Билл У., один из основателей АА, 2 глава




 


 

30 31


Анонимные Алкоголики

 

Этот случай содержит в себе полезный урок для всех пью-щих. Многим из нас кажется, что, если нам удастся удер-жаться от выпивки в течение длительного времени, мы смо-жем начать пить как все. Но вот человек, который в 55 лет обнаружил, что он остался тем же, каким он был в 30. В оче-редной раз мы убеждаемся в истинности утверждения: «Если ты - алкоголик, то это уже навсегда». Если после длительного воздержания мы начинаем пить, то очень скоро мы оказыва-емся в столь же плачевном состоянии, как и в наши худшие времена. Если вы решили бросить пить, это решение должно быть безоговорочным, без всякой задней мысли когда-либо вернуться к нормальному потреблению алкоголя.

 

Опыт этого человека может вдохновить молодых людей на то, чтобы бросить пить, опираясь на свою волю. Мы сомнева-емся в том, что многим удастся сделать это, хотя бы потому, что вряд ли многие действительно захотят бросить пить. Ну, а из тех, кто примет такое решение, вряд ли преуспеет хоть кто-нибудь, несмотря на любые умственные ухищре-ния. Некоторые из нас, в возрасте моложе тридцати лет, пили всего несколько лет, но они оказались такими же беспомощ-ными, как и те, кто пил 20 лет.

 

Необязательно пить слишком долго и принимать большие количества алкоголя, чтобы стать алкоголиком. Это особенно справедливо по отношению к женщинам. Те, кто склонны

 

к алкоголизму, становятся алкоголичками за несколько лет. Многие пьяницы, которых оскорбляет само слово «алкого-лик», с удивлением обнаруживают, что они не могут бросить пить. Те, кто знаком с симптомами заболевания, видят много потенциальных алкоголиков среди молодежи. Но попробуйте заставить их понять это!

 

Оглядываясь назад, мы чувствуем, что продолжали пить много лет после того момента, когда мы могли остано-виться при помощи силы воли. Если кто-то спросит вас, вступил ли он в этот опасный период, предложите ему не


 

Еще об алкоголизме

 

пить в течение года. Настоящий алкоголик, зашедший уже достаточно далеко, почти не имеет шанса преуспеть. На ран-них стадиях алкоголизма мы иногда могли не пить в течение года, но потом все начиналось сначала. Даже если вам удастся не пить в течение года, это еще не означает, что вы не можете стать алкоголиком. Мы считаем, что немногие из тех, к кому обращена эта книга, смогут оставаться трезвыми в течение года. Многие напьются на следующий же день после приня-тия решения не пить, большинство через несколько недель.

 

Для тех, кто не сможет пить умеренно, возникает вопрос: «Как не пить совсем?» Мы исходим из предположения, что читатель хочет бросить пить. Сумеет ли он сделать это, не обращаясь к духовным стимулам, зависит от того, в какой мере он утратил способность самостоятельно решать - пить или не пить. Многим из нас казалось, что у нас сильный характер. Мы испытывали огромное желание прекратить пить раз и навсегда. И все же нам не удалось сделать это.

 

В этом заключена удивительная особенность алкоголизма - полная невозможность отказаться от алкоголя, как бы ни было это необходимо и как бы этого ни хотелось.

 

Как же помочь нашим читателям решить, для их собственной пользы, такие ли они, как мы? Эксперимент с воздержанием от алкоголя в течение года может оказаться полезным, но нам кажется, что мы можем оказать даже более серьезную услугу страдающим от алкоголизма и, возможно, медикам. Мы опи-шем те умственные состояния, которые предшествуют запою, потому что, по-видимому, в этом заключена суть проблемы.

 

Что характерно для мышления алкоголика, который снова и снова повторяет свой отчаянный эксперимент первой рюмки? Друзья, беседовавшие с ним после его очередного запоя, который привел к разводу или банкротству, бывают сильно озадачены, завидев его идущим прямо в питей-ное заведение. Что заставляет его так поступать? О чем он думает при этом?

 


 

32 33


Анонимные Алкоголики

 

Приведем в качестве первого примера нашего друга, кото-рого назовем Джим. У него очаровательная жена и хорошая семья. Он получил в наследство прибыльную автомобиль-ную фирму. У него был прекрасный послужной список вете-рана войны. Он хороший коммерсант. Он интеллигентный человек, вполне нормальный, с нашей точки зрения, хотя и немного нервный. Он не пил до 35 лет. Через несколько лет после того, как он начал пить, он стал настолько агрессив-ным в состоянии опьянения, что его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу. Выйдя из лечебницы, он всту-пил в контакт с нами.

 

Мы рассказали ему то, что мы знаем об алкоголизме, а также о найденном нами пути излечения. Он хорошо начал. Ему удалось вернуться в семью, и он начал работать в качес-тве продавца в компании, которой он владел до того, как начал пить. Некоторое время все шло хорошо, но ему не удалось расширить сферу своей духовной жизни. К своему огром-ному изумлению он обнаружил, что регулярно и довольно часто напивается. После каждого его запоя мы беседовали с ним, тщательно анализируя все происшедшее. Он признал, что он настоящий алкоголик и что его положение очень серь-езно. Он знал, что если он не остановится, то снова попадет в лечебницу. Более того, он потеряет семью, к которой он чувс-твовал сильную привязанность.

 

И, тем не менее, он снова напился. Мы попросили его под-робно рассказать нам, как это произошло. Вот его рассказ: «Я пришел на работу во вторник утром. Помню, что испы-тывал раздражение от мысли, что я работаю продавцом в концерне, которым я когда-то владел. Я поговорил немного с боссом о том, о сем. Потом я решил поехать за город, чтобы встретиться с одним из предполагаемых покупателей авто-мобиля. По дороге я почувствовал, что проголодался, поэ-тому я остановился около небольшого ресторанчика с баром. Мне совсем не хотелось выпить. Я хотел съесть сэндвич. У меня была мысль, что я могу здесь встретить кого-либо,


 

Еще об алкоголизме

 

кто заинтересуется покупкой автомобиля. Я хорошо знал это место, так как останавливался там много раз, чтобы переку-сить в течение тех месяцев, когда был трезвый. Я сел за сто-лик и заказал сэндвич и стакан молока. В этот момент все еще не было никаких мыслей о выпивке. Я заказал еще один сэндвич и решил выпить еще стакан молока».

«Неожиданно мне пришла в голову мысль, что, если

 

я добавлю рюмку виски в молоко, это будет вполне без-вредно на сытый желудок. Я заказал порцию виски и влил ее в молоко. Я смутно чувствовал, что поступаю не очень умно, но успокаивал себя тем, что я ведь пью на сытый желудок. Эксперимент прошел так удачно,что я заказал ещепорцию виски и влил ее в новый стакан молока. Поскольку это не оказало на меня никакого действия, я сделал еще одну попытку».

Так началось еще одно путешествие Джима в лечебницу. Итак, существовала угроза так и остаться под замком в лечебнице, потерять семью и работу, не говоря уже о силь-ных физических и моральных страданиях, которые всегда вызывало в нем пьянство. Он прекрасно знал, что он алко-голик. Тем не менее, все соображения в пользу воздержа-ния были легко отметены нелепой идеей, что он может выпить виски, если смешать его с молоком!

Каким бы ни было точное определение этого слова, мы называем это чистым безумием. Как иначе можно назвать такое полное отсутствие способности связать поступок с его последствиями, такое неумение рассуждать здраво?

Вам может показаться, что это нетипичный пример. Нам он не кажется таковым, потому что подобный способ мыш-ления был типичен для каждого из нас. Иногда мы немного больше, чем Джим, думали о последствиях. Но всегда был этот странный умственный феномен, когда одновременно с нашими здравыми суждениями неизбежно возникало совер-шенно безумное и простое оправдание для того, чтобы выпить первую рюмку. Наши здравые мысли не могли удержать нас.

 


 

 

34 35


Анонимные Алкоголики

 

Безумная идея брала верх. На следующий день мы спраши-вали себя со всей искренностью и серьезностью: «Как это могло случиться?»

В других случаях мы вполне сознательно шли, чтобы напиться, оправдывая себя тем, что мы нервничаем, сер-димся, беспокоимся, ревнуем и т.п. Но даже при таком начале, нужно признать, что все наши попытки оправдать очеред-ную выпивку всегда были явно недостаточными и безрассуд-ными по сравнению с тем, что происходило потом. Теперь мы понимаем, что когда мы начинали пить сознательно, а не случайно, то в период обдумывания у нас не было серьезных или действенных мыслей об ужасающих последствиях того, что мы собираемся совершить.

 

Наше поведение в отношении первой рюмки так же абсурд-но и непонятно, как поведение человека, которому ужасно нравится не соблюдать правила уличного движения на ули-цах с большим количеством транспорта. Он получает острое удовольствие от того, что ему удается буквально выпрыги-вать из-под колес быстро мчащихся машин. Так он развле-кается несколько лет, несмотря на дружеские предупрежде-ния. На этом этапе его можно назвать неумным человеком со странными идеями насчет веселья. Потом ему перестает везти, и несколько раз подряд он получает травмы. Если бы он был нормальным, то следовало бы ожидать прекращения «развлечений». Однако он опять попадает под колеса, и на этот раз у него травма черепа. Через неделю после выхода из больницы его сбивает мчащийся троллейбус, и наш герой ломает себе руку. Он говорит вам, что принял бесповорот-ное решение больше не перебегать улицу перед движущимся транспортом, но через несколько недель у него переломаны обе ноги.

 

В течение нескольких лет он продолжает вести себя таким образом, обещая при этом постоянно, что он будет осторожен или что вообще не будет выходить на улицу. В конце кон-цов, он уже не может работать, его жена разводится с ним,


 

Еще об алкоголизме

 

и он становится посмешищем в глазах окружающих. Он про-бует все имеющиеся в его распоряжении средства, пытаясь выбросить эту навязчивую идею из головы. Он ложится в психиатрическую лечебницу, надеясь, что это исправит его. Но в тот самый день, когда он выходит из лечебницы, он перебегает дорогу перед пожарной машиной, которая ломает ему позвоночник. Такого человека можно было бы назвать безумцем, не так ли?

 

Вы можете подумать, что наша иллюстрация грешит пре-увеличениями. Так ли это? Мы, прошедшие все этапы дегра-дации, должны признать, что если заменить упомянутые нелепые игры на проезжей части выпивкой, то иллюстра-ция вполне точно обрисовывает наше поведение. Какими бы разумными мы ни были во всех прочих отношениях, там, где дело касалось алкоголя, мы были просто безумными. Это, может быть, сильно сказано, но это - правда.

 

Кое-кто из вас, возможно, думает: «Да, все, что вы гово-рите, верно, но только отчасти. У нас, конечно, есть некото-рые из указанных вами симптомов, но мы не дошли до такой опасной черты, как вы, и никогда не дойдем. С нами подобное уже не может случиться, ведь мы так хорошо понимаем себя после того, как вы нам объяснили наше поведение. Мы не потеряли все в жизни из-за алкоголя и не собираемся терять. Спасибо вам за информацию».

 

Такие рассуждения справедливы для некоторых неалкого-ликов, которые по глупости много пьют, но способны пить меньше или прекратить совсем, потому что их мозг и тело не разрушены до такой степени, как наши. Но настоящие или потенциальные алкоголики, почти без каких-либо исключе-

ний, не смогут бросить пить, основываясь только на зна-

нии своего состояния. Этот момент мы хотим подчеркнутьособо, внедрить его в сознание читателей-алкоголиков, пос-кольку наш горький опыт научил нас этому. Приведем еще один пример.

 

Фред является партнером в одной хорошо известной бух-галтерской фирме. У него хороший доход, прекрасный дом,

 


 

 

36 37


Анонимные Алкоголики

 

он счастлив в браке и является отцом способных детей уни-верситетского возраста. Он обладает настолько привлека-тельной индивидуальностью, что со всеми у него устанавли-ваются дружеские отношения. Он образец преуспевающего бизнесмена, наш Фред. Внешне это солидный, уравнове-шенный человек. Тем не менее, он - алкоголик. Впервые мы увидели Фреда примерно год тому назад в больнице, где его лечили от алкогольного тремора. Это был его первый опыт такого рода, и ему было страшно стыдно. Совершенно не допуская мысли, что он алкоголик, он убеждал себя, что он оказался в больнице, чтобы подлечить нервы. Врач серьезно припугнул его, объяснив, что его положение гораздо хуже, чем он считает. Несколько дней на этой почве у него была депрессия. Он принял твердое решение совсем бросить пить. Ему даже не пришло в голову, что он не сможет это сделать, несмотря на сильный характер и положение в общест-ве. Фред отказывался верить, что он алкоголик, и тем более при-нимать какие-либо духовные рецепты решения этой проб-лемы. Мы рассказали ему все, что мы знаем об алкоголизме. Он выразил интерес и согласился, что у него есть некото-рые симптомы, но был очень далек от признания того, что он не сможет справиться с собой. Он был убежден, что испы-танное унижение плюс приобретенные знания сделают его трезвенником на всю оставшуюся жизнь. Осознание ситуа-ции должно было, по его мнению, исправить положение дел.

 

Некоторое время мы ничего не слышали о Фреде. Как-то нам сказали, что Фред снова в больнице. На этот раз у него был стойкий тремор. Вскоре он дал нам знать, что хочет видеть нас. Его рассказ очень поучителен, так как он был человек, абсолютно убежденный, что ему надо бросить пить,

 

у него не было никаких оправданий для выпивки. Во всех своих делах он выказывал способность к здравомыслию и недюжинную решительность, однако, он был абсолютно без-защитен перед алкоголем.


 

Еще об алкоголизме

 

Пусть он сам расскажет об этом: «На меня произвело силь-ное впечатление все, что вы рассказали мне об алкоголизме,

и я искренно верил, что больше никогда не стану пить. Я оце-нил ваши идеи о состоянии трудноуловимого безумия, пред-шествующего первой рюмке, но я был уверен, что со мной этого не произойдет после всего, что я узнал. Я исходил из того, что я зашел в своем алкоголизме не так далеко, как вы, что я успешно решал всегда все прочие свои проблемы и что мне удастся сделать то, что не удалось вам. Я чувствовал, что имею право быть уверенным в себе, что я должен собрать в кулак свою волю и быть бдительным.

 

С таким настроем я занимался своей работой, и поначалу все шло хорошо. Мне было нетрудно обходиться без спирт-ного, и я стал думать, что я усложнял дело. Однажды я пое-хал в Вашингтон, чтобы представить документы в правитель-ственное бюро. Во время этого моего периода воздержания я не раз уезжал из города, так что в этом не было ничего нового. Физически я чувствовал себя прекрасно. Ничто меня не беспо-коило и не тревожило. Дела мои шли хорошо, я был доволен

 

и знал, что мои партнеры тоже будут удовлетворены. Заканчи-вался прекрасный день, на горизонте не было ни облачка.

Я пошел в свой номер в гостинице и неторопливо оделся

 

к обеду. Когда я входил в зал ресторана, мне пришла в голову мысль, что неплохо бы заказать пару коктейлей

 

к обеду. И все. Больше ничего. Я заказал коктейль к обеду,потом еще один коктейль. После обеда я решил погулять. Когда я вернулся в гостиницу, я подумал, что неплохо бы выпить “хайболл”1, поэтому я зашел в бар и выпил.

Помню, что потом я еще пил несколько раз в тот вечер и гораздо больше на следующее утро. Смутно помню, что я был в самолете, который летел в Нью-Йорк, что в аэропорту вместо жены нашел очень дружелюбного таксиста, который возил меня в течение нескольких дней. Совершенно не помню,

 


1 “Хайболл” - название коктейля (ред.)

 


 

 

38 39


Анонимные Алкоголики

 

куда я ездил, что говорил и что делал. Потом была боль-ница с ее невыносимыми психологическими и физическими муками.

 

Как только ко мне вернулась способность рассуждать, я тщательно проанализировал свое поведение в тот вечер в Вашингтоне. Я не только не был бдительным, я даже не пытался бороться с соблазном первой рюмки. Я совсем не думал о последствиях. Я начал пить коктейль так же бес-печно, как если бы я пил имбирный лимонад. Тут я вспом-нил, что мои друзья-алкоголики предсказывали, что если

 

у меня “мышление алкоголика”, то наступит время, когда я снова начну пить. Они говорили мне, что, хотя я пост-рою оборонительные сооружения, они рухнут перед любым простейшим оправданием для того, чтобы выпить первую рюмку. Так оно и случилось, а все, что я знал об алкого-лизме, мне даже не пришло в голову. С того момента я знал, что у меня «мышление алкоголика». Я понял, что сила воли и понимание своего состояния не помогут мне победить непонятные провалы в моем сознании. До того момента я не понимал людей, которые говорили мне, что они пасуют перед какими-то жизненными проблемами. Но тут я это понял. Это был сокрушительный удар.

 

Меня пришли навестить два человека из общества Ано-нимных Алкоголиков. Они понимающе улыбались, что мне не понравилось, и потом спросили меня, считаю ли я себя теперь алкоголиком и принимаю ли свое поражение. Я вынужден был согласиться. Они привели мне множество доказательств того, что «алкогольное мышление», которое я проявил в Вашингтоне, есть признак безвыходного положе-ния. Они приводили множество примеров из своей жизни. Это разрушило остатки моих надежд на то, что я справлюсь

 

с проблемой в одиночку.

 

Потом они обрисовали мне путь духовного спасения и кон-кретную программу действий, которую успешно осущест-вляли около сотни членов этого сообщества. Хотя я лишь


 

Еще об алкоголизме

 

номинально принадлежал к церкви, их предложения были приемлемы с интеллектуальной точки зрения. Но вот прог-рамма практических действий, хотя и вполне разумная, несла

 

с собой резкие перемены. Предполагалось, что я должен решительно отказаться от многих своих жизненных убеж-дений. Это было нелегко. Но в тот момент, когда я решил выполнить все предписания программы, у меня появилось странное чувство, что мое положение сразу улучшилось; как показало время, так оно и было.

 

Не менее важным было открытие, что духовные принципы решат все мои проблемы. С этих пор моя жизнь стала бес-конечно более наполненной и, мне кажется, более полезной, чем прежде. Нельзя сказать, что мой прежний образ жизни был плохой, но я не променяю его лучшие моменты на самые худшие моменты моей нынешней жизни. Я ни за что не вер-нулся бы к своей прежней жизни, даже если бы мог».

 

Рассказ Фреда говорит сам за себя. Мы надеемся, что тысячи людей извлекут из него урок. А ведь он попал далеко не в самую крутую переделку. Большинство алкоголиков пытается решать свои проблемы, когда их жизни оконча-тельно искалечены алкоголизмом.

 

Многие врачи и психиатры согласны с нашими выводами. Один из них, работающий во всемирно известной боль-нице, недавно сказал одному члену АА следующее: «То, что вы говорите о безнадежности положения алкоголиков, по моему мнению, правильно. Что касается тех двух из вас, чьи истории я прочел, у меня нет никакого сомнения, что вы были безнадежны на 100%, вам могли помочь только высшие силы. Если бы вы попытались попасть в нашу больницу в качестве пациентов, я бы не принял вас, если бы можно было избежать этого. С такими, как вы, мучи-тельно иметь дело. Хотя я сам - неверующий, я с глубоким уважением отношусь к попыткам помочь в таких случаях, как ваш, духовными средствами. В большинстве подобных случаев других решений проблемы нет».

 


 

40 41


Анонимные Алкоголики

 

Повторяем еще раз: у алкоголиков нет эффективной психо-логической защиты против первой рюмки. За редким исклю-чением, ни сам алкоголик, ни кто-либо другой не могут обеспечить такую защиту. Она должна исходить от Высшей Силы.


 

ГЛАВА 4

 

 

А КАК БЫТЬ АГНОСТИКАМ?

 

Из предыдущих глав вы узнали немного об алкоголизме. Мы надеемся, что нам удалось объяснить разницу между алкоголиками и неалкоголиками. Если Вы обнаружили, что не можете отказаться от потребления алкоголя, даже если искренне хотите этого, или не можете контролировать, сколько вы выпили, - возможно, вы алкоголик. Если это так, то вы страдаете заболеванием, которое может быть изле-чено только путем приобретения определенного духовного опыта.

 

Атеистам и агностикам приобретение такого опыта кажется невозможным, но ведь продолжать пить означает губить себя, особенно если вы относитесь к разновидности безна-дежных алкоголиков. Не всегда легко сделать выбор между неизбежной смертью от алкоголя и жизнью на обретенной вами духовной основе.

 

На самом деле это не так уж трудно. Около половины первых членов АА были именно атеистами или агности-ками. Вначале некоторые из нас избегали этой темы, наде-ясь, когда уже не оставалось места для надежды, что они не настоящие алкоголики. Но через некоторое время приш-лось признать, что или мы найдем духовную основу жизни или... Возможно, так будет и с вами. Не отчаивайтесь, около половины наших членов причисляли себя к атеистам или агностикам. Как показывает наш опыт, не нужно терять самообладания.

 

Если бы моральный кодекс или философия жизни были достаточны, чтобы преодолеть алкоголизм, многие из нас

 


 

 

42 43


Анонимные Алкоголики

 

уже давно могли бы выздороветь. Но мы обнаружили, что никакие моральные кодексы и философские концепции не помогают, как бы мы ни старались. Мы могли бы обратиться

 

к морали или найти утешение в философии, но ни в том, ни в другом не было необходимой силы, как бы мы этого ни жаж-дали. Наши внутренние резервы, во главе с волей, оказались недостаточными, для них это была непосильная задача.

 

Наша дилемма заключалась в недостатке силы. Нам нужно было найти силу, которая будет вести нас в жизни, и эта Сила должна быть более могущественной, чем что-либо,

 

чем мы обладаем. Это совершенно очевидно.Но где и какнайти такую Силу?

 

Как раз об этом и написана эта книга. Ее основная цель

 

- помочь вам найти Силу, более могущественную, чем что-либо, чем вы обладаете, которая решит все ваши проблемы. Из этого вытекает, что мы написали книгу, которую мы считаем духовной и в то же время моральной. Из этого следует также, что мы будем говорить о Боге. Но здесь возникают трудности с агностиками. Много раз мы, беседуя с новым человеком, замечали, как у него появлялась надежда, пока речь шла о проблемах алкоголиков и пока мы объясняли задачи нашего Сообщества. Но как только речь заходила о духовных проблемах, особенно когда упоминался Бог, лица слушавших вытягивались, потому что мы поднимали вопрос, который они тщательно избегали или полностью игнорировали.

 

Мы знаем, что чувствует такой человек. Мы тоже разде-ляли его искренние сомнения и предрассудки. Некоторые из нас были решительными противниками религии. Для других слово “Бог” было связано с мыслью о Том, кого им стара-лись навязать в детстве. Возможно, мы отвергали эту концеп-цию, так как она казалась нам не соответствующей нашему внутреннему мироощущению. Отвергая ее, мы думали, что полностью отвергаем идею Бога. Нас беспокоила мысль,


 

А как быть агностикам?

 

что зависимость от Силы, находящейся вне нас, и вера в нее являются проявлением слабости и даже трусости. Мы с глу-боким скептицизмом взирали на этот мир воюющих инди-видуумов, воюющих религиозных учений и необъяснимых страданий. Мы с подозрением относились к тем людям, которые объявляли себя верующими. Какое отношение ко всему этому могло иметь Высшее Существо, и кто спосо-бен хоть как-то понять Его? Однако, в иные минуты, очаро-ванные видом звездной ночи, мы вопрошали себя: «А кто же создал все это?» Мы ощущали благоговейный страх и восхищение, но это ощущение было мимолетным и быстро исчезало.

 

Да, мы, агностики, испытывали нечто подобное и сталкива-лись с похожими мыслями. Спешим утешить вас. Мы обнару-жили, что как только мы смогли отказаться от предрассудков

 

и выразить готовность поверить в Силу, более могуществен-ную, чем что-либо, чем мы обладаем, так сразу это принесло результаты, хотя никто из нас не мог дать точное определе-ние или до конца понять Силу, которая есть Бог.

 

К счастью, оказалось, что не нужно оценивать, какова кон-цепция Бога у других. Наше собственное представление, каким бы несовершенным оно ни было, оказалось вполне достаточным для установления контакта с Ним. Как только мы признали возможность существования Творческого Разума, Духа Вселенной, лежащего в основе всех вещей, у нас поя-вилось новое ощущение силы и цели в жизни; конечно же, для этого надо было предпринимать кое-какие простые шаги. Мы узнали, что условия, которые Бог ставит перед теми, кто ищет Его, не очень сложные. Для нас Царство Духа обширно, просторно и всеобъемлюще. Оно всегда открыто и доступно для тех, кто настойчиво ищет. Оно открыто, с нашей точки зрения, для всех людей.

 

Поэтому, когда мы с вами говорим о Боге, мы имеем в виду ваше личное представление о Нем. Это относится и к

 


 

44 45


Анонимные Алкоголики

 

другим выражениям, связанным с понятием духа, которые вы найдете в этой книге. Не позволяйте вашим предрассуд-кам, связанным с этими духовными терминами, увести вас от честного решения вопроса: что эти термины значат для вас? В первое время это все, что нам нужно для начала духов-ного роста, для установления наших первых сознательных контактов с Богом, как мы понимаем Его. Позднее мы обна-ружили, что нами приняты многие вещи, которые казались совершенно неприемлемыми. В этом заключался духовный рост. Человеку, который хочет расти, нужно с чего-то начи-нать. Поэтому мы воспользовались нашей концепцией Бога, какой бы ограниченной она ни была.

 

Нам нужно было задать себе всего один короткий вопрос: “Верю ли я или готов ли я поверить, что существует Сила, более могущественная, чем все, чем мы обладаем?” Как только человек признает, что он верит или готов поверить, мы стараемся убедить его в том, что он на правильном пути. Мы не раз видели, что на этом простом основании можно создать духовное мировоззрение, благодаря которому можно многого добиться 1.

 

Это было для нас важным открытием, так как нам казалось, что мы не можем использовать духовные принципы, если мы не примем на веру многие вещи, в которые трудно пове-рить. Когда люди предлагали нам их подходы, основанные на духовных принципах, как часто все мы говорили: “Мне бы хотелось иметь то, что имеет этот человек. Я уверен, что все было бы хорошо, если бы я мог верить, как верит он. Но я не могу принять как безусловно верные многие аспекты веры, которые так очевидны для него”. Для нас было бы большим утешением узнать, что мы можем начать с более простого уровня.

 

Кроме кажущейся неспособности принять многое на веру, нам часто мешали упрямство, обидчивость и предрассудки,

 
 

 


1 Обязательно прочтите в Приложении часть II (“Духовный опыт”).


 

А как быть агностикам?

 

идущие вразрез со здравым смыслом. Многие из нас были настолько чувствительными, что даже случайное упомина-ние о духовных вопросах вызывало в нас крайний антаго-низм. Нужно отказаться от такого настроя. Хотя многие из нас сопротивлялись, нам не потребовалось больших усилий, чтобы избавиться от подобных чувств. Перед угрозой гибели от алкоголя мы стали столь же непредвзятыми в духовных вопросах, какими старались быть и в других сферах жизни.

В этом смысле алкоголь обладает большой силой убеждения.

 

В конце концов, он заставляет человека быть благоразумным. Иногда это был утомительный процесс; мы надеемся, что ни у кого из вас предрассудки не будут держаться так долго, как у некоторых из нас.

 

Читатель может снова спросить нас, почему он должен верить в эту Силу, которая могущественней его. Мы считаем, что на это есть причины. Вот некоторые из них.

 

Практичный современный человек придерживается фак-тов и конкретных результатов. Тем не менее, ХХ век охотно принимает всевозможные теории, при условии, что они основаны на фактах. Существуют многочисленные теории, например, касающиеся электричества. Все мы принимаем их без тени сомнения. Почему же мы так легко готовы при-нять их? Просто потому, что мы не можем объяснить, что мы видим и чувствуем, над чем главенствуем и чем пользуемся без какого-либо разумного предположения, выбранного в качестве исходного пункта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: