Лекция 2.
В своем развитии современная система налогообложения прошла долгий и сложный путь.
В середине 80-х годов обозначились тенденции изменения экономической политики Советского Союза, в течение более чем 60 лет основывавшейся на административно-командных принципах управления экономикой. Принятые в этот период Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации» предоставили относительную свободу выбора вида деятельности, самостоятельного планирования производственной и финансовой деятельности. Эпохальным явился и принятый в 1990 г. Закон СССР о подоходном налоге, с которого начался постепенный переход к совокупному налогообложению получаемых физическими лицами доходов.
Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и проведение налоговой реформы в стране в начале 90-х годов прошлого века обусловили введение с 1 января 1992 г. налоговой системы, ориентированной на новые экономические отношения — рыночные. Вместе с тем нарушение экономических и хозяйственных связей с бывшими союзными республиками, масштабы первоначального накопления капитала, появление большого числа неконтролируемых финансовых институтов, всплеск предпринимательской инициативы, перемещение капиталов из производственной сферы в посредническую привели к гипер инфляции, преимущественному налично-денежному обороту, перемещению значительных денежных сумм за границу. А неспособность налоговых органов обеспечить полноценное налогообложение новых источников доходов, возникавших по мере развития рыночных отношений, привела к введению новых налогов различного уровня, увеличению ставок действующих налогов, применению жестких финансовых санкций за нарушение налогового законодательства.
Практика внесения отдельных изменений и дополнений показала бесперспективность попыток косметического устранения основных недостатков. По-настоящему действенная налоговая система должна строиться как единый, взаимосвязанный и комплексный документ в форме Налогового кодекса, в котором была бы отражена вся совокупность налоговых отношений в Российской Федерации.
Потребовалось реформирование налоговой системы Российской Федерации, которое было призвано обеспечить достижение следующих целей:
• усиление справедливости налоговой системы путем выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных налогов и сборов;
• упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава налогов и сборов (сокращения их количества), максимальной унификации режимов их исчисления и порядка уплаты;
• обеспечение стабильности налоговой системы;
• обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов.
С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ — документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов. Что касается 2-й части, то 4-е ее главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1-го января 2001 г.
Налоговый кодекс заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей. Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Налоговый кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой для нашей страны отрасли права — налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы отечественного опыта, а также специфики развития национальной экономики.
Налоговым кодексом РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.
Введением части первой Налогового кодекса был сделан крупный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Устранена такая негативная практика, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.
Стабилизация налоговой системы сказывается и в том, что устанавливается четкая кодификация налогов, а нормы и положения, регулирующие налогообложение, приводятся в единую упорядоченную систему, которая существенно упрощается за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу. После принятия всех глав части второй Налогового кодекса уменьшится общее количество видов налогов, которые могут быть введены на территории Российской Федерации.
Органам исполнительной власти Налоговый кодекс предоставляет право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. При этом Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, ФТС, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.