Свет - в народной традиции соотносится с солнцем, месяцем, звёздами, днём, летом, теплом, золотом, белым, красным и жёлтым цветами, красотой, жизнью, является воплощением, истинности, праведности и святости, миропорядка (ср. белый свет).
Светоносной, солнечной природой по народно-христианским воззрениям, обладают Бог - Отец и Иисус Христос, и ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла.
Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу.
В фольклоре Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, добрым и чистым. Во многих славянских традициях солнцем клялись или упоминали его в проклятиях. Оно предстаёт как разумное и совершенное существо, которое является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо или око Бога, либо оконце, через которое Бог смотрит на землю.
Весь роман пронизан воздухом Петербурга, освещен его светом.
Ключевые моменты романа приводятся с выделением важных для нас символов: «Раскольников совершает преступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время». Он бродит по городу. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца». Когда, после преступления, убийца идет в контору, его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день ». Раскольников - ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он - гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком». «Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания».
|
Светдня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции он попадает в летний Петербург - жаркий, зловонный, душный. Это усиливает его нервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах за промахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети Порфирия Петровича».
В мифологии важными символами являются свеча, лампа и лампада. Свеча - как образ духовного света во тьме невежества, она является важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу[1].Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего[2]. Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Лампы или лампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствие божественной силы.
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; <…>. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (Ч.1, II, с. 56). Мы видим описание комнаты Мармеладова, беспросветную бедность, обречённость. У Мармеладова нет достаточно сильной воли к жизни, он не способен добиться успеха на службе, обеспечить семью. Поэтому догорающий сальный огарок символизирует здесь невернуюжизнь, которую легко погасить.
|
«Возвратясь с Сенной, он бросился на диван, и целый час просидел без движения. Между тем стемнело; свечи у него не было, да и в голову не приходило ему зажигать» (Ч.1,VI, с. 104). После того, как Раскольников случайно услышал разговор, подтверждающий его теорию (необычный человек, «Наполеон», ради блага многих может позволить себе убить обычного человека, «зловредную вошь»), пришёл домой и погрузился в тёмные мысли о необходимости преступления. Таким образом, отсутствие свечи и её света выражает внутреннюю готовность совершить преступление, погружённость во тьму жизни.
«Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечой и тарелкой супа» (Ч.2,II, с. 157). Спрятав краденое, Раскольников вернулся домой и лёг спать. Проснулся он с нестерпимым ощущением ужаса от кошмарного сна, поэтому свет от свечи, внесённой кухаркой Настасьей, показался ему очень ярким. Раскольников всё глубже погружается во тьму, теперь свет озаряет не его самого, а тьму вокруг него.
|
«Все отступили. Исповедь длилась очень недолго. Умирающий вряд ли хорошо понимал что-нибудь; произносить же мог только отрывистые, неясные звуки. Катерина Ивановна взяла Лидочку, сняла со стула мальчика и, отойдя в угол к печке, стала на колени, а детей поставила на колени перед собой. Между тем двери из внутренних комнат стали опять отворяться любопытными. В сенях же все плотнее и плотнее стеснялись зрители, жильцы со всей лестницы, не переступая, впрочем, за порог комнаты. Один только огарок освещал всю сцену» (Ч.2,VII, с.230-231). Катерина Ивановна привела детей проститься с умирающим отцом (Мармеладовым). Огарок свечи символизирует краткость человеческой жизни, а зажигаемый возле постели умирающего, освещают тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего.
«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» (Ч.3, IV, с.390). Ища путь к спасению, Раскольников приходит к Сонечке Мармеладовой. Вместе они читают Евангелие. В этом эпизоде мы видим сразу же два символа – огарок свечи (стремление к свету) и «Евангелие» (символ пути к «свету», Богу), которые усиливают важность момента.
Отдельно нужно выделить символ бабочки, летящей на пламя свечи.
«Ну, да там как обернется... посмотрим... сейчас... хорошо иль не хорошо, что я иду? Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!..» (Ч.3, IV, с.299). Во время разговора с Порфирием Петровичем Раскольников чуть было не выдал себя. О том же метафорически говорит Раскольникову Порфирий Петрович. «Видали бабочку передсвечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» (Ч.4, V, с.404). Порфирий Петрович говорит Раскольникову, что убийца подобен бабочке, он находится рядом и, пытаясь запутать следствие, запутывается сам. На основании этих цитат, мы делаем вывод, что бабочка, летящая на свечку, – не что иное, как символ неизбежного поражения, гибель, верная смерть.
Лампада, стоящая на алтаре или у образа, олицетворяет постоянное присутствие божественной силы и связь с ней.
«В углу перед небольшим образом горела лампада » (Ч.1, I, с.36). В комнате, где жили Алёна Ивановна и Лизавета, перед образом горела лампада. Она является символом религиозности Лизаветы и выражает её глубокую связь с богом. В то же время, она подчёркивает безбожность Алёны Ивановны, которая втридорога перепродавала вещи, взятые за бесценок в заклад у бедных людей.
Лампа – символ правды, указание пути, свет во тьме
«В коридоре было темно; они стояли возле лампы. С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними... Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон» (Ч.4, III, c.374). Здесь Разумихин с ужасом догадывается о том, что Раскольников – истинный убийца старухи-процентщицы и её сестры. Таким образом, лампа в этом отрывке является символом пути к правде. В коридоре темно и свет лампы – ни что иное, как свет истины во тьме неведения.