ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 2 глава




bibliotekar.ru›culturologia/

Кравченко А. И. Культурология Уч. пособие для вузов. 4-е изд. – М., 2003. – [Электронный ресурс]:

studentam-esipova.narod.ru›…Kravchenco.pdf

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А.Радугин. – М., 2001. – [Электронный ресурс]:

yanko.lib.ru›books/cultur/radugin…2001-l.pdf

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. —2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – [Электронный ресурс]:

StudFiles.ru›preview/2364780/

Культурология. Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Т.Багдасарьян. – М., 2000. – [Электронный ресурс]:

yanko.lib.ru›books/cultur/bagdasaryan-culturology

Садохин А.П. Культурология: учебное пособие – М., 2012. – [Электронный ресурс]:

fictionbook.ru›pages/download_prew/…

Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник – М., 2007. – [Электронный ресурс]:

studmed.ru›…solonin-yun-kagan-ms-kulturologiya…

Учебник: Культурология онлайн [Электронный ресурс]:

uchebnik.biz/book/103-... копия

Эренгросс Бэлла. Культурология: Учебник для вузов. – М., 2007. – [Электронный ресурс]:

e-libra.ru›…kulturologiya-uchebnik-dlya-vuzov.html

 

ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА №1. Культурология как система научного знания

 

1. Предмет и задачи культурологии. Связь культурологии с другими науками.

2. Основные этапы становления культурологии как научной дисциплины.

3. Структура культурологии и ее функции.

4. Школы, направления и теории в культурологии.

Ключевые понятия: культура, фундаментальная культурология, прикладная культурология, социальная культурология, этнокультурология, историческая культурология, психология культуры, эволюционная и циклическая школы культурного процесса, общественно-историческая школа, натуралистическая школа, социологическая школа, символическая школа, антропологическая школа, морфология культуры, культурогенез, феноменология культуры, синхронное исследование, диахронный подход, системный подход.

Персоналии: И. Г. Гердер, Л.А. Уайт, А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э.Гуссерль, А.Швейцер, К. Ясперс, Э. Тайлор, А. Вебер, А. Камю, К. Юнг, З.Фрейд, Э.Фромм, Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, В.Шубарт. Э.Тоффлер.

 

Темы рефератов:

1. Л.Уайт о природе культуры и её элементах.

2. Э. Тайлор − создатель школы эволюционизма.

3. З. Фрейд и культурология.

4. Марксизм и культура.

5. Основные идеи О. Шпенглера о культуре.

Дополнительная литература (интернет ресурсы)

Этапы развития культурологии. – [Электронный ресурс]:

mediagnosis.ru›HISTORY/HTML/T1/T0-01.htm

Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов. – [Электронный ресурс]:

studfiles.ru/preview/5920181 копия

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие научные дисциплины входят в состав культурологического знания?

2. Когда культурология получила статус самостоятельной науки?

3. Как определял предмет культурологии Л.А. Уайт?

4. Когда и кем был введен в научный обиход термин «культурология»?

5. Как связаны между собой философия культуры и культурология?

6. Объясните, почему культурология является комплексной наукой?

7. Охарактеризуйте межпредметные связи культурологической науки.

8. Определите предмет и задачи фундаментальной культурологи.

9. Объясните специфику прикладной культурологии.

10. Дайте характеристику инструментарию культурологической науки.

11. Что представляет собой синхронное исследование культурных феноменов?

12. На чем основан диахронный подход к изучению культуры?

13. Дайте определение функциональному методу культурологии.

14. Приведите примеры применения сравнительно-исторического метода изучения культур.

15. Опишите системный подход к исследованию культурных феноменов.

 

 

Обратите внимание на следующие даты:

V в. до н.э. – XVII в. Первый этап развития культурологии. Предметом анализа являются искусство и прекрасное. Культура как специфическое явление не является предметом изучения.

XVIII – сер. XX вв. Второй этап развития культурологии. Культура как целостное поле человеческой деятельности является предметом самостоятельного философского рассмотрения.

1784 – 1791. Вышли из печати 4 тома «Идей к философии истории человечества» немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), положивших начало эпохе «наук о культуре». В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство. Культура – это то, что надстраивается над природой и надприродностью человека, является результатом и, одновременно, причиной исторического развития.

1818. А. Шопенгауэрпубликует труд «Мир как воля и представление». Культура трактуется как способ религиозно-этического преодоления жизненной стихии. Образцом такого преодоления выступает поэт-пророк, стоический мудрец, отшельник. Культура «впервые приписывается к сфере должного, предназначение которого − возвыситься над природно-сущим путем подавления всех естественных проявлений жизни». Этот вывод Шопенгауэра шел вразрез со всей философской традицией.

1871. Опубликован труд Э.Тейлора «Первобытная культура».

1900 – 1901. Вышли два тома «Логических исследований» Эдмунда Гуссерля, немецкого ученого, создателя феноменологического направления в философии.

1911. Основоположник аналитической психологии швейцарский психиатр К. Юнг опубликовал первую часть работы «Метаморфозы и символы либидо».

1913. 3. Фрейд изложил свою культурологическую концепцию в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии».

1915. В статьях «Система наук» и «Принципы теории образования» ученый-химик В.Оствальд среди наук ХХ в. называет культурологию, или науку о цивилизациях.

1923. Альберт Швейцер опубликовал труд «Философия культуры» в 2-х томах.

1924. В Берлине опубликован сборник статей А. Вебера «Германия и кризис европейской культуры».

1925. Х. Ортега-и-Гассет публикует труды «Дегуманизация искусства», в 1930 г. «Восстание масс».

1931 – 1932. К. Ясперс издал труд «Философия» в 3-х томах.

1930. Л. Уайт в Мичиганском университете читает курс «Культурология».

1938. Нидерландский историк и культуролог Йохан Хёйзинга опубликовал работу «Homo ludens» («Человек играющий»).

1938. В. Шубарт публикует труд «Европа и душа Востока».

1941. Э. Фромм опубликовал труд «Бегство от свободы». В последующем им написаны «Психоанализ и религия»(1951), «Сказки, мифы, сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Психоанализ и дзен-буддизм» (1963), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1976) и «Иметь или быть» (1976).

1942. Альбер Камю публикует «Миф о Сизифе». Считается программным произведением в философии абсурдизма.

1943 – 1975. Л. Уайт опубликовал труды «Энергия и эволюция культуры» (1943), «Наука о культуре» (1949), «Культурология» (1958), «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций» (1975).

1946. Жан-Поль Сартр опубликовал работу « Экзистенциализм – это гуманизм».

1949. Лесли Алвин Уайт публикует труд «Наука о культуре». Л. Уайт вводит в науку термин «культурология». Определяет культурологию как «отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам».

1951. Альбер Камю издал книгу: «Бунтующий человек».

1970. Э. Тоффлер публикует труд «Шок будущего». В последующие годы опубликованы «Третья волна» (1980), «Революционное богатство» (2007).

Вопросы для работы с хронологической таблицей.

1. Кто и когда первым использовал понятие «культурология»?

2. Кто и когда прочел первый курс культурологии?

3. Кто ввел в научный обиход термин «культурология»?

4. Какой временной интервал между первым научным пониманием культуры и завершением формирования науки культурология?

5. Представители каких научных направлений содействовали становлению культурологии как науки?

6. Какие этапы в своем развитии прошла культурология?

Видеоматериалы (You Tube):

Культурология – [Электронный ресурс]:

https://www.youtube.com/watch?v=OllPh769lJE

 

 

ТЕМА № 2. Культура как объект исследования культурологии

1. Сущность, структура, функции и формы культуры.

2. Культурные ценности и нормы.

3. Типология культуры.

4. Культура и цивилизация.

 

Ключевые понятия: артефакт, материальная культура, социальная культура, духовная культура, проектная культура, традиционная культура, трансляции социокультурного опыта, типологизация; религия, искусство, наука, философия, элитарная и массовая культура, базовая культура, национальная культура, субкультура, цикл культуры, ценность, традиционная цивилизация, техногенная цивилизация, открытая цивилизация, закрытая цивилизация, искусство, полифункциональность искусства, пространственные и временные типы искусства, художественная культура, религиозное искусство.

Персоналии: Марк Порций Катон, Цицерон, Н. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин.

 

Темы рефератов:

 

1. Культурологические воззрения Н.Я. Данилевского.

2. Культурологическая концепция М. Вебера.

3. Проблема генезиса культуры.

4. П. Тейяр де Шарден о возникновении культуры.

5. Критика культуры и цивилизации Ж.Ж. Руссо.

6. Ценности в разных культурах.

7. Символ в искусстве: знак и образ.

Дополнительная литература (интернет ресурсы)

Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции. – [Электронный ресурс]: studopedia.ru›3…ponyatie-i-sushchnost…struktura-i…

Нормы и ценности как компоненты культуры. – [Электронный ресурс]: mirznanii.com›info/normy-i-tsennosti-kak…kultury…

Типологии культуры | Культурология – [Электронный ресурс]:

grandars.ru›college…tipologiya-kultury.html

Функции культуры. Типология культуры. – [Электронный ресурс]:

StudFiles.ru›preview/1494391/

Культурология. Культура и цивилизация – [Электронный ресурс]:

bibliotekar.ru›culturologia/3.htm

Общественно-экономическая формация и цивилизация – [Электронный ресурс]:

5fan.ru›wievjob.php?id=32866

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем объяснить многообразие определений культуры? Каковы основные подходы выявления ее специфики?

2. Каким образом можно определить сущностные характеристики культуры?

3. Согласны ли Вы с определением культуры, данным А. Молем: «Культура – совокупность интеллектуальных элементов, … что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью материализованной в библиотеках и памятниках».

4. Прав ли Арнольд Тойнби, когда говорил, что из всех социальных структур именно культура «представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации»?

5. В чем необходимость определения разнообразных моделей структуры культуры?

6. Что имел в виду О. Шпенглер, когда писал: «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия».

7. Каков критерий выделения в культуре элитарной и массовой сфер? Приведите примеры.

8. Поясните понятия элита, субкультура, маргинальность.

9. В связи с чем возникла проблема типологизации культур?

10. Каково содержание разработанного М. Вебером положения об «идеальном типе» культуры?

11. Что представляет собою типологизация как метод изучения культуры?

12. Какие основания и критерии могут быть использованы при типологизации культуры?

13. Какова цель типологизации культур?

14. Приведите примеры смыслов жизни людей:

15. Какие существуют подходы к пониманию искусства?

16. В чем специфика и сущность искусства как элемента культуры?

17. Охарактеризуйте художественную модель культуры.

18. Каковы социокультурные смыслы искусства?

19. Как вы понимаете интерпретацию искусства как форму познания?

20. Какие существуют классификации искусств?

21. Что такое синестезия? Какие исторически сложившиеся типы синтеза искусств Вы знаете?

22. В чем заключается различие между взаимодействием, интеграцией и синтезом искусств?

 

 

Обратите внимание на даты:

 

234 – 149 до н.э. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало: агрикультура. Слово культура уже на первых порах применения означало не только обработку земли, но и ее почитание, может быть даже поклонение.

45 до н. э. Цицерон закончил написание труда «Тускуланские беседы», где использовал метафору – cultura animi, т.е. возделывание, воспитание души, отождествляя её с философией.

1632 – 1694. Годы жизни Самюэля фон Пу́фендорфа. Считал, что культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

1869. Опубликована работа Н. Данилевского «Россия и Европа». Исходным пунктом труда стал отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса как охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока.

1934 – 1961. А. Д. Тойнби издает труд «Постижение истории» в 12-ти томах.

1937–1941. П. Сорокиниздает труд «Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений».

1949. Дж. Мёрдок издал свою наиболее известную работу – «Социальная структура».

1989. С. Н. Эйзенштадт опубликовал работу «Конвергенция современных обществ; предпосылки и границы. На примере Японии».

 

Видеоматериалы (You Tube):

Discovery. Война и цивилизация. 7 фильмов.

 

 

ТЕМА № 3. Становление культуры

1. Культура первобытного общества.

2. Понятие культурной эпохи. Древний Египет.

3. Древние цивилизации Азии.

4. Древние цивилизации американского континента.

Ключевые понятия: культурная эпоха, культурный процесс, культурная инновация, анимизм, антропоморфизм, архетип, зооморфизм, тотемизм, фетишизм, магия, синкретизм, миф, мифологема, мегалиты, кромлех, дольмен, менгиры, земледельческая культура, пиктограмма, таблички из Киша, палетка Нарме́ра, раннехараппская письменность, финикийская письменность, Махенджо-даро, государство Инь, Норте-Чико, майя, Караль, ольмекская цивилизация, Ла-Вента, Теотиуакан.

Персоналии: Нармер, Джосер, Снофру, Хуфу (Хеопс), Хаммурапи, Хатшепсут, Эхнатон, Неферти́ти, Менес, Тутанхамон, Рамсес II, Навуходоносор II, Давид.

Памятники: «Венера» из Берехат-Рама, «Венера Швабская», «Человеколев», «костенковские венеры», пирамида фараона Джосера, пирамида Софру, пирамида Хеопса, скульптурный портрет Нефертити, храмы в Карнаке и Луксоре, долина царей, гробница Тутанхамона, «колоссы Мемнона», Александрийский маяк, папирус Весткар, «Эпос о Гильгамеше», «папирус Эберса», пирамида Солнца, пирамида Луны.

Темы рефератов:

1. Анимистические представления первобытного человека.

2. Магия и ее формы.

3. Образование в Древнем Египте.

4. Искусство Древнего Египта.

5. Изобретение письменности.

6. Культура и искусство Древней Месопотамии.

7. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.

8. Тайны цивилизации долины Наска.

9. Культурные процессы на территории Донбасса в древности (до Х в. до н.э.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте периодизацию первобытности.

2. Назовите особенности первобытного искусства.

3. Охарактеризуйте мировосприятие архаического человека.

4. Каковы ранние формы верований?

5. Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации? Существуют ли аналоги обрядов сегодня?

6. В чем состоит значение духовного опыта архаической культуры? Какие памятники первобытной эпохи вы знаете? Перечислите основные.

7. Каковы особенности древнеегипетской религии.

8. Какую роль в египетской религии играл культ мертвых? Что представляла собой египетская «Книга мертвых»? Почему египтяне заботились о сохранении тела человека после его смерти?

9. В чем суть религиозной реформы Аменхотепа IV? Почему она была отменена после его смерти?

10. Охарактеризуйте такие жанры древнеегипетской литературы как поучения и пророчества.

11. Какой вклад в древности в развитие культуры внесли народы Азии?

Обратите внимание на даты:

1 млн. – 700 тыс. лет назад. На планете проживает питекантроп.

600 тыс. – 25 тыс. л. тому назад. В Европе проживают неандертальцы.

230 тыс. л. тому назад. Средний палеолит. Датировка изготовления «Венеры» из Берехат-Рама.

200 тыс. л. тому назад. Обособилась эволюционная линия современных людей.

60 тыс. – 40 тыс. л. тому назад. Предки современного человека (кроманьонца) из Африки мигрировали в Азию и оттуда в Европу.

45 – 42 тыс. лет назад. У села Костенки на реке Дон в 40 километрах южнее Воронежа исследуются древнейшие стоянки людей. На территории в 30 кв. км их обнаружено 25. Здесь находят не только остатки бытовых объектов, орудия труда, но и типичные для позднего палеолита украшения: налобные обручи, браслеты, фигуративные подвески, миниатюрные нашивки для головных уборов и одежды, фрагменты мелкой пластики.

40 тыс.35 тыс. лет до н. э. Датировка «Венеры Швабской», «Человекольва».

40 тыс. – 8 тыс. лет до н. э. Эпоха господства человека современного физического типа Homo sapiens.

22 тыс. лет до н. э. Создана «Дама с капюшоном».

ХVI − ХIII тыс. л. до н.э. Создание наскальной живописи в пещере Альтамира.

IХ − VII тыс. л. до н.э. Появление первых пиктограмм в Передней Азии (регион Сирии-Палестины).

VIII − III тыс. л. до н.э. Неолит, период перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Происходит аграрная революция, которая началась независимо в 7–8 регионах, один из ранних центров возник на Ближнем Востоке.

7800 до н.э. на западном берегу реки Иордан в Палестине, построено поселение Иерихон. Зачатки формирования городской культуры. В библейской легенде это первый город, захваченный евреями.

VII – VI тыс. л. до н. э. Древнейшая земледельческая культура в Палестине (натуфийская). Люди не умели обрабатывать землю, ограничиваясь, лишь собиранием естественного урожая.

VI – V тыс. л. до н. э. К земледелию перешли племена, заселявшие плодородные области Месопотамии, долину Нила, Палестину, Иран и юг Средней Азии.

VI тыс. л. до н. э. Датировка надписей на панцирях черепах, напоминающие по начертанию древнейшие китайские иероглифы. Обнаружены в 1962 г. при раскопках неолитического поселения на реке Хуанхэ.

3761 до н.э. Согласно иудаизму, в этом году произошло сотворение мира.

3500 до н. э. Датировка таблички из Киша. Обнаружена в Ираке. Надпись на табличке выполнена примитивными клинописными знаками. Табличку называют древнейшим письменным документом. Появление письменности − первая информационная революция.

Конец IV тыс. до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства − Верхний Египет и Нижний Египет. Временные границы существования древнеегипетской цивилизации: с середины IV тыс. до н. э. и по IV в. н. э.

V − IV тыс. до н. В междуречье Днепра и Волги, в частности, на территории Донбасса проживают племена древнейших индоевропейцев. Эта территория – прародина индоевропейских племен.

4500 − 3300 до н. э. Время созданиясвященного писания древнего Китая «И-Цзин» (другое название «Чжоу И»), известного в переводах как «Книга Перемен». Является одним из величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека. Это выдающееся произведение китайской культуры − одно из духовных чудес света.

3300 − 1300 до н. э. Время существования Хараппской цивилизации. Развивалась в долине реки Инд (Индская цивилизация). Существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

ок. 3200 − ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте. Объединение Египта царем Менесом (длинная хронология относит первую династию Египта к 5800 гг. до н. э., а короткая − к 3200 гг.). При дворце фараона появляются первые школы. Они создавались для обучения строителей, архитекторов, врачей и чиновников.

3200 (5890) до н.э. Палетка Нарме́ра − является образцом начала письменной истории Древнего Египта, представляет собой переходную ступень от рисуночного письма к иероглифическому. Её можно рассматривать как произведение изобразительного искусства, так и образец письменности. Палетка представляет собой пластину в форме щита или стелы высотой 63,5 см, шириной 42 см и толщиной 2,5 см. Предмет вырезан из цельного куска темного серо-зеленого алевролита. Обе стороны пластины оформлены высеченным на повышение рельефом. В центре расположена иероглифическая надпись с именем Нармера.

XXXII в. до н. э. Время создания повозки, обнаруженной у поселка Старый Крым под Мариуполем. Колеса выструганы из дерева.

3200 до н. э. Египетские иероглифы сразу в законченной форме.

3100 до н. э. В северо-западном Индостане на основе идеографической раннехараппской письменности возникает древнейший известный алфавит − «письменность долины Инд».

рубеж IV − III тыс. л. до н. э. Построены шумерские города Эреду, Ур, Ларса, Урук, Ниппур, Лагаш, Киш. Начало формования городской культуры. Шумер − первая городская цивилизация.

III тыс. л. до н. э. Существованиеупомянутых в Библии городов Содом и Гоморра. Поскольку, согласно Библии, жители «были злы и весьма грешны», Бог уничтожил города.

3020 − 2910 до н. э. Начало строительства Стоунхенджа. Рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых.

3000 − 2750 гг. до н. э. В Шумере − архаический этап развития клинописи. Порядок письменных знаков не всегда соответствует порядку чтения. Хозяйственные, юридические, школьные тексты. С шумерской эпохи идет шестидесятиричная система, основными единицами которой были 60, 3600. Зачатки десятичной системы появляются в шумерскую эпоху, когда возникает особое слово и клиновидный знак для обозначения 10.

ок. 2850 − ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шумере. Экономический подъем Шумера.

2750 до н. э. Первая настоящая письменность в Шумере. Первый её этап − старошумерский (2750 – 2315 гг. до н. э.), первая стадия клинописного письма.

2698 до н. э. Первый год правления Желтого императора Хуан-ди в Китае.

2600 − 2400 до н. э. Сооружены египетские пирамиды.

2600 до н.э. − 2000 до н.э. Где-то в это время на территориисовременного Перу был основан город Караль − один из самых древних городов Северной и Южной Америки и, возможно, всего мира. Это хорошо изученная достопримечательность цивилизации Норте-Чико. Караль окружают 19 пирамид. В пирамидах Карала археологи находили музыкальные инструменты, флейты из костей кондора и трубы из костей оленя.

2600 до н. э. Умер фараон Джосер.

2600 до н. э. Дата основания Махенджо-даро − города цивилизации долины Инда. Расположен в Пакистане. Покинут приблизительно девятьсот лет спустя.

2575 до н. э. Фараон Египта Снофру. Новая техника строительства пирамид.

2528 до н. э. Умер фараон Хуфу (Хеопс). Пирамида Хеопса − единственное из чудес, сохранившееся до наших дней.

2500 до н. э. Время существования одной из первых библиотек в храме г. Ниппур, где находилось собрание табличек из глины. Нипур − священный город древних шумеров в Южной Месопотамии (современный Ирак).

ок. 2800 − 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура − культура Древней Греции эпохи бронзы.

2400 до н. э. Клинопись превратилась в упорядоченное словесно-слоговое письмо, то есть достигла уровня первоначального египетского письма.

III тыс. до н. э. Создание узелкового письма кипу у народов долины Куско (Перу). Использовалось для статистически-счетоводческих целей.

2400 до н. э. Первые рисунки животных и петроглифы, которые были сделаны человеком в гротах и пещерах Каменной могилы (Запорожская область).

XXVI – XX вв. до н. э. Датировка папируса Весткар − важный документ древнеегипетской литературы.

XXV – XXI вв. до н. э. В Приазовье живут племена древнеямной культуры. Используют большие деревянные повозки, в которые впрягали быков.

2316 − 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотамской державы с центром в Аккаде.

2200 до н. э. Плавильное дело, использование бронзы.

2100 до н. э. Созданы «костенковские венеры» − десять палеолитических статуэток женщин, обнаруженных на Костёнковских стоянках в Воронежской области

ок. 2140 − ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шумеро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущества. В последующие 100 − 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают.

ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) начинают миграцию с севера на территорию современной Греции. Родственные грекам индоевропейцы. Вторгаются с севера на Апеннинский полуостров.

ок. 2000 − ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада просачиваются в Индию.

2000 до н. э. − 250 н. э. Начало формирования в Центральной Америке цивилизации майя.

1926 до н. э. Появилось «Сказание Синухе» (Странствия Синухета) − это древнеегипетский рассказ, действие которого происходит во время правления фараонов Аменемхета I и Сенусерта I из XII династии, одно из древнейших сохранившихся произведений художественной литературы. Возможно, рассказ основан на реальных событиях.

1894− 1595 до н.э. Возвышение Вавилона. Утратил независимость в 539 году до н. э. Древняя Вавилонская цивилизация.

1890−1800 до н. э. Первые египетские папирусы математических текстов.

1813−1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превращается в крупное переднеазиатское государство.

ок. 1800 − ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. Закончился с пережитым Троей землетрясением (1300).

XVIII − XII вв. до н.э. На территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае создано государство династия Шан (другое название Инь). Начало китайской цивилизации.

1792 − 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилона всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систематический юридический кодекс − кодекс Хаммурапи (282 статьи). Текст Кодекса сохранился на стеле из черного базальта (в настоящее время в Лувре, Париж).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: