Упражнения по развитию восприятия ритма
1. Прослушать изолированные удары: //, ///, ////. Опреде- лить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами. |
2. Прослушать серии простых ударов:// // // //; /// ///; //// ////. Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур. |
3. Прослушать серии акцентированных ударов: /-,-/; //--,--//; /-/-_ и т.д. Определить, сколько и какие удары были предъявлены путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур (где «/» -громкий удар, «-«- тихий удар). |
Упражнения по развитию воспроизведения ритма
1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары. |
2. По подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов. |
3. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие). Отстучать серии акцентированных ударов. |
4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные). |
5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные). |
Задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи. Логопед дважды читает один и тот же рассказ ("Добрый лев" Н. Майбороды). Первый раз - без интонационного оформления текста, второй - выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше нравится и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменить, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т.д. |
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: "Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса". Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически: --- >. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Логопед говорит о том, что на письме такие предложения заканчиваются точкой. Показывается соответствующая карточка, выучивается стихотворная строчка: "Про точку можно сказать: это точка - точка одиночка". После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой. Примерный текст: "Два цвета. Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: "Разве бывают синие собаки и красные зайцы?" Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку" Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом материале. |
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить (логопед задает вопрос). Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:. Для обозначения вопроса предлагается знак: "Вопрос будем обозначать таким знаком (?)". Показывается карточка и выучивается стихотворение про вопросительный знак: "Это кривоносый вопросительный знак, Задает он всем вопросы: Кто? Кого? Откуда? Как?" После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросы, поднимая карточку с вопросительным знаком. Примерный текст: Хомяк Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? -Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в норку перекатывать. Затем детям предлагается при предъявлении стихов, текстов выложить перед собой столько фишек, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале. |
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Детям предлагается последовательно несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа "Ой!", "Ах!", "Ух!", "Ура!". Проводится беседа по содержанию каждой из картинок: "Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!) Девочка уронила чашку. Как она воскликнула? (Ах!) Мальчики играют солдатиками. Что они кричат? (Ура!) И т.д. Затем снова последовательно показываются те же картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее картинке (Ой! Ура! Ах! и т.д.). Логопед задает вопрос: "Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?" После этого логопед показывает, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически: Для обозначения восклицания вводится соответствующий знак: "Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком (!)", выучивается стихотворение про восклицательный знак: "Чудак - восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: Ура! Долой! Караул! Разбой!" После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком. Примерный текст: Самый важный - Я самый важный! Я всех бужу, - говорил будильник. - Я важнее! Всех вожу, - говорил автобус. - А я важнее вас! Я построил этот дом, - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало! - Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек! Затем детям предлагается при предъявлении текстов, стихов выложить перед собой столько фишек, сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале. |
5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. С детьми повторяется, какие виды интонаций они знают: "Вспомните, как мы можем произносить предложения?" Затем уточняется, какими грамматическими знаками обозначается спокойное проговаривание, вопрос, восклицание. Повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения дети поднимают карточку с соответствующим знаком. Примерный текст: Сорока и мышь - Мышка-трусишка, ты треска боишься? - Ни крошечки не боюсь! - А громкого свиста? - Ни капельки не боюсь! - А страшного рева? - Ни сколечки не боюсь! - А чего же ты боишься? - Да тихого шороха. Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления. |
Задания по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции.