ВРАЧА СПЕЦИАЛИСТА - СТОМАТОЛОГА
(ГОСТ послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 04.04.01. СТОМАТОЛОГИЯ, Москва, 2002г.)
В соответствии с квалификационными требованиями врач специалист должен обладать следующими общими и специальными знаниями и умениями.
ЗНАТЬ:
- основные положения законодательных актов, регламентирующих реформы управления и финансирования здравоохранения, введение медицинского страхования граждан;
- основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность учреждений и подразделений здравоохранения различных форм собственности;
- правовые вопросы деятельности врача, среднего и младшего медицинского персонала в стоматологических учреждениях;
- квалификационные требования к «врачу-стоматологу», его права и обязанности, принципы организации работы в государственных, негосударственных лечебно-профилактических учреждениях и страховых компаниях.
УМЕТЬ:
- организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в терапевтическом стоматологическом кабинете, отделении поликлиники и стационара;
- формировать здоровый образ жизни, проводить экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности пациентов, соблюдать правила врачебной этики, медицинской деонтологии.
Приобрести практические навыки управления стоматологической практикой:
- составления трудового договора (контракта) с государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, муниципальными органами управления, страховыми медицинскими организациями, заявки для получения лицензии на осуществление вида медицинской деятельности;
|
- подготовки необходимой документации в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории по специальности «врач-стоматолог»;
- организации повседневной работы врача-стоматолога и в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении пострадавших.
Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков «врача-интерна-стоматолога» по медицине катастроф.
По окончании специализации по стоматологии «врач-интерн-стоматолог» должен приобрести знания, умения и практические навыки оказания первой врачебной помощи при чрезвычайных ситуациях.
ЗНАТЬ:
- принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения,
- формирования, органы управления и оснащение;
- медико-тактическую характеристику очагов поражения различных видов;
- принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации);
- организацию и объем первой врачебной помощи пострадавшим, поступающим из очага катастрофы;
- основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.
УМЕТЬ:
- оказать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении пострадавших и больных из очага катастрофы;
- проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций;
- пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.
|
Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков «врача-интерна-стоматолога» по клинической психологии.
По окончании специализации по стоматологии врач-интерн-стоматолог должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по клинической психологии.
ЗНАТЬ
- определения понятий «психология», «клиническая психология», «психология больного человека», «психология стареющего человека», «психология одинокого человека»;
- психические свойства личности;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- определение понятия «психогенные болезни», роль психологических факторов в предупреждении возникновения и развития заболеваний;
- основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии.
УМЕТЬ:
- применять общие принципы и методы клинической психологии при оказании стоматологической помощи взрослым и детям в условиях профессиональной деятельности врача-стоматолога, использовать вербальные и невербальные средства общения.
Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-стоматолога по применению лекарственных и нелекарственных методов лечения распространенных стоматологических заболеваний.
По окончании специализации по стоматологии врач-интерн-стоматолог должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по применению лекарственных и нелекарственных методов лечения распространенных стоматологических заболеваний.
|
ЗНАТЬ:
- основы клинической фармакологии, фармакокинетики и принципы фармакотерапии, наиболее часто встречающихся стоматологических заболеваний; принципы диетотерапии, психотерапии, лечебной физкультуры и физиотерапии при лечении распространенных стоматологических заболеваний взрослых и детей;
- основы реанимации и интенсивной терапии, патофизиологию угасания жизненных функций организма, показания к проведению реанимации;
- медицинские, юридические и социальные аспекты вопроса о прекращении мероприятий по оживлению организма.
УМЕТЬ:
- определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств в объеме квалифицированной стоматологической помощи при распространенных стоматологических заболеваний у взрослых и детей;
- определить показания и противопоказания к назначению диеты при распространенных стоматологических заболеваниях у взрослых и детей;
- определить показания и противопоказания к применению лечебной физкультуры, комплекса реабилитационных мероприятий при лечении распространенных стоматологических заболеваний у взрослых и детей;
- определить показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур при лечении распространенных стоматологических заболеваний у взрослых и детей;
- определить показания и противопоказания к проведению реанимационных мероприятий;
- применять инструментальные и неинструментальные методы восстановления проходимости дыхательных путей и провести непрямой массаж сердца.
Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-стоматолога по профилактике, диагностике и лечению стоматологических заболеваний.
По окончании специализации по стоматологии врач-интерн - стоматолог должен приобрести следующие знания, умения и практические навыки по профилактике, диагностике и лечению стоматологических заболеваний.
ЗНАТЬ:
- организацию стоматологической помощи населению;
- особенности проявления клиники и течения стоматологических заболеваний у взрослых, детей, лиц пожилого, старческого возраста;
- клинические, дополнительные и специальные методы диагностики патологии полости рта;
- принципы лекарственной и нелекарственной терапии стоматологических заболеваний у взрослых, детей, лиц пожилого, старческого возраста;
- способы ограничения риска инфицирования врачей, среднего медицинского персонала во время работы;
- меры предупреждения загрязнения окружающей среды;
- дезинфекцию ручных инструментов, наконечников, турбин, аспирационных систем;
- методы стерилизации стоматологических инструментов, их эффективность;
- оборудование, материалы, средства; технология выполнения;
- строение, функции эмали и дентина;
- современные представления о строении и функции пульпы зубов;
- эндодонтия;
- взаимоотношения основных элементов в пульпарно-дентинном комплексе;
- эндодонтические аспекты морфологии зубов верхней и нижней челюсти;
- пульпарно-периапикальный комплекс;
- современные представления о строении и функции периодонта;
- современные аспекты строения и функции пародонта; возможность направленной регенерации тканей пародонта;
- десневая жидкость, её роль в физиологии и патологии тканей пародонта в свете последних научных достижений;
- строение и функции слизистой оболочки полости рта;
- слюнные железы, слюна и ротовая жидкость; роль слюны в процессах де- и реминерализации твердых тканей зубов;
- современные аспекты взаимодействия, взаимозависимости слюны и микробного зубного налёта;
- связь антимикробных и других факторов слюны с этиопатогенезом развития кариеса и других заболеваний полости рта;
- возможности использования параметров ротовой жидкости для прогноза риска возникновения кариеса;
- современные методики сбора анамнеза, проведения осмотра пациентов;
- анализ полученных клинико-лабораторных данных;
- дополнительные и специальные методы диагностики: рентгенологические (визиография, ортопантомография и др.), цитологические, гистологические, иммунологические, бактериоскопические; лабораторные исследования (анализ крови, мочи, слюны, десневой жидкости и др.);
- электроодонтодиагностики, ультразвуковой остеометрии и др.;
- сравнительная оценка специальных методов исследования в определении состояния микроциркуляции в пародонте и других отделах полости рта и лица.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Стоматология. Запись и ведение истории болезни [Электронный ресурс]: руководство / под ред. В.В. Афанасьева, О.О. Янушевича. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 160 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970421215.html.
2. Терапевтическая стоматология в 3-х частях: Часть 3: Заболевания слизистой оболочки рта [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 c. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411193.html
3. Неотложная помощь в стоматологии. Медицинская литература от издательства: ГЭОТАР-МЕД: Бичун А.Б. 2012.- 320 с.
4. Болезни слизистой оболочки полости рта и губ. Борк Бургдорф. "МЕДпресс-информ. 2011-448с.
5. Руководство по ортопедической стоматологии. В.Н.Копейкин.--- М.: «Триада-Х», 1998---496 с.
6. Съемные реставрации с опорой на имплантаты. Axel Muhlhauser. – М. Паритет, 2006- 132с.
7. Основы несъемного протезирования.Герберт- Шиллинбург-младший., 2011г.
8. Дмитриева Л.А. Терапевтическая стоматология. Москва «Медпресс-информ». – 2010. – с.894.
9. Стоматология [Электронный ресурс]: учебник для медицинских вузов и последипломной подготовки специалистов / под ред. В. А. Козлова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 487 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785299004526.html.
10. Максимовский, Ю. М. Терапевтическая стоматология [Электронный ресурс]: руководство к практ. занятиям: учебное пособие / Ю. М. Максимовский, А. В. Митронин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 432 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970418925.html.
11. Терапевтическая стоматология: руководство к практическим занятиям: учебное пособие, рек. МО и науки РФ, ГОУ ВПО "Московская мед. акад. им. И. М. Сеченова" для учреждений высш. проф. образования, обучающихся по спец. 060105.65 "Стоматология" по дисциплине "Терапевтическая стоматология"/ Ю. М. Максимовский, А. В. Митронин. - М.: Гэотар Медиа, 2011. - 423 с.
12. Заболевания слизистой оболочки рта: Атлас. Морозова С.И. 2012.-МИА 272 с.
13. Препарирование кариозных полостей: современные инструменты, методики, критерии качества: монография/ А. И. Николаев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 215 с.
14. Лекарственная аллергия в стоматологии. Пухлик Б.М."Донецк". 2011 -112с
15. Изменение органов и тканей полости рта при заболеваниях внутренних органов. Трухан Д.И. Практическая медицина. 2012-208 с.
16. Заболевания пародонта. Современный взгляд на клинико-диагностические и лечебные аспекты: уч. пос. рекомендованное УМО. Минздравсоцразвития РФ. и Минобразования РФ / Янушевич О.О, Гринин В.М., Почтаренко В.А., Рунова Г.С. и др.; под ред. О.О. Янушевича.- М.: ГЭОТАР- Медиа 2010. -160с.