Центр психолого-педагогической,
Медицинской и социальной помощи
Г.Сельцо Брянской области
Адрес: г. Сельцо пер. Мейпариани,
дом 2, офис 215, 216 (школа №4)
E-mail: cpmss_seltso@mail.ru
Время работы:
Понедельник-пятница: 8.30—17.00
выходной: суббота, воскресенье
Телефон раб.: (4832) 97-16-18
Всероссийский Телефон Доверия:
8-800-2000-122
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
· Прежде чем вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
· Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
· В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
· Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.
· Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
· Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
· Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.
· Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
· Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
· Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Правила общения при конфликте с ребенком
Будучи в позиции слушающего:
Являйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем.
Не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка.
|
Не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала – и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
Будучи в позиции говорящего:
Не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось.
Не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.
Сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок.
Не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п.»; старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу.
Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба хорошо помните.
Типичные варианты завершения конфликтов
1. Принуждение – волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.
|
2. Конфронтация – никто из участников конфликта не принимает во внимание позицию другого, накапливается негативизм отношений, дело доходит до личных оскорблений.
3. Уход от разрешения возникшего противоречия. В целом такой прием нельзя признать правильным. Конфликт остается, а развязка лишь оттягивается. Однако положительно здесь то, что появляется время для обдумывания претензии, для принятия решения.
4. Сглаживание конфликта. Это позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений, но далеко не всегда.
5. Компромисс. Это открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения. Здесь обязательны равенства прав и обязанностей, откровенность требований, взаимные уступки. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликта: «сужение» площадки спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; недопустимость «приклеивания» ярлыков друг другу. Традиционный вопрос «Кто виноват?», разрешая конфликт, следует заменить другим «Как нам быть?»; всегда помнить во имя чего спор – во имя единения.