Рабочая программа
Предмет (учебный курс): Литературное краеведение
Класс: 3-а
Количество часов в неделю: 1час
Рабочая программа составлена на основе: Регионального компонента государственного стандарта начального общего учебного курса
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебник: Л. В. Федорова
Количество уроков | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Плановые контрольные уроки Пр.р | |||||
Практические; творческие уроки Р.р. | |||||
Другие виды деятельности Тест Викторина экскурсия |
Учитель: _______________ (подпись)
ФИО: Назаренко Алла Марьяновна
Салехард,
2010-2011уч.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературное краеведение» для 3-го класса составлена на основе регионального государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Курс направлен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», программой развития образования в Ямало-Ненецком округе.
Предмет «Литературное краеведение» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа. Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения литературного краеведения на этапе начального общего образования в 3 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Данный курс рекомендован Министерством образования и науки РФ, автором которого является Л. В.Федорова.
|
Общая характеристика учебного предмета.
В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края.
В периодической печати систематически появляются материалы краеведческого характера, активизируется работа общественных объединений, связанная с проблемами краеведения.
Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель – книголюб. Умелое сочетание форм классной и внешкольной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.
Формы и методы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть разнообразны – это зависит от конкретных условий класса, школы, подготовки и эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы. Доброе отношение к природе родного края, уважение к человеку – труженику, понимание процессов, происходящих в природе и обществе, - всё это станет итогом работы по предмету.
|
Цели.
Заинтересовать учащихся собирать краеведческий материал, вырезки из периодики, подходить к занятиям творчески, использовать больше нестандартных форм работы: выходить за пределы классной комнаты, совершать экскурсии в музёй, на природу, на уроки – встречи, вести активный поиск по следам давно минувших событий, переписываться и встречаться со старожилами, свидетелями знаменательных событий, самим вести «литературную летопись».
В результате изучения литературного краеведения в 3-м классе на базовом уровне учащиеся должны знать:
- особые виды фольклора народов Севера, особенности фольклора нашего края;
начальные сведения по истории православия на Ямале;
- этнологическую тему в литературе;
- воспитание чувства сопричастности: я в окружающем мире;
- привитие любви к книге как источнику познания;
- умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
- сведения о природе и богатствах родной земли и её тружениках;
- понимание роли книги в жизни человека;
- страницы истории родного края;
- понятие о народной сказке;
-развитие логического мышления;
- активизация познавательных способностей;
- основы литературной речи.
Должны уметь:
- осознанно, правильно читать целыми словами;
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
|
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- работать с заголовками: выбор наиболее точного, озаглавливание текста или рисунка;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Ямало-Ненецкого округа предметный курс «литературное краеведение» рассчитан на один час в неделю в начальных классах, в 3-м классе отводится 34 часа.
Предмет «Литературное краеведение» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
ОТМЕТКА«5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения
«4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
«3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса.
«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
2. Содержание программы (календарно – тематическое планирование).
№ п-п. | Наименование раздела, темы урока | Диагностика и контроль, их виды и формы. Практическая часть. | Формирование УУД - универсальных учебных действий. | Используемые технологии формы и методы работы | Кол-во часов | Дата | |
1. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13-14. 15-16. 17-18. 19-21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28-30. 31- 34. | Северный фольклор-12ч. Камлание «У костра живущий бог мой»… Экологические идеи камлания. Литературные сказки. Богатый мир северной сказки. Тест «Сказка про богатыря Вищ- Отыра».(мансийская).с 91 «Комполэн-болотный дух» (мансийская). С 112 «Побеждённый кит».(ненецкая).135 «Хилы и Аки Чёрное Сердце»(хантыйская). С.204 Викторина «Ича-муравей» (селькупская). с 180 П. Явтысый «Сказка о дядюшке лемминге и летнем песце».с220 А. Тарханов «Сказка о ерше Прыгунке и засоне Карасе».с227 В. Лебедев «Почему у глухаря брови красные».с214 Сочинение сказки Л.Лапцуй «Как собака стала другом человека».с215 Подвижники севера-9ч. Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии. Первый ненецкий учёный, писатель,переводчик А.П.Пырерка. с350 Практическая работа. Заслуженный учитель школы России П.Е.Хатанзеев. Поэма Л.В.Лапцуя «Тундра шепчет»-литературный памятник падагогу В.И. Костецкому с354 Эти дары сердцу святы-3ч. Память о Великой Отечественной войне.с 367 Дети Ямала и война. Участие детей в труде во время Победы. П.Явтысий «У обелисков», «Ненецкая баллада», «Вот хэкоры…»с367 Л.Лапцуй «Помните», «Радуга». Р.Ругин «Дети войны», «Земляки», «Память о войне», «Ветераны войны». С 372 376 377 382 Слово о матери. Слово о женщине. Роль матери в детской судьбе-3ч. Л.Лапцуй»Перед землянкой», «Твой путь», «Дочь тундры». Р.Ругин «На покосе», «Руки мамы», «Гордость родной земли», «Проводы сына в армию». Ю.Вэлла «Бабушка Негни». Храним заветы дедов и отцов-3ч. Л. Лапцуй «Первые шаги», «Дедовский мотив», «По заветам деда», «Мудрые черты». Тест Р. Ругин «В куропаткином лесу», «Отцу», «Заветы отца».392 Экскурсии, конкурсы, встречи с интересными людьми-4ч. | Тест. Викторина Сочинение сказки Наизусть отрывок Практическая работа. Наизусть Тест. Экскурсия | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.Высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; Определять тему прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чем хотел сказать автор). Определять главную мысль произведения. Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам. Самостоятельно формулировать тему и цели урока Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самостоятельно формулировать тему и цели урока Самостоятельно формулировать тему и цели урока Формулировать главную мысль произведений. Объяснять смысл заглавия произведения, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Определять тему прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чем хотел сказать автор). Определять цель учебной деятельности с помощью учителя | Метод словесно-наглядный. Наблюдения, демонстрация наглядных пособий. Частично-поисковый. Исследовательский. Наблюдения. Закрепление материала. Практические упражнения. Подготовка к восприятию. Исследовательский метод. Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Объяснение. Наглядно-иллюстративный. Исследовательский. Организация самостоятельной творческой деятельности. Частично-поисковый. Проблемный. Исследовательский. Репродуктивный. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | |||