Методы многокритериальной оценки альтернатив




Разработка управленческих решений

 

Выполнил:

студент заочной формы

обучения, гр. _____, _____ курс,

____ семестр

Сураев Денис Александрович

 

Рецензент:

Лузгарева О.И.

 

 

Прокопьевск 2016

МЕТОДЫРАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Таблица 1

Методы ситуационного анализа

 

Наименование метода РУР Краткая характеристика метода ситуационного анализа
1. Ситуационный анализ Это комплексные технологии подготовки, при­нятия и реализации управленческого решения, в основе которых — ана­лиз отдельно взятой управленческой ситуации. Ситуационный анализ в противоположность технологиям стратеги­ческого управления исходит из конкретных ситуаций, проблем, возни­кающих в реальной деятельности организации, по которым должно быть принято управленческое решение.
2. Кейс-метод Пошаговый разбор ситуаций (кейс-метод) — эффектив­ный способ анализа управленческих ситуаций. В этом случае пред­лагаемые ситуации должны быть близки к проблемам, с которыми ме­неджерам приходится сталкиваться в жизни. Навыки, полученные в результате анализа, могут пригодиться в дальнейшей практической де­ятельности. Анализ состоит из четырех шагов: 1) Индивидуальная подготовка анализа; 2) Неформальное обсуждение отдельными группами; 3) Обсуждение в аудитории; 4) Обобщение результатов обучения в конце занятия.  
3. Мозговая атака Метод «мозговой атаки» — один из основных, ис­пользуемых в организации и проведении экспертиз. Значи­тельная роль при осуществлении «мозговой атаки» принадлежит руко­водителю, возглавляющему заседание экспертной комиссии. В реальной производственной деятельности это может быть совещание, которое созвано руководителем для обсуждения той или иной возникшей про­блемы и установления основных факторов, определяющих ее дальней­шее развитие с целью выработки и принятия управленческих решений.  
4. Двухтуровое анкетирование Установление факторов, определяющих развитие ситуации, необязательно предполагает использование проце­дуры открытого обсуждения. В ряде случаев более целесообразным оказывается использование метода двухтурового анкетирования, при котором предполагается ин­дивидуальная работа специалистов по установлению наиболее важных факторов. Наилучшее.
5. Факторный анализ В основе факторного анализа — предположение о том, что на основании статистических данных может быть получена аналитическая зависимость, отражающая степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, ха­рактеризующие ситуацию.  
6. Многомерное шкалирование. Избыток информации о факторах, опре­деляющих развитие ситуации, нередко приводит к снижению качества проводимого ситуационного анализа. Основная задача метода много­мерного шкалирования как раз и состоит в том, чтобы уменьшить число факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ожидаемых изменений ситуации в результате тех или иных уп­равленческих решений.

 

Таблица 2

Методы моделирования

 

Наименование метода РУР Краткая характеристика метода принятия решения
1. Метод «мозговой атаки» при генерации альтернатив. Бывают ситуа­ции, когда один человек не может принять окончательного решения. Тогда применяют метод «мозговой атаки» (или метод номинальной груп­пы), который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопо­ставить индивидуальные суждения, а затем принять решение. Метод «мозговой атаки» предназначен для активизации поиска раз­личных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максималь­ного количества оригинальных идей за короткий промежуток времени (30, максимум 40 мин.). Причем экспертами могут быть как специали­сты в этой сфере, так и дилетанты (специалисты в другой сфере).  
1.1 Прямая «мозговая атака» Постановка задачи перед творческой груп­пой может иметь самые разные форму и содержание, однако в ней дол­жны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить и что мешает получению желаемого. Постановка задачи дол­жна отличаться краткостью.
1.2. Обратная «мозговая атака» В ее основе лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. Согласно этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Таким образом, обратная «мозговая атака» направлена не на генерацию идей новых, а на критику уже имеющихся. Метод ориентирован на ре­шение первой творческой задачи, т.е. Его цель заключается в составле­нии наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике.
1.3 Двойная «мозговая атака» Ее суть заключается в том, что после проведения прямой «мозговой атаки» делается перерыв от двух часов до двух-трех дней, затем еще раз повторяется прямая «мозговая атака». При двойной «мозговой атаке» число участников может возрасти до 20 и более человек. Обсуждение задачи идет в непринужденной обстановке, во время перерыва, при этом до­пускается как бы «неофициальная» критика высказанных идей.
1.4 Теневая «атака» Мнения фиксируются на бумаге, затем выпол­няется их обработка.  
1.5 Метод индивидуальной «мозговой атаки» Человек поочередно выполняет роли «генератора» и «критика».  
2. Морфологический анализ Данный метод, разработанный в 1942 г. Американским астрофизиком Цвики, используется в целях расшире­ния области поиска вариантов решения проблемы. Он предполагает углубленную классификацию объектов и позволяет на основе постро­ения модели (двух- или трехмерной матрицы) получать новые реше­ния, составляя комбинации элементов морфологической модели (мат­рицы). Основные этапы анализа: 1) Определение характеристик объекта или задач; 2) Определение разновидностей реализации задач; 3) Формирование морфологической модели в виде матрицы, где по вертикали отражается совокупность всех задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. По горизонтали для каждой задачи дается вариант (один или несколько) решения; 4) Получение комбинаций элементов матрицы, причем каждое новое решение представляет собой сочетание элементов, взятых по одному из каждой строки матрицы; 5) Анализ на предмет выявления совместимости элементов друг с другом в полученной комбинации. В случае несовместимости комбинация исключается из рассмотрения. Оставшиеся варианты оцениваются, сравниваются по установленным критериям. Выбирается наилучший вариант.  
3. Методы ассоциаций и аналогий. Методы ассоциаций и аналогий пред­полагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека. К этим методам относится метод фокальных объектов и ме­тод генерирования случайных ассоциаций.  
3.1 Метод фокальных объектов Состоит в перенесении признаков слу­чайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который ле­жит как бы в фокусе переноса и потому называется фокальным. В ре­зультате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, способов управления.  
3.2 Метод генерирования случайных ассоциаций Алгоритм 1. Перед началом работы алгоритма задается следующая информация: А — список объектов; В — список признаков; С — матрица связей А и В, причем С ij = 1, если i -й объект обладает j- м признаком, в противном случае С ij = 0. Работа алгоритма заключается в случайном выборе объекта из спис­ка А и всех его признаков из списка В. В результате получается случай­ная ассоциация «объект — признаки». Следующую ассоциацию полу­чают независимо от предыдущей; Алгоритм 2. Входная информация в этом алгоритме совпадает с вход­ной информацией первого алгоритма. Выполняются следующие процедуры: • Случайный выбор из списка А объекта а; • Выбор из списка В всех признаков объекта а. Результат — список Ва, • Случайный выбор из списка Ва признаков b; • Выходные данные: а, Ва, b; • Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b. Результат — список Аb; • Случайный выбор из списка Аb объекта а; • Перейти k раз ко второй процедуре; • Конец. На каждой итерации алгоритма пользователю выводится очередная случайная ассоциация «объект— признаки — случайный признак». Ре­зультатом работы становится гирлянда ассоциаций длины k. Последо­вательность объектов в гирлянде характеризуется тем, что соседние объекты имеют общий признак.  
4. Метод контрольных вопросов Применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индиви­дуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, на­пример при «мозговой атаке».
5. Метод коллективного блокнота Позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оцен­кой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом: Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновре­менно формулируются наиболее целесообразные направления иссле­дования. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, развитие которых может оказаться по­лезным для нахождения конечного решения.  
6. Метод «матриц открытия» Получил широкое распространение во Франции. Как и в морфологическом методе синтеза, здесь преследу­ется цель систематически исследовать все мыслимые варианты, вы­текающие из закономерностей строения (морфологии) совершен­ствуемой системы, выбрать и изучить поле возможных решений. В то же время метод «матриц открытия» проще и дает возможность огра­ничить количество рассматриваемых вариантов. Суть метода в построении квадратной матрицы. В кото­рой пересекаются два ряда характеристик по вертикали и горизонтали. Ряды могут быть упорядоченными по какому-либо признаку или не­упорядоченными.  
7. Синектика В основе метода лежит поиск нужного решения с помощью преодо­ления психологической инерции, состоящей в стремлении решить про­блему традиционным путем. Синектика позволяет выйти за рамки ка­кого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного привычным. При использовании синектики решение проблемы ищет группа спе­циалистов, как владеющих этим методом, так и только приступающих к овладению. Желательно, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это позволит им абстрагироваться от привычного стереоти­па мышления.  

Таблица 3

Методы многокритериальной оценки альтернатив

 

Наименование метода Краткая характеристика метода принятия решения
1. Прямые методы Существует большое число методов, в которых зависимость результирующей полезности альтернативы от ее оценок по многим критериям задается без всяких теоретических оснований, а па­раметры этой зависимости либо также задаются, либо непосредствен­но, «напрямую» оцениваются ЛПР. Такие методы называются прямыми (в противоположность аксиоматическим, которые называются непря­мыми). Рассмотрим задание полезности на примере постулируемых прин­ципов. Этот подход, на первый взгляд, кажется наиболее простым. Лицом, принимающим решения, предлагается ряд принципов, принятие каждого из которых влечет за собой выбор определенной зависимости между полезностью многокритериальной альтернативы и ее оценками по критериям. Эти принципы (равномерности, справедливой уступки и т.д.) Описаны в ряде работ. Примером может служить следующий вид зависимости: Где U — индекс полезности альтернативы по нескольким критериям; Хi* — наилучшее значение показателя по i -му критерию; Хi фактическая оценка по i -му критерию; N — количество критериев. При такой зависимости для всех критериев как бы вводится квад­ратичный штраф отклонений от наилучшего значения. Отметим, что данный подход часто предлагается для динамических систем, где оптимизация по каждому из отдельных критериев достаточно трудоемка. Примерным алгоритмом принятия решений может быть следующая схема: 1) Охарактеризовать рассматриваемую проблему; 2) Сформировать поле допустимых альтернатив: — Выделить всевозможные альтернативы; — Отбросить заведомо неосуществимые альтернативы (с точки зрения технологии, требуемых инвестиций); 3) Определить критерии оценки альтернатив; 4) Ранжировать критерии по важности (например, построив табли­цы на основе попарного сравнения критериев; 5) Отбросить маловажные критерии (те, которыми можно пренеб­речь); 6) Назначить числа, соответствующие относительной важности кри­териев; 7) Нормировать коэффициенты по важности из условия:     Где wi — вес (важность) i- го критерия, назначаемый ЛПР; 8) произвести предварительные отсечения по качеству — на шкалах критериев определяется уровень качества, если хотя бы одна оценка альтернативы ниже этого уровня, альтернатива исключается из рассмот­рения; 9) определить «диапазоны нечувствительности» — на шкале крите­риев определяется такой интервал значений, что оценки двух альтернатив, находящиеся внутри данного интервала, рассматриваются как оди­наковые; 10) Определить функции полезности для каждого из критериев; 11) Определить полезность каждой из альтернатив по формуле Где Ui — полезность оценки по i -му критерию.  
2 Методы порогов несравнимости Данная группа методов характери­зуется оригинальным подходом к сравнению альтернатив, предложен­ным впервые во Франции профессором Б. Руа и его сотрудниками. Здесь связь между любой парой альтернатив определяется последовательно­стью бинарных отношений. Сильным бинарным отношениям соответ­ствуют большие требования к превосходству одной альтернативы над другой и, следовательно, большее число несравнимых альтернатив. Самое сильное — требование полного доминирования одной альтерна­тивы над другой. Более слабые бинарные отношения определяют усло­вия, при которых, несмотря на противоречивые оценки, одну альтерна­тиву определяют как лучшую по сравнению с другой.

 

 

Методы экспертной оценки Таблица 4.

Наименование метода РУР Краткая характеристика метода принятия решения
1. Методы получения количественных экспертных оценок. Непосред­ственная количественная оценка используется как в случае, когда надо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительно­сти различных объектов.  
2. Метод средней точки Используется, когда альтернативных вариан­тов достаточно много. Если через ƒ(а1) обозначить оценку первого аль­тернативного варианта значения показателя, относительно которого оп­ределяется сравнительная предпочтительность объектов, через ƒ(а2) — оценку второго альтернативного варианта, то далее необходимо подо­брать третий альтернативный вариант а3, оценка которого ƒ(а3) равна (ƒ(а1) + ƒ(а2))/2. При этом в качестве первого и второго альтернативных вариантов целесообразно выбирать наименее и наиболее предпочти­тельные альтернативные варианты.  
3. Метод черчмена — акофа Используется при количественной оцен­ке сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов и до­пускает корректировку оценок, даваемых экспертами. В методе предполагается, что оценки альтернативных вариантов — неотрицательные числа, что если альтернативный вариант а1, пред­почтительнее альтернативного варианта а2, то ƒ(а1) больше, чем ƒ(а2), а оценка одновременной реализации альтернативных вариантов а1 и а2 равняется ƒ(а1) + ƒ(а2).  
4. Метод лотерей Для любой тройки альтернативных вариантов а1, а2, а3, упорядоченных в порядке убывания предпочтительности, экс­перт указывает такую вероятность р, при которой альтернативный вари­ант а2 равноценен лотерее, при которой альтернативный вариант а1 встречается с вероятностью р и альтернативный вариант а3 — с вероят­ностью (1 – р).  

 

Методы получения качественных экспертных оценок Таблица 5

Наименование метода РУР Краткая характеристика метода принятия решения
1. Метод экспертной классификации Используется, когда необходи­мо определить принадлежность оцениваемых вариантов решений к установленным и принятым к использованию классам, категориям, уров­ням, сортам и т.д. (далее — классы). Он может быть применен и тогда, когда конкретные классы, к кото­рым должны быть отнесены оцениваемые объекты, заранее не опреде­лены. Может быть заранее не определено и число классов, на которое производится разбиение оцениваемых объектов. Оно может быть уста­новлено лишь после завершения процедуры классификации.  
2. Метод парных сравнений Эксперту последовательно предлагаются пары вариантов, из которых он должен указать более предпочтитель­ный. Если эксперт относительно какой-либо пары объектов затрудняется это сделать, он вправе посчитать сравниваемые варианты решений равноценными либо несравнимыми.  
3. Ранжирование вариантов решений Эксперту предъявляются ото­бранные для сравнительной оценки варианты, но желательно не более 20—30 для их упорядочения по предпочтительности. Если вариантов больше, то целесообразно использование соответствующих модифика­ций метода ранжирования. В частности, ранжированию вариантов мо­жет предшествовать их разбиение на упорядоченные по предпочтению классы с помощью метода экспертной классификации.  
4. Метод векторов предпочтений Чаще используется при необходи­мости получения коллективного экспертного ранжирования. Эксперту предъявляется весь набор оцениваемых вариантов решений и предлага­ется для каждого варианта указать, сколько, по его мнению, других ва­риантов превосходит данный. Эта информация представляется в виде вектора, первая компонента которого — число вариантов, которые превосходят первый, вторая ком­понента — число вариантов, которые превосходят второй, и т.д.  
5. Метод дискретных экспертных кривых Используется в случаях, когда разрабатываются прогнозы или анализируется динамика изменения показателей, характеризующих объект выработки и принятия управ­ленческого решения. При построении дискретной экспертной кривой определяется набор характерных точек, в которых наблюдается или ожи­дается смена тенденции изменения показателя от рассматриваемого параметра, а также значения показателя в характерных точках. Предпо­лагается, что на участках между характерными точками значения пока­зателя изменяются линейно, т.е. Две соседние характерные точки кри­вой могут быть соединены отрезками прямой линии.  

 

 

Методы прогнозирования Таблица 6

Наименование метода РУР Краткая характеристика метода принятия решения
1.Метод интервью Предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной програм­мой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив разви­тия прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной сте­пени зависит от психологической способности эксперта быстро давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам.  
2. Метод аналитических экспертных оценок Оценок предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенден­ций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информа­цию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки. Психологическое давление на эксперта в этом слу­чае минимально. Основные принципы этих методов — максимальное использование индивидуальных способностей эксперта и незначительное психологи­ческое давление, оказываемое на отдельного работника.  
3. Метод генерации идей Основан на активизации психоинтеллектуаль­ной деятельности. Этот метод может иметь несколько разновидностей. В качестве метода индивидуальной экспертной оценки он предполага­ет выявление мнения эксперта с помощью программированного управ­ления, включающего в себя обращение к памяти человека или запоми­нающему устройству компьютера. Возможна и коллективная генерация идей. Цель метода — получение большого количества оригинальных идей за короткий промежуток времени. Основная проблема при ис­пользовании этого метода — необходимость формирования группы эк­спертов.  
4. Метод коллективных экспертных оценок Наиболее полно учитывает все факторы, влияющие на качество и достоверность прогноза. Основ­ные этапы проведения коллективной экспертизы следующие: • Формирование экспертной группы; • Определение коэффициента компетентности эксперта (Ккi) по предлагаемым проблемам: • вычисление коэффициента репрезентативности (представитель­ности) экспертной группы (M): • Получение индивидуальных суждений экспертов по заданной проблеме; • Определение обобщенного мнения группы экспертов об относи­тельной важности каждой задачи в рассматриваемой проблеме; • Оценка степени согласованности (Lj) мнений экспертов по коэффициенту вариации (Vj): • построение гистограммы распределения мнений экспертов. В практике прогнозирования стремятся к минимально возможному числу экспертов в группе. Однако уменьшение их числа ниже опреде­ленного уровня равносильно уменьшению точности выборки.  
5. Метод круглого стола Предполагает обсуждение специальной комис­сии, соответствующих проблем с целью согласования мнений и выра­ботки единого мнения. Этот метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза.  
6. Метод дельфи Сущность метода дельфи состоит в последовательном анкетирова­нии мнений экспертов различных областей науки и техники и форми­ровании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные как на строго логическом анализе, так и на ин­туитивном опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержатся информация и мнения, полу­ченные из предыдущей анкеты.  
7. Метод дерева целей Граф— фигура, состоящая из точек, называемых вершинами и соединяющих их отрезков, называемых ребрами. Графы могут быть связными и несвязными, ориентированными и неориенти­рованными, могут содержать и не содержать циклы (петли). Выбор той или иной структуры графа определяется существом тех отношений между элементами, которые он должен выразить. Деревом называется связный ориентированный граф, не содержащий петель. Каждая пара его вершин соединяется единственным ребром. Дерево целей— граф-дерево, выражающее отношение между верши­нами, обозначающими этапы или проблемы, подлежащие решению при достижении некоторой цели
8. Матричный метод Логически связан с методом дерева целей и осно­ван на использовании матриц, отражающих влияние факторов на объект прогнозирования. Для построения матриц осуществляют ряд последо­вательных действий: 1) Выявляют и группируют факторы, влияющие на достижение по­ставленной цели, по характеру их влияния; 2) Выделяют однородные комплексы факторов; 3) Определяют влияние комплексов друг на друга; 4) Определяют полное влияние каждого фактора на достижение ко­нечных целей.    
9. Метод сценариев Используется в практике прогнозирования и как самостоятельный метод прогнозирования, и как технологический эле­мент прогнозирования при использовании других методов (т.е. Может выступать элементом комплексной системы прогнозирования) для оп­ределения прогнозного горизонта или условий, при которых необхо­димо корректировать прогноз. Написание сценария — это метод, при котором устанавливается ло­гическая последовательность событий для того, чтобы показать, как, исходя из существующих ситуаций, может шаг за шагом развиваться в будущем состояние объектов.  
10. Метод морфологического анализа Направлен на выявление возмож­ных вариантов развития объекта прогнозирования путем построения матрицы характеристик объекта и их возможных значений с последу­ющей оценкой вариантов сочетаний. Такой метод может служить инструментом предсказания еще не сде­ланных изобретений или упорядочения вероятных изобретений по сро­кам их появления. При разработке управленческих решений этот метод часто исполь­зуется на этапе определения и оценки альтернатив.  
11. Метод программного прогнозирования Служит для определения вероятности наступления тех или иных событий и оценки вероятного вре­мени их наступления. Перед началом работы следует иметь классифи­катор (перечень) типов событий, которые предстоит анализировать, и начальный список экспертов по проблемам. Для каждого типа проблем (событий) указывается априорный вес каждого эксперта, например, по стобалльной системе. Первоначально эти веса определяются самими экспертами, в последующем они могут уточняться с помощью объек­тивных методов.  
12. Метод эвристического прогнозирования Основная задача, стоящая пе­ред специалистами по анализу и проектированию больших систем, в об­щем случае заключается в нахождении оптимальных способов создания более эффективных систем — либо вновь проектируемых, либо модернизируемых. Сложность решения этой задачи состоит прежде всего в том, что здесь обычно нет возможности найти решение чисто математическими методами, поскольку, как правило, не удается точно определить величины (функционалы), подлежащие оптимизации (экстремализации) в мате­матическом смысле. Это связано не только со сложностью описания функ­ционирования больших систем, но и со спецификой целей, для дости­жения которых предназначена система.  

 

 

Фактографические методы прогнозирования Таблица 7

Наименование метода РУР Краткая характеристика метода принятия решения
1. Метод экстраполяции Применяется, если время упреждения укладывается в рамки эволюционного цикла. Методы прогнозной экстра­поляции оперируют с количественной информацией. Они хорошо раз­работаны. Чаще всего вычисления в соответствии с этими методами включены в резидентное программное обеспечение современных вы­числительных средств.  
2. Метод наименьших квадратов Применим, если за время упреждения функции, структура объекта прогнозирования не изменяются, а могут изменяться только значения его параметров. Использование метода наименьших квадратов предполагает целый ряд предпосылок: • Случайные ошибки имеют нулевую среднюю (отсутствуют систематические ошибки), конечные дисперсию и ковариацию; • Каждое измерение случайной ошибки характеризуется нулевым средним, не зависящим от значений наблюдаемых переменных; • Дисперсии каждой случайной ошибки одинаковы, их величины независимы от значений наблюдаемых переменных (гомоскедастичность); • Отсутствует автокорреляция ошибок, т.е. Значения ошибок раз­личных наблюдений независимы друг от друга; • Нормальность, т.е. Случайные ошибки имеют нормальное распре­деление; • Значения тренда (эндогенной, т.е. Внутренней переменной) сво­бодны от ошибок измерения и имеют конечные средние значения и дисперсии. Невыполнение этих предпосылок может сделать применение этого метода некорректным или привести к чрезмерным ошибкам прогноза.  
3. Метод интерполяции Используется в случае, когда по известным на­чальным (х012) и конечным (хn-2, xn-1, xn) значениям искомой харак­теристики объекта определяют неизвестные промежуточные величины xi. Классический пример использования метода интерполяции — про­гнозирование Д.И. Менделеевым появления новых химических элемен­тов на основе известных с помощью установленной функции периоди­ческого распределения элементов.  
4. Метод спектрального анализа Позволяет прогнозировать процессы, динамика которых содержит колебательные или гармонические состав­ляющие. К такого рода процессам относятся сезонные колебания спро­са, макроэкономические процессы, энергопотребление и т.д.
5. Методы факторного анализа при прогнозировании Позволяют прово­дить максимально возможный учет переменных, характеризующих объект и взаимосвязи между ними. При этом прогнозист вынужден ис­кать компромисс между числом переменных в описании, отражающем полноту прогноза, и его сложностью, трудоемкостью. Факторный ана­лиз представляет собой раздел математической статистики и включает большое число методов.
6. Прогнозирование методом аналогии Прогнозирование по аналогии — это наиболее часто используемый тип прогнозирования. Многих прак­тиков — предпринимателей и менеджеров — подкупает кажущаяся про­стота применения этого вида прогнозирования. Поэтому в организаци­ях предпринимаются всевозможные поездки по изучению опыта, результатов и т.п. Но часто этих менеджеров ожидает весьма горькое разочарование. Причина в том, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между объектами управле­ния, типами менеджмента, реакциями внешней и внутренней среды в случае, имевшем место ранее, и конкретном случае прогнозирования. Кроме того, этот метод нельзя использовать при прогнозировании яв­лений, не имеющих аналогов, т.е. Принципиально новых объектов, про­цессов, ситуаций. Однако этот момент не всегда учитывается на прак­тике.  
7. Метод анализа динамики публикаций Позволяет выявить направле­ние развития науки и техники и организовать подбор перспективных материалов по интересующей тематике путем исследования закономер­ностей изменения количества и качества публикуемой информации.  
8. Метод анализа динамики патентования Основан на оценке изобрете­ний и исследования динамики их патентования. По динамике интен­сивности патентования можно оценивать и прогнозировать развитие того или иного направления.  

Комбинированные методы прогнозирования Таблица 8

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: