(по данным Ассоциации "Благополучие животных")*
Ситуация значительно лучше:
Город Москва. В столице действует ряд нормативных правовых актов, в которых зафиксирована необходимость гуманного отношения к животным, введен запрет на их убийство.
Предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий, включая отлов, транспортировку в стационар для стерилизации и приют, осмотр, оказание ветеринарной помощи, вакцинацию, стерилизацию, мечение, послеоперационный уход, учет, содержание до момента передачи владельцу или естественной смерти, поиск владельца, социализацию животного. Эвтаназия допускается для неизлечимо больных животных. Содержание закупочной документации соответствует НПА.
Основаниями выбытия животных из приютов являются: передача владельцу и естественная смерть. Таким образом, предполагается пожизненное содержание.
Предусмотрена система городского учета и регистрации животных, а также мониторинга численности популяции.
Республика Крым. НПА Республики Крым приведены в соответствие с федеральным законодательством в сфере обращения с животными. Для регулирования численности предусмотрен метод стерилизаций с последующим возвратом в среду обитания.
В 2020 году уже объявлены несколько закупок на услуги по обращению с животными без владельцев. Закупочная документация составлена грамотно, для всех подлежащих отлову животных предусмотрены содержание, вакцинация, стерилизация, возврат в среду. Техническое задание изложено подробно, с учетом норм действующего федерального законодательства, прописаны требования к каждой услуге. Качество подготовки закупочной документации в данном регионе выше, чем в большинстве субъектов РФ.
|
Для полноты картины следует отметить, что ситуация с объявляемыми в 2019 году закупками была двоякой: заказчики заранее указывали в ТЗ число животных, подлежащих отлову, с последующим содержанием, вакцинацией, стерилизацией, а также точное число животных, подлежащих эвтаназии.
Данное обстоятельство приводило к применению на практике двух методов регулирования: гуманного и негуманного.
Необходимо отметить, что в Республике Крым развита зоозащитная деятельность. Об этом свидетельствует наличие целого ряда организаций зоозащитной направленности, имеющих официальный статус, в том числе принимающих участие в регулировании численности животных в качестве подрядчиков.
В целом в данном регионе ситуация сравнительно лучше, чем в других.
Нижегородская область. В нормативных правовых актах Нижегородской области закреплена необходимость гуманного отношения к животным, установлен запрет на жестокое обращение.
Отлов исключительно в целях умерщвления запрещен. Предусмотрено проведение отлова, транспортировки в пункт временного содержания, осмотра, лечения, содержания (10 дней), вакцинации, стерилизации, мечения, поиска и возврата владельцам, передачи заинтересованным лицам или в приют для дальнейшего содержания, возврата в среду обитания, эвтаназии. Что дает возможность применения метода ОСВВ.
Установлен перечень оснований для эвтаназии (агрессия не является таковым).
Нормы прописаны четко, подробно, могут служит примером другим регионам.
Закупочная документация соответствует нормативным правовым актам: предусматривает проведение полного комплекса мероприятий.
|
Технические задания качественно проработаны, могут быть использованы как образец.
Ростовская область. Нормативно-правовые акты области приводятся в соответствие с федеральным законодательством.
В 2019 году ситуация с объявляемыми закупками была неоднозначная: с одной стороны, закупочная документация предусматривала оказание услуг по отлову, транспортировке в пункт временного содержания, осмотру, содержанию (10 дней), обработке, вакцинации, стерилизации, мечению при достойной цене на данные услуги, что открывает возможности добросовестным подрядчикам. Вместе с тем, в действующем в 2019 году нормативном правовом акте, и как следствие – в размещаемой закупочной документации – есть целый ряд лазеек, позволяющий применять на практике вместо метода массовых стерилизаций метод эвтаназий, что дает дорогу недобросовестным игрокам. Последние признавали всех животных больными и агрессивными, пользуясь неточностями НПА и закупочной документации, и осуществляли недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, в данном регионе применялись как гуманные и законные методы регулирования силами добросовестных подрядчиков, так и противоположные.
Требуются существенные изменения:
Ставропольский край. Нормативными правовыми актами Ставропольского края зафиксирована необходимость гуманного отношения к животным, установлен запрет на жестокое обращение.
Предусмотрено проведение отлова, транспортировки, осмотра, карантинирования и содержания (не более 3 месяцев), идентификации, вакцинации, стерилизации, поиска собственника или нового владельца животного, возврата в среду обитания, эвтаназии. То есть, имеется возможность применения метода ОСВВ.
|
При этом установлен перечень случаев, при которых допускается умерщвление на месте. Основания для эвтаназии сформулированы нечетко, что позволяет применять на практике также метод отлова с последующим умерщвлением.
Ситуация с закупками вызывает обеспокоенность: наряду с закупками на полный комплекс гуманных мероприятий, объявляются также и закупки на отлов в никуда (отлов и утилизацию). Цена на данные услуги невысокая.
Республика Башкортостан. В нормативных правовых актах Республики Башкортостан зафиксирована необходимость гуманного отношения к животным, введен запрет на жестокое обращение.
Закреплен порядок содержания домашних животных и обязанности владельцев.
Предусмотрен отлов, транспортировка, регистрация, осмотр, карантинирование, содержание, вакцинация, стерилизация, возврат в среду обитания, эвтаназия. Таким образом, имеется возможность применения метода ОСВВ. Зафиксированы основания для эвтаназии, одним из которых является агрессивность. При этом, нормы изложены недостаточно точно, допускается возможность трактовки. Что может приводить к подмене метода регулирования на негуманный.
Объявляются как закупки на полный комплекс гуманных услуг, так и закупки на отлов и массовую эвтаназию. Технические задания изложены кратко, неподробно, имеют лазейки. Цена на услуги низкая. Это способствует применению на практике негуманных методов.
Республика Татарстан. Нормативными правовыми актами Республики Татарстан закреплена необходимость гуманного отношения к животным. Предусмотрено проведение отлова, транспортировки в пункт временного содержания или приют, осмотра, карантинирования и содержания, обработки, вакцинации, стерилизации, мечения, передачи владельцам или заинтересованным лицам, возврата в среду прежнего обитания, эвтаназии.
Установлен широкий перечень оснований для эвтаназии, в который также входит повышенная агрессивность, что может служить лазейкой для массовой эвтаназии.
Закреплено три метода регулирования численности: стерилизация, умерщвление и содержание в пунктах временного содержания (приютах). Приоритетности данных методов не установлено: гуманные методы могут применяться наряду с негуманными.
Также закреплены правила содержания и регистрации домашних животных, а также обязанности владельцев.
Ситуация с закупками носит негативный характер: заранее устанавливается число животных, подлежащих эвтаназии и утилизации. Обычно, это число составляет половину или даже большую часть от общего числа отлавливаемых животных.
Пермский край. НПА Пермского края предусмотрен отлов, транспортировка, регистрация, осмотр, оказание помощи, карантинирование и содержание (2 месяца), вакцинация, стерилизация, возврат собственникам или передача заинтересованным лицам, возврат в среду обитания, эвтаназия. Таким образом, имеется возможность применения метода ОСВВ. При этом используемые формулировки допускают широту их трактовки.
Установлен перечень оснований для проведения эвтаназии, в том числе, агрессия, что может являться лазейкой для умерщвлений. Также установлен норматив на число животных под эвтаназию.
Закупочная документация предусматривает проведение полного комплекса мероприятий, при этом, в большинстве случаев указано число животных под эвтаназию. Изложенные в Технических заданиях требования не всегда строго соответствуют нормативным правовым актам, являясь «вариациями» вокруг них.
Кировская область. Нормативными правовыми актами Кировской области закреплена необходимость гуманного отношения к животным, действует запрет на жестокое обращение при отлове.
Предусмотрено проведение отлова, транспортировки в пункт временного содержания, осмотра, вакцинации, стерилизации, мечения, содержания (10 дней), эвтаназии.
Возврат животных в среду обитания не предусмотрен.
Зафиксировано, что стерилизация является наиболее гуманным и эффективным способом снижения численности безнадзорных животных.
Установлен перечень оснований для эвтаназии, в который также входит агрессивность, что может служить лазейкой для подмены на практике гуманного метода на негуманный.
Расчет размера субвенций на данные цели основан на том, что у 65% отловленных животных будут выявлены показания для эвтаназии, и только в 35% - не будут выявлены. Это напрямую влияет на формировании цены при объявлении закупок.
Закупочная документация соответствует содержанию нормативных правовых актов: в ней предусмотрен полный комплекс мероприятий, но имеются большие лазейки, уже описанные выше.
Ситуация требует коренного перелома:
Волгоградская область. Ведется работа по переходу к гуманным методам регулирования численности животных. В 2020 году закупки на регулирование численности животных еще не объявлялись (по состоянию на 1.02.2020). В 2019 году ситуация с объявляемыми закупками была неоднозначная. Технические задания, размещаемые заказчиками, и состав услуг значительно разнились. Ряд ТЗ предусматривали оказание в отношении животных только услуги по отлову, эвтаназии и утилизации. При этом другие ТЗ являлись более полными и предусматривали также содержание и вакцинацию. Характерной чертой являлось наличие широкого перечня оснований на проведение эвтаназии (включая спорное основание как агрессивность). Еще одна проблема – низкая цена на данные услуги.
Воронежская область. В НПА Воронежской области многократно подчеркивается необходимость гуманного отношения к животным, запрещены жестокое умерщвление и его пропаганда, зафиксирована необходимость просвещения населения.
Предусмотрено проведение отлова, транспортировки в приют, осмотра, карантирования, лечения, содержания, вакцинации, стерилизации, мечения, передачи владельцам или заинтересованным лицам, возврата в среду обитания, эвтаназии. Это дает возможность применения метода ОСВВ.
Также зафиксирован порядок содержания домашних животных и обязанности их владельцев.
Ситуация с объявленными закупками носит негативный характер, закупочная документация не соответствует содержанию нормативных правовых актов: в ней заранее указано число животных под эвтаназию, а также допускается отстрел животных из огнестрельного оружия по широкому списку оснований, что позволяет применять на практике негуманные методы.
Краснодарский край. В действующих нормативных правовых актах имеется ряд лазеек, позволяющих на практике применять негуманные и незаконные методы регулирования.
В 2020 году закупки на регулирование численности животных еще не объявлялись.
В 2019 году ситуация с объявляемыми закупками была неоднозначная, объявлялись и грамотно подготовленные закупки с полным комплексом услуг, и закупки с нарушениями, суть которых сводилась к массовому умерщвлению животных.
Помимо этого, важной характеристикой закупок на регулирование численности животных без владельцев в Краснодарском крае в 2019 году являлась низкая цена за услуги.
Лазейки в региональных нормативных актах, допущение умерщвления по широкому перечню оснований в закупочной документации в сочетании с низкой ценой создали почву для превалирования на практике метода массовых убийств животных. В 2019 году ситуацию в регионе справедливо было назвать вызывающей крайнее беспокойство.
Оренбургская область. В нормативных правовых актах Оренбургской области закреплена необходимость гуманного отношения к животным, запрещено неоправданное уничтожение животных.
Предусмотрено проведение отлова, транспортировки в приют, осмотра, оказания ветеринарной помощи, карантинирования, вакцинации, стерилизации, эвтаназии.
Но метод регулирования численности популяции однозначно не зафиксирован.
Массовая стерилизация не закреплена как ключевая и обязательная процедура.
Возврат в прежние места обитания не предусмотрен.
Установлен очень широкий перечень оснований для эвтаназии, включая агрессию, что может приводить к применению метода массовых умерщвлений.
Ситуация с закупками носит ярко выраженный негативный характер: Технические задания предусматривают проведение только услуг по отлову, временному содержанию (срок не более 10 дней) и эвтаназии. Закупочная документация не приведена в соответствие с действующим законодательством. Цена на данные услуги крайне низкая.
Ульяновская область. Нормативными правовыми актами Ульяновской области заявлена необходимость гуманного и нравственного отношения к животным, запрещено жестокое обращение. При этом, изложенные нормы являются размытыми и фрагментарными.
Полный комплекс мероприятий не расписан. Метод регулирования численности четко не закреплен. Стерилизация не указана в качестве обязательного мероприятия. Выпуск в среду обитания не предусмотрен. Все это дает возможность применять на практике метод отлова с последующим умерщвлением.
Ситуация с закупками носит остро-негативный характер: закупаются услуги массового умерщвления животных. Это либо отлов вникуда, либо отлов с содержанием малой части животных. Проведение комплекса дальнейших гуманных мероприятий не предусматривается.
* Ситуация в каждом субъекте Российской Федерации может меняться.