Для детей
Лет
• ДИКЦИЯ
Серия «Учимся играя» Подарок дошкольнику
Дорогие родители и педагоги!
«ЧУДО-ОБУЧАЙКА»
предназначена детям 3-6 лет для развития речевой
моторики. Предлагаемая система упражнений для губ и языка поможет Вашему малышу научиться управлять своими органами речи, а это значит:
—предупредит неправильное формирование звуков;
—ускорит процесс овладения звукопроизношением;
—будет содействовать устранению звуковых дефектов;
—будет способствовать развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
«ЧУДО-ОБУЧАЙКА»
рассчитана на совместную работу родителей
и детей. Она также актуальна для использования
в детских дошкольных учреждениях.
Художники М. Богуславская, С. Малышева Верстка С. Малышевой
Издательство «Литур»
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 122
Лицензия ЛР 065309 от 25.07.97
По вопросам реализации обращаться:
(343) 355-06-47, 355-06-83, 372-72-18
Интернет: http: www.litur.ru. E-mail: Iitur@r66.ru
Подписано в печать 30.06.05. Бумага для ВХИ 120 г/м2
Печать офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ № 63.
Отпечатано в типографии «Диалог-Принт», г. Реж
©Буйко В., 2005
© Богуславская М., Малышева С, 2005
© «ЛИТУР», 2005
ISBN 5-89648-207-8
Ты хочешь красиво говорить, но твои губы не всегда бывают послушными. Научись управлять губами вместе с лягушонком Квакой.
Упражнение «ЛЯГУШОНОК УЛЫБАЕТСЯ»
Квака любит улыбаться. Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
![]() |
![]() |
Возьми зеркало и улыбайся
вместе с Квакой
• Послушай новое стихотворение и поулыбайся вместе с весёлыми лягушатами.
Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются. А глаза у них, как блюдца.
Родителям. «Улыбка» нужна для правильного произнесения свистящих звуков [С], [С], [3], [3'], [Ц].
Отгадай загадку:
Сто один брат,
Все в один ряд,
Крепко связаны стоят.
![]() |
(забор) Упражнение «ЗАБОРЧИК»
• Сделай «заборчик» из своих зубов.
Зубы ровно ты смыкаешь
И «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы И увидишь свои зубы.
• Раскрась забор.
• Сосчитай, сколько в нём досточек.
Упражнение «ХОБОТ СЛОНЕНКА»
У какого крупного животного нос похож на длинную
трубу? Конечно, у слона. Как этот нос называется? Хо
бот.
![]() |
• Сделай своими губами «хобот»: вытяни их вперёд и сомкни.
• Слушай стишок.
![]() |
Подражаю я слону: Губы хоботом тяну... Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять.
Теперь ты можешь легко пропеть гудок поезда. Наш поезд подъезжает к станции и гудит: «У-у-у».
• Губы вытяни трубочкой и пропой песенку поезда: «У-у-у».
• Кто едет в вагонах поезда?
• Сосчитай утят.
• Какой первый звук ты слышишь в слове «утка»?
• Раскрась вагоны.
Отгадай загадку:
Маленькое, сдобное Колесо съедобное.
Я его один не съем: Разделю ребятам всем.
(бублик)
Родителям. Изображать «бублик» губами нужно для правильного произнесения шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
Упражнение «БУБЛИК»
![]() |
![]() |
• Сделай губами «бублик».
Бублик мы изобразили — Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, «Бублик» надо удержать.
• Сосчитай, сколько бубликов лежит на тарелке.
• Сделай столько же «бубликов» своими губами.
Упражнение «ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»
Поиграй в футбол, потренируй своё дыхание.
• Возьми поролоновый мячик.
• Положи перед футбольными воротами.
• Забивай гол плавной струёй воздуха.
• Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха.
• Посчитай, сколько голов ты забил.
Родителям. Цель упражнения — научить ребёнка выдувать сильную отрывистую струю воздуха. К игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2—3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки.
Ты можешь потренировать свой выдох, поддувая листочек, бабочку, божью коровку. Посмотри, как это делает
девочка.
• Раскрась насекомых. Может быть, ты за ними наблюдал летом?
Упражнение «ЛОПАТОЧКА»
![]() |
Мне гулять пора идти. Снег засыпал все пути. Чем дорожки разгрести, Чтобы санки провезти? Отгадай скорей загадку, Как зовут её?...
Что это? Конечно, лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой. Учись управлять языком.
![]() |
• Улыбнись. Приоткрой рот.
• Положи широкий язык на нижнюю губу.
• Подержи его в таком положении.
![]() |
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Родителям. Цель упражнения — выработать умение удерживать язык широким, расслабив его мышцы. Если язык напряжён, не расслабляется, то предложите ребёнку положить язык на нижнюю губу и произнести «пя-пя-пя», пошлёпывая непослушный язык верхней губой.
Посмотри, как Снегурочка дует на снежинку. И ты подуй на бумажную снежинку с «лопаточки».
![]() |
• Держи снежинку перед губами.
• Сделай из языка «лопаточку».
• Выдыхай плавно на снежинку с «лопаточки».
• Смотри, как красиво летит твоя снежинка.