Основные деления отраслей психологии по ББК (на 1990-е г.)




Ю 91. — История психологии.

Ю 91 (0). Всемирная история психологии.

Ю 91 (2). История психологии в России.

Ю 91 (4/8). История психологии в зарубежных странах.

Ю 92. — Развитие психики. Генетическая психология.

Ю 922. Зоопсихология и сравнительная психология.

Ю 923. Психологический аспект проблем антропогенеза и возникновения сознания.

Ю 93. — Общая психология.

Ю 932. Психика и сознание.

Ю 933. Высшая нервная деятельность как физиологическая основа психики.

Ю 935. Психические процессы и состояния.

Ю 936. Психология деятельности, поведения.

Ю 937. Психология личности.

Ю 94. — Психология отдельных видов деятельности. От­раслевая (прикладная) психология.

Ю 940. Педагогическая психология взрослых.

Ю 941. Психология труда. Инженерная (техническая), авиа­ционная и космическая психология.

Ю 942. Военная психология.

Ю 943. Психология спорта.

Ю 944. Психология чтения и психология библиотечной работы.

Ю 945. Психология творчества. Психология научной, научно-технической и художественной деятельности.

Ю 947. Юридическая (судебная) психология.

Ю 948. Медицинская психология.

Ю 949. Другие виды отраслевой (прикладной) психологии.


26


Методологические основы психологии


Глава 1. Психология как научная дисциплина


27


 


Ю 95. — Социальная (общественная) психология.

Ю 951. Историческая психология. Психология классов.

Ю 952. Личность как социально-психологическое явление.

Ю 953. Психологические проблемы социального общения (коммуникативности), влияния и взаимовлияния людей.

Ю 954. Психология малых групп (коллективов). Коллектив и личность.

Ю 955. Массовидные явления психики.

Ю 956. Психология семьи, быта, психология воспитания детей в семье.

Ю 957. Психология религиозности и атеистического вос­питания.

Ю 958. Психология наций (этническая психология).

Ю 959. Социально-психологические проблемы отдельных отраслей психологии.

Ю 96. — Особые состояния и явления психики.

Ю 98. — Детская психология.

Ю 983. Общие проблемы детской психологии.

Ю 984. Отрасли детской психологии.

* * *

Пожалуй, наиболее научно обоснованные попытки упорядо­чивания психологических знаний были предприняты Б. Г. Ана­ньевым и В. А. Ганзеном.

Б. Г. Ананьев предлагал многоуровневую группировку пси­хологических дисциплин по критерию «уровни психологической организации человека» (индивид — субъект деятельности — лич­ность). При этом комплекс психологических наук рассматривался им на фоне более общих наук о человеке как биологическом виде Homo sapiens и наук о человечестве как специфическом социуме. Таким образом, Б. Г. Ананьев попытался выстроить предель­но общую картину совокупности наук, изучающих человека и объединяемых понятием «человекознание» [13, 15]. Собственно психологические дисциплины в его трудах сгруппированы сле­дующим образом.

Для индивидного уровня: общая, дифференциальная, возраст­ная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.


Для субъектного уровня: общая и генетическая психологии, психология познания, творчества, труда, инженерная психология.

Для личностного уровня: общая, дифференциальная, сравни­тельная психологии, психология отношений, психолингвистика, социальная психология, психологическое учение о мотивации.

К сожалению, многообразие междисциплинарных связей и упомянутый выше спонтанный характер дифференциации наук не только внутри психологического блока, но и между психологией и дисциплинами естественнонаучного (в первую очередь биологи­ческого) и социального блоков не позволили автору представить дидактически полноценную структуру психологической науки. В соответствующих схемах [ 15, с. 80, 85, 90] оказались неизбежны­ми повторы, пересечения, лакуны. Кроме того, следует учесть, что эти разработки были выполнены несколько десятилетий назад, за это время оформилось немалое число новых частных психологиче­ских дисциплин. А вот единой психологической теории, в рамках которой была бы возможна разработка адекватной, удобной для восприятия, «красивой» классификации психологических наук, до сих пор, увы, нет.

* * *

Наиболее систематизированный и наглядный характер имеет группировка психологических наук, предложенная В. А. Ганзе­ном, последовательно применявшим базисный метод описаний в психологии [56, с. 72—77].

Идея метода заключается в соотнесении совокупности эле­ментов описания объекта с совокупностью элементов выбранного базиса. Это соотнесение осуществляется путем выявления соответ­ствия (или близости) характеристик описываемого явления ком­понентам базиса. Этот метод придает описаниям упорядоченность, устойчивость и относительную полноту. Следуя дихотомическому принципу (деление целого надвое, что соответствует вычлене­нию совмещенных в любом целом двух противоположностей) и опираясь на философский анализ категории «материя», автор рассматривает пространство и время как диалектическую пару форм существования материи, а энергию и информацию — как диалектическую пару условий способа существования материи,


28

Методологические основы психологии

то есть движения. Это позволяет ввести основополагающий для систематики свойств различных объектов базис (рис. 1), названный В. А. Ганзеном «пентабазисом СПВЭИ» (от греч. pente — пять) [56, с. 44-45].

 

 

Энергия     Информация
   
               
    СУБСТРАТ    
       
               
Время     Пространство
   

Рис. 1. Схема пентабазиса СПВЭИ

Пентабазис включает в себя пять базовых частей: субстрат (С), пространство (П), время (В), энергия (Э), информация (И). Пространство, время, энергия и информация определяют не­однородность и мнотообразие проявлений (свойств) объектов, в том числе психики. Субстрат [от лат. substratum — подкладка, основа] символизирует синтез всех этих свойств в одном объекте, интеграцию частей в единое целое (поэтому представляется, что понятие «субстрат» целесообразно заменить понятием «единство»). Далее В. А Ганзен постулирует возможность исчерпывающего описания любого объекта действительности (в том числе человека и его психики) через пространственно-временные и информационно-энергетические показатели. В данном случае этот прием был использован им для системного представления совокупности психологических наук (рис. 2) [56, с. 75].

Первый уровень иерархии в представленной системе наук — психология в целом. Ей соответствует вся схема на рис. 2, Вто­рой и третий уровни представлены независимыми разделами, то есть ни один из них не может быть получен путем выделения из другого, объединением или пересечением других разделов того же уровня. По мнению В. А. Ганзена, «они составляют базис


 

 

 

 

 

Психология индиви­дуальных различий   Психология этнических различий   Психология массовых коммуника­ций   Психология личности
  ПСИХОЛОГИЯ РАЗЛИЧИЙ     ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ  
Психология типоло­гических различий   Психология аномальных различий Психология межличност­ных отноше­ний   Историче­ская психо­логия
  Психофи­зика   Психология групповых субъектов  
    ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ    
  Психофи­зиология   Психология животных  
Психология познания   Психология общения   Сравни­тельная психология   Психология антропоге­неза
  ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНО­СТИ     ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ  
Психология труда   Психология поведения Психология онтогенеза   Психология филогенеза

30


Методологические основы психологии


Глава 1. Психология как научная дисциплина


31


 


психологии» [56, с. 74]. Дисциплины же нижележащих уровней (не приведенные на схеме) образуются делением, пересечением или объединением представленных разделов. Например, медицин­ская психология — подраздел психологии аномальных различий, инженерная — психологии труда, а педагогическая психология образуется путем объединения психологии воспитания и обучения, которые, в свою очередь, являются соответственно подразделами психологии поведения и познания.

1.5.2. ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

Внешняя структура психологии должна отражать ее место в общей системе человекознания, то есть демонстрировать ее по­ложение среди наук и ее связи с другими науками.

В упомянутой систематике Б. Г. Ананьева просматриваются тесные связи психологии с естественными, социальными и фило­софскими науками. Из естественных наук в первую очередь им выделяются биологические науки, изучающие человека на ин­дивидном уровне организации: биохимия, генетика, физиология (в том числе физиология ВНД и сенсорных систем), эмбриология, эндокринология, антропология и соматология. Здесь же упомя­нуты и медицинские науки (в частности, неврология, педиатрия, гигиена). Значителен перечень социальных дисциплин, предостав­ляющих сведения о человеке главным образом как о личности и субъекте деятельности: педагогика, социология, исторические науки, этика, юриспруденция, политические и экономические науки, демография. Обозначены связи с техническими науками и рядом гуманитарных дисциплин, а также с философией.

Современное состояние психологии, пожалуй, требует до­полнить приведенный список сопряженных с нею наук физикой, химией и математикой. Физика и химия поставляют психологии сведения о глубинных закономерностях организации материи (в том числе живой материи), что обусловливает формирование у психологов адекватной картины мира и способствует выработ­ке концептуальных основ их исследовательской деятельности и практической работы с людьми. Кроме того, физика и химия выработали множество точных и эффективных исследовательских


приемов, и некоторые из них получили статус общенаучных принципов познания. Особо следует отметить роль математики и статистики в психологии. Статистическая обработка является неотъемлемой частью современного психологического иссле­дования. Избежать ее практически невозможно (особенно в эмпирических исследованиях). Отсюда вытекает необходимость хорошего знания специалистом-психологом основ математики и статистики и важнейших методов математико-статистического анализа психологической информации. Неизбежность примене­ния статистики в психологии обусловлена массовостью психо­логического материала, поскольку сплошь и рядом приходится один и тот же эффект регистрировать по многу раз. Причина же необходимости многократных замеров кроется в самой при­роде психических явлений, устойчивость которых относительна, а изменчивость абсолютна. Классическим примером тому может служить непрерывная флуктуация сенсорных порогов, породившая известную нам знаменитую «пороговую проблему». Поэтому веро­ятностный подход — неизбежный путь к познанию психического. А статистические и математические методы — способ реализации этого подхода. Надо полагать, что именно в этом ключе следует понимать замечание Б. Г. Ананьева о «вероятностном характере психической деятельности» и о необходимости «единства детер­министического (строго причинного. — В. Н.) и вероятностного подходов к исследованию психических явлений» [13, с. 283].

В связи с этим вызывает, по меньшей мере, недоумение бытующее в психологических кругах мнение, что соединение пси­хологической проблематики с ее математическим анализом — это «брак по принуждению или недоразумению», где психология -— «невеста без приданого». Вынуждена же психология «вступить в этот брак» якобы потому, что «не смогла пока еще доказать, что строится на принципиально иных основах», нежели точные науки [188, с. 5—6]. Эти «принципиально иные основы» вроде бы обу­словлены тем, что предмет исследования психологии несопоставим по своей сложности с предметами других наук. Здесь уместно на­помнить о претензиях немалого числа психологов на упомянутый выше «свой особый» путь познания истины. Нам кажется, что подобный снобизм не только неуместен с точки зрения научной


32


Методологические основы психологии


Глава 1. Психология как научная дисциплина


33


 


этики, но и не имеет оснований. Мир един в своем бесконечном многообразии. А наука — лишь попытка человечества репрезен­тировать этот мир в моделях (в том числе в образах), доступных пониманию человека. Причем эти модели отражают только от­дельные фрагменты мира. Но любой из этих фрагментов так же сложен, как и мир в целом. Так что математические формулы, статистические выкладки, описания натуралиста или психоло­гические представления — все суть более или менее адекватные формы отражения одной и той же реальности, способствующие понять эту реальность. И математика в психологии — это не инородное вкрапление, которое психологи вынуждены терпеть за отсутствием собственных точных формальных (а по возможности и «объективных») способов описания и репрезентации психоло­гической реальности. Это естественный код организации мира и, соответственно, естественный язык описания этой организации. Надежды некоторых психологов на временный характер зависи­мости психологии от математики — утопия. Психология исполь­зует математику не потому, что «за неимением гербовой пишет на простой», то есть пока не имеет своих точных и объективных приемов анализа и объяснения психических феноменов, а потому, что математический язык — это общенаучный язык отражения реальности. Психологии этот язык присущ так же, как любой другой отрасли научного знания. Таким образом, психологии вовсе не требуется доказывать, что она «может существовать независимо от математики» и эмансипироваться вплоть до «развода» с нею. Симптоматично в этом отношении формирование в последние годы новой психологической дисциплины — математической психологии [200] и включение в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направле­нию и специальности «Психология» весьма значительного объема математической подготовки.

Нередко можно услышать мнение, что первая половина XX столетия — век физики, вторая половина того же столетия — век биологии, а XXI век — это век психологии [76]. За этим вы­сказыванием стоит общественное признание эпохальных заслуг этих наук в формировании мировоззренческих основ человечества, без которых были бы немыслимы и практические достижения


 


Математические науки


Принципы

Социальные науки

Гуманитарные науки

Рис. 3. Положение психологии в системе научного знания

во всех областях человеческой деятельности. Действительно, на­чиная со знаменитой публикации А. Эйнштейна о теории света в 1905 году и работ Н. Бора и его единомышленников в период 1910—1930-х годов, человечество вошло в новую мировоззренче­скую эпоху — эпоху атомной (квантовой и ядерной) физики и теории относительности. С этими достижениями мировой науки оказались сопоставимыми по силе воздействия на общественное сознание лишь развернувшиеся во второй половине прошедшего века работы в области генетики, увенчавшиеся на рубеже столетий расшифровкой генома человека [77]. Однако если физика и био­логия уже доказали свою действенность, то психологии это сделать еще предстоит, ей пока выдан лишь аванс уважения и доверия. Наше время — время внедрения психологии во все области чело­веческой деятельности. Спрос на психологов и психологические знания растет с каждым годом, они становятся востребованны­ми везде, где присутствует «человеческий фактор» (а где он не присутствует?!): в промышленном производстве и финансовых


2 Зак. 64


34


Методологические основы психологии


 


отношениях, в военном деле и воспитании детей, в спорте и организации досуга и т. д. и т. п. Примечательным индикатором такого положения психологии в современном обществе является факт присуждения Нобелевской премии по экономике 2002 года психологу Даниэлю Канеману (хотя, как известно, психология в нобелевском реестре наук не числится).

Поэтому вполне естественными выглядят притязания психо­логии на интегрирующую роль в человекознании. Считается, что «психология занимает особое место среди наук», поскольку «она развивается на стыке общественных и естественных, гуманитар­ных, технических, математических наук и широко заимствует у них методы, подходы, понятия, мировоззрение» [18, с. 9]. Таким образом, постулируется следующий статус психологии: она синте­зирует достижения из всех основных областей знания и поэтому является центральным звеном в системе научных дисциплин по проблеме человека. Наглядно такое положение отражено в не­редко приводимой психологами схеме (рис. 3).


Глава 2.

ПОНЯТИЕ «МЕТОДОЛОГИЯ»

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ

Для предварительной ориентировки читателя в вариациях трактовки категории «методология» приведем несколько ее ха­рактерных определений из разных источников:

• «Методология — 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» [194, с. 315].

• «Методология — 3) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) об­ласть знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность» [213, с. 258].

■ «Методология психологии — отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет кото­рой — соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма» [152, с. 68].

• «Методология психологии — система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а так­же учение об этой системе. Это учение является основным корнем дерева психологической науки» [153, с. 66].

• «Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе... методология получила философское обобщение в методологии диалектического материализма» [173, с. 209—210].


36


Методологические основы психологии


Глава 2. Понятие «методология"


37


 


• «Методология (психологический аспект) — система принци­пов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе... Методология носит всеобщий характер, но она конкретизи­руется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности... Поэтому методология, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соот­ветственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии» [142, с. 17-18].

* * *

Обобщение научных взглядов на категорию «методология» (включая и приведенные дефиниции), показывает, что, во-первых, она выполняет две глобальные функции: служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания и, во-вторых, по степени общности методология (в обоих своих вариантах) может пред­ставляться как понятие всеобщее, общенаучное и частное.

В соответствии с первой частью приведенной констатации главная роль методологии науки заключается в определении того, что должна исследовать данная наука, то есть ее предмета [1, 114] и в выработке «типичных для данной науки способов добывания новых знаний», которые «кратчайшим путем вели бы познание к выявлению сущности изучаемого явления», то есть ее методов [80, с. 240]. Как теоретико-мировоззренческая основа научного познания методология раскрывается через систему соответствую­щих понятий (убеждения, принципы, теория и др.), что кратко представлено ниже.

В качестве учения о методе познания методология, как и любая наука, имеет круг специфических проблем. Важнейшими среди них являются следующие: 1) анализ принципов, концеп­ций, теорий, подходов; 2) проработка понятийного аппарата по­знавательного процесса и соответствующей терминологии, языка исследований; 3) описание и анализ исследовательского процесса, его этапов и фаз; 4) изучение сфер применимости различных


методов, процедур, технологий; 5) разработка отдельных методов (от частных до всеобщих).

В соответствии со второй частью той же констатации мето­дология является теоретико-мировоззренческой и методической базой: 1) на уровне всеобщего для всей системы наук (как со­временной, так и на прошлых этапах развития научной мысли);

2) на уровне общего — для значительной части этой системы, но не для всех наук (обычно для совокупности наук, имеющих общий объект исследования и/или относящихся к определенной сфере знаний: естественнонаучных, социальных, технических и т. д.);

3) на уровне частного — для какой-либо конкретной науки. И то­гда говорят о методологии физики, химии, биологии, психологии и т. д. и даже о методологии отдельных дисциплин в рамках этих наук. Например, методология социальной психологии, методоло­гия зоопсихологии, методология психофизиологии и т. д.

* * *

В качестве опорного определения методологии предлагается дефиниция, приводимая П. Копниным и А. Спиркиным, отли­чающаяся точным отражением сущности методологии, учетом ее процессуальности (что в большинстве других определений отсутствует) и лаконичностью: «методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания» [88, с. 420].

2.2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ

Содержание методологии как идеологической основы науч­ного познания раскрывается, как уже говорилось, через систему соответствующих понятий.

Исходным в этой системе по степени общности следует признать понятие мировоззрение. Это высший уровень осозна­ния действительности, представляющий достаточно устойчивую и целостную систему взглядов (знаний, мнений, отношений) человека на мир и на себя. Формируется мировоззрение в ре­зультате обобщения индивидуальных и общественных знаний и опыта во всех сферах бытия под влиянием жизненных условий


38

Методологические основы психологии

(естественных и социальных, макро- и микросредовых). Миро­воззрение определяет позиции человека по отношению ко всем явлениям действительности в виде его ценностных ориентации и принципов деятельности (в том числе познавательной).

Убеждение — это высшая форма проявления мировоззрения, заключающаяся в осознании правоты своей позиции как единства ценностных ориентации и соответствующих им принципов дея­тельности вплоть до потребности в систематической реализации этой позиции. Убеждения оформляются в принципах.

Принцип — это обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. Категория «принцип» может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе и к неодушевленному. Например, можно говорить о принципе работы технического устройства. Но и тогда речь идет об отражении в сознании субъекта основополагающих, по его убеждению, правил взаимодействия частей этого механизма между собой и взаимодействия устройства в целом со средой.

Научный принцип — это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания. Научные принципы обычно имеют строгое речевое оформление в виде определений и развернутых пояснений, спо­собствующих их однозначному пониманию. Так, в отечественной психологии советского периода было сформулировано несколько основных принципов: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода и др. Атомарный принцип строения сознания был положен в основу структурной и функциональной психологии. Принцип целостности присущ гештальтизму и другим холистическим тече­ниям в психологии. Гуманистическая психология руководствуется персоналистическим принципом. Фундаментальными принципами теории познания (гносеологии) выступают принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенностей [39, 59].

Научные принципы являются, с одной стороны, исходными условиями, определяющими направление и характер научного по­иска, а с другой — объяснительными представлениями и моделями для добываемых научных фактов. В одной из наиболее известных


Глава 2. Понятие «методология" 39

обобщающих психологических работ этот момент специально подчеркнут: «Принципы... определяют подход к объяснению всех психических явлений, свойств и состояний. В конечном итоге они направлены на раскрытие психологии человека как субъекта познания, общения и деятельности, как личности» [108, с. 6—7]. Совокупность тех или иных принципов, разделяемых исследова­телем, предстает как его научная концепция.

Концепция — это вытекающая из мировоззренческих позиций и усвоенных принципов специфическая система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемой реаль­ности и предопределяющая стратегию ее изучения. Специфичность заключается, во-первых, в том, что в концепции, в отличие от мировоззрения, отражаются взгляды на отдельные «фрагменты» реальности, выносятся суждения по поводу относительно ограни­ченных областей действительности, ее отдельных проявлений. Во-вторых, специфика состоит в более или менее явственной речевой (устной или письменной) оформленности позиций и взглядов. Наконец, суждения, составляющие концепцию, должны быть аргументированы, то есть логически обоснованы или снабжены ссылками на авторитеты (научные теории, религиозные догматы, авторитетные личности, традиции, здравый смысл и т. д.). Таким образом, концепция является как бы выжимкой из мировоззрения, четко сформулированной системой принципов применительно к той или иной проблеме. Кроме того, в научной концепции отражается главная исследовательская мысль — что и для чего изучается, то есть отражены предмет и цели исследования, а также возможный спектр способов исследования (методов). Иначе говоря, в концепции отражается научный замысел исследователя. Научная концепция опирается в своей аргументации преимущественно на определенные научные теории.

Теория — это обобщенное достоверное знание о какой-либо сфере действительности, оформленное знаковыми средствами (словами, символами) и выполняющее функции описания, объ­яснения и предсказания фактов и закономерностей в данной области. Достоверность этого знания справедлива в пределах господствующей в данном социуме на данный момент парадигме как относительно частного «фрагмента» реальности, так и общего


40


Методологические основы психологии


Глава 2. Понятие "методология"


41


 


мировоззрения. [Парадигма — система методологических пред­посылок, обусловливающая научную деятельность.]

Научная теория есть, с одной стороны, стройное и непротиво­речивое воплощение мировоззрения и соответствующих научных принципов, а с другой — осмысление и обобщение практики и непосредственного опыта. В процессе формирования, выдвижения и смены теорий отражается магистральный путь научного позна­ния — бесконечное продвижение в освоении относительных истин к принципиально недостижимой всеобъемлющей абсолютной ис­тине. Каждая теория имеет свой предел применимости и согласно принципу соответствия может включать в себя более частные теории или входить составной частью в более общие теории.

Концептуальные основы и теоретические пристрастия ис­следователя, а также задачи исследования предопределяют вы­бор того или иного подхода к изучению намеченных объекта и предмета. Научный подход в широком значении — это олице­творение определенных концептуальных позиций и принципов, а в узком — процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в зависимости от уже определенных предмета и задач исследования. Но именно от нее зависит ход исполнения исследовательского процесса, в том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора, обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. Таким образом, при широком толковании научный подход понимается преимущественно как методологическое содержание исследования, восходящее к ми­ровоззренческим установкам, а при узком — преимущественно как его методологическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных методах и процедурах. Подход служит отправной базой в выявлении фактов и закономерностей, и их объяснительным принципам. Не случайно научные подходы в психологической литературе иногда преподносятся как принципы [154]. Но все же представляется, что принципы — понятия исходные, базовые для научного подхода. Так, личностный подход включает в себя принцип целостности (личность как целое), принцип детерминиз­ма (личность как отражение социальных отношений), принцип дополнительности (описание личности как синтеза психических явлений и ипостасей человека) и другие принципы.


В рамках той или иной концепции могут применяться различные подходы, что предопределено вариативностью за­дач в пределах единой концепции. Лишь бы эти подходы не противоречили основным принципам, составляющим данную концепцию. Так, для целого ряда психологических направлений прошлого, объединяемых концепцией «психологии сознания», допустимы генетический, структурный, функциональный и даже, по-видимому, системный подходы. Но неприемлемы личностный и деятельностный подходы. Бихевиористической концепции соответствует объективистский подход, возможно использова­ние функционального и, в упрощенном виде, деятельностного подходов. Но затруднительно реализовать генетический подход, а субъективистский и личностный подходы совершенно непри­емлемы.

Сложность взаимосвязей научного подхода и других рассмо­тренных категорий, в первую очередь принципов и концепций, проявляется в том, что иногда один и тот же подход может при­меняться в исследованиях, стоящих на совершенно разных миро­воззренческих платформах, ориентирующихся на несовместные концепции. Связан этот парадокс, видимо, с тем, что как кон­цепция, так и подход включают в себя некоторые совокупности принципов. И когда часть принципов совпадает, то остальными можно пренебречь. В этом случае на первый план выходит не ми­ровоззренческая составляющая подхода, а методико-процедурная. Этим, кстати, предопределена возможность так называемой адап­тации методов. Примером такого положения служит личностный подход, который был разработан в советской психологии, стоящей на марксистских мировоззренческих позициях, но вполне способ­ный решать задачи западной гуманистической психологии, весьма далекой от марксизма. Субъективистский подход «гуманистов» не сопрягался с объективистским подходом советских ученых. Но признание и теми и другими личности как высшего интегратора психических явлений, самоценности личности открывает воз­можности использования личностного подхода в обоих случаях. К слову сказать, подобные примеры позволяют оптимистично расценивать перспективы интеграции отечественной психологии, долгое время развивавшейся изолированно, с мировой наукой.


42


Методологические основы психологии


Глава 2. Понятие «методология»


43


 


2.3. КАТЕГОРИЯ «МЕТОДОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ

Категория «методология» тесно связана с некоторым мно­жеством понятий, раскрывающих содержание познавательного процесса. Ближайшими из этих понятий являются «метод» и «ме­тодика». Методология по отношению к ним является понятием более широким и общим. Напомним ее определение: методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания.

Метод есть конкретизация методологии. В нем зафиксированы возможный круг объектов и предметов исследования, основные процедурные требования к работе с объектом, предполагаемые результаты. Метод — это способ достижения результатов в позна­нии объекта и предмета изучения. По степени общности методы делятся на всеобщие, общие и частные [95]. Всеобщие методы — это познавательные приемы, которые могут быть использованы в любой области знаний и любой наукой. Они позволяют вскрыть наиболее общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов или предметов. Таковы, например, методы научного анализа и син­теза, диалектический метод, моделирование, метод классификации, базисный метод [56, 131]. Общие (или общенаучные) — это методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях зна­ния и использоваться многими, но не всеми науками. Например, наблюдение, эксперимент, математические методы. Частные (или специальные, конкретно-научные) — это методы, применяемые в отдельных областях знания. Они характерны для какой-либо одной конкретной науки или для группы смежных наук. Напри­мер, специфически психологическими методами следует считать интроспекцию, психофизические методы, психодиагностическое тестирование, социометрию, психологический тренинг и т. п.

Как правило, конкретные условия применения метода налага­ют дополнительные ограничения, которые требуют методических уточнений. И тогда метод распадается на ряд вариантов. Некото­рые из них, если степень конкретизации невысока, продолжают самостоятельную жизнь в ранге метода. Но чаще эти уточнения ведут к преобразованию метода в конкретную методику. В психо­логических методиках указываются конкретные частные задачи,


которые могут быть решены с помощью этого метода; содержится подробное описание исследовательских процедур, стимульного материала, требований к конкретному контингенту испытуемых, к внешним (физическим) и внутренним (психологическим) условиям исследования; приводятся правила регистрации отве­тов и в целом фиксации исследовательского процесса, алгоритм обработки данных, а иногда и рекомендации по истолкованию результатов. Таким образом, методику можно охарактеризовать как совокупность сведений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: