонтопатогенной флоры. Возбудители и патогенез гигивита и пародонтита. Клинико-микробиологические методы оценки эффективности гелей и ополаскивателей в терапии пародонтита и гингивита. | Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. | |
5. | Заболевания вирусной этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика вирусов ротавирусов, энтеровирусов, паппиломавирусы, геморрагических лихорадок, ящура. Вирусы, находящиеся в полости рта, но не вызывающие ее заболевания. Вирусные гепатиты В,С,Д. | 1. Тестирование 2. Устный опрос 3. Сдача практических навыков Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. | |
6. | Заболевания грибковой этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика возбудителей системных микозов, сопровождающихся проявлениями в полости рта. | Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. 1. Тестирование 2. Устный опрос 3. Сдача практических навыков | |
7. | Возбудители периимплантитов. Иммунология периимплантитов. | Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. | |
8. | Влияние пломбировочных и протезных материалов на состав микрофлоры полости рта. Дисбактериоз полости рта. Факторы неспецифической резистентности и специфического иммунитета полости рта. Рубежный контроль: коллоквиум. | Краткое обсуждение темы. Практическая работа в паре. | |
Итоговая консультация | |||
Всего часов: |
|
2.8 Тематический план СРС
№ | Темы для самостоятельной работы студентов | Форма проведения | Кол-во часов | Срок сдачи (день) |
1. | Местный иммунитет полости рта и микрофлора биопленок. | Составление и представление презентации | ||
2. | Клинико-микробилогические методы оценки эффективности зубных паст и зубных щеток. | Составление и представле-ние презентации | ||
3. | Клинико-микробиологические методы оценки эффективности гелей и ополаскивателей в терапии пародонтита и гингивита. | Защита реферата, его обсуждение, рецензия на реферат. | ||
4. | Сравнительное изучение различных методов гигиены полости рта при проведении ортодонтического лечения. | Защита реферата, его обсуждение, рецензия на реферат. | ||
5. | Методы описания и презентации результатов клинико-микробиологических исследований | Заслушива-ние доклада | ||
Всего часов: |
2.9 Рекомендуемая литература
Основная:
1. Микробиология, вирусология и иммунология полости рта/ под ред. Царева В.Н.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 576 с.
2. Микробиология и иммунология для стоматологов: [пер. с англ.]/ под ред. Р.Дж. Ламонта, М.С. Лантц, Р.А. Берне, Д.Дж. Лебланка: пер. с англ. под ред. В.К. Леонтьева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 504 с.
3. Табаева А.А. Микробиология поражений полости рта при стоматологических и инфекционных заболеваниях. Алматы, 2006 – 127 с.
4. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.
5. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.
6. Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.
7. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.
Дополнительная:
1. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.
2. Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. – Выпуск.- 1995.-367с.
3. Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. -487
4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология" М.: МИА,2002
5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.
6. Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.
7. Аравийский Р.А., Горшкова Г.И.. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.
8. Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.
9. Внутрибольничные инфекции //Под ред. Р.П.Венцелла - М.:Медицина, 1990.- 656 с.
10. Д. Саттон, А.Фотергилл, М.Ринальди. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир.-2001. 470 с.
11. Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.
12. Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.-162 с.
13. Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. –1994.–224 с.
14. Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - В 2 томах.