Тема: Общая характеристика налоговой системы РФ.




Лекция 2.

В своем развитии современная система налогообложения прошла долгий и сложный путь.

В середине 80-х годов обозначились тенденции изменения экономической политики Советского Союза, в течение более чем 60 лет основывавшейся на административно-командных принци­пах управления экономикой. Принятые в этот период Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации» предоставили относительную свободу выбора вида деятельности, самостоятельного планирования производственной и финансовой деятельности. Эпохальным явился и принятый в 1990 г. Закон СССР о подоходном налоге, с которого начался постепенный переход к совокупному налогообложению получаемых физическими лицами доходов.

Принятие Декларации о государственном суверенитете Россий­ской Федерации и проведение налоговой реформы в стране в начале 90-х годов прошлого века обусловили введение с 1 января 1992 г. налоговой системы, ориентированной на новые экономические отношения — рыночные. Вместе с тем нарушение экономических и хозяйственных связей с бывшими союзными республиками, масш­табы первоначального накопления капитала, появление большого числа неконтролируемых финансовых институтов, всплеск пред­принимательской инициативы, перемещение капиталов из произ­водственной сферы в посредническую привели к гипер инфляции, преимущественному налично-денежному обороту, пере­мещению значительных денежных сумм за границу. А неспособность налоговых органов обеспечить полноценное налогообложение новых источников доходов, возникавших по мере развития рыноч­ных отношений, привела к введению новых налогов различного уровня, увеличению ставок действующих налогов, применению жестких финансовых санкций за нарушение налогового законо­дательства.

Практика внесения отдельных изменений и дополнений пока­зала бесперспективность попыток косметического устранения основных недостатков. По-настоящему действенная налоговая система должна строиться как единый, взаимосвязанный и комп­лексный документ в форме Налогового кодекса, в котором была бы отражена вся совокупность налоговых отношений в Российской Федерации.

Потребовалось реформирование налоговой системы Российской Федерации, которое было призвано обеспечить достижение следу­ющих целей:

• усиление справедливости налоговой системы путем вырав­нивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных налогов и сборов;

• упрощение налоговой системы путем установления опти­мального состава налогов и сборов (сокращения их количества), максимальной унификации режимов их исчисления и порядка уплаты;

• обеспечение стабильности налоговой системы;

• обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов.

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ — документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отноше­ния между налогоплательщиком и государством в связи с исчисле­нием и уплатой налогов. Что касается 2-й части, то 4-е ее главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1-го января 2001 г.

Налоговый кодекс заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены феде­ральных налогов, сборов и пошлин, а также принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей. Налоговый кодекс определяет правовое положение налогопла­тельщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Налого­вый кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответ­ственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой для нашей страны отрасли права — нало­гового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы отечественного опыта, а также специфики развития национальной экономики.

Налоговым кодексом РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответствен­ность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Введением части первой Налогового кодекса был сделан круп­ный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государ­ством в лице налоговых органов. Устранена такая негативная прак­тика, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.

Стабилизация налоговой системы сказывается и в том, что ус­танавливается четкая кодификация налогов, а нормы и положения, регулирующие налогообложение, приводятся в единую упорядо­ченную систему, которая существенно упрощается за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу. После принятия всех глав части второй Налогового кодекса умень­шится общее количество видов налогов, которые могут быть введены на территории Российской Федерации.

Органам исполнительной власти Налоговый кодекс предостав­ляет право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. При этом Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, ФТС, органы государственных внебюд­жетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: