Осознавать можно три зоны:
· Внутренний мир – ощущения, чувства, эмоции, мысли
· Внешний мир – события, действия людей, окружающая среда
· Промежуточная зона – фантазии по поводу внутреннего и внешнего мира
Осознавать – удерживать своё внимание на всём, что возникает в сознании.
Осознавание – это спонтанный естественный процесс. Задача психотерапии – восстановить этот процесс. Таким образом, будет восстановлен контакт с самим собой, лучшее понимание своих потребностей.
Для созависимых восстановление контакта с собой и своими потребностями – это одна из основных и наиболее важных задач.
Описание упражнения. Терапевт предлагает клиенту поддерживать осознавание, проговаривая вслух весь свой опыт переживаний, начиная фразой: «Я осознаю…» Желательно выполнять упражнение хотя бы минут 5-7. Можно прерывать естественно текущий процесс осознавания следующими вещами: домыслами, фантазиями, предположениями, обвинениями, объяснениями и оправдываниями.
Когда практику осознавания выполняется клиентом на консультации, в присутствии гештальт-психолога, то есть возможность получить оперативную обратную связь об индивидуальных прерываниях процесса осознавания. Можно сказать, что практически каждая консультация, так или иначе, содержит в себе практику осознавания. Не обязательно в классическом исполнении в виде континуума осознавания. Это могут быть интервенции психолога, направленные на разделение внутреннего, внешнего миров и мира фантазий. И восстановить естественное протекание осознавания.
Пример диалога из демо-консультации «Страшные сны».
Психолог разделяет мир фантазий, внешний мир и внутренний мир.
|
Клиентка. да и часы я вроде интересные продумываю, т е. это не просто лекция скучная, а с беседами, их активной работой. А старшеклассники вообще встретили максимально скептически и этот скептицизм меня прям выбил из колеи. Я к ним такая «хэхэй, друзья», а они «ну и чего ты сейчас скажешь»? Тогда я провалилась.
Я чувствовала себя как на экзамене, на котором присутствует 25 преподавателей.
Психолог. Понимаю тебя. Со старшеклассниками не просто.
А в чем выражался их скептицизм, Оля? Как ты поняла?
А что значит провалилась, Оля? Что случилось? Сейчас речь идёт о какой-то конкретной ситуации, которая была?
Клиентка. Скептицизм мной ощущался как-то на физическом уровне. С их стороны может проявлялся в оценивающем взгляде. Не могу точно сказать, откуда я взяла для себя информацию об их скептицизме, но собственные мысли о такой реакции рождали тревогу, которая, я думаю, чувствовалась. Им просто стало довольно быстро неинтересно. разделились по группкам (как сидят за партами). Часть продолжала со мной взаимодействовать, а часть начала заниматься своими делами
Психолог. Оля, а что значит, ощущаешь на физическом уровне? Какие ощущения? Как ты понимаешь, что их взгляд оценивающий? На каком основании ты делаешь такой вывод? У всех одинаковый взгляд? Оля, то, что ты сейчас описала похоже на твои домысливания и фантазии. И похоже, что ты сама уже догадываешься об этом, поскольку пишешь: «Не могу точно сказать, откуда я взяла для себя информацию об их скептицизме».
Всё это наводит меня на такие предположения: что сначала возникают твои мысли по поводу скептицизма учеников, в ответ на эти мысли ты чувствуешь тревогу. Таким образом, тревога возникает в ответ на твои собственные мысли — фантазии об учениках, но не основаны на фактическом материале о реальных реакциях на тебя учеников.
|
Как ты считаешь, это похоже на правду?
Клиентка. Да да да. Так и есть. Таким образом, я себя один раз в самую настоящую депрессию вогнала. Своей фантазией. Я постоянно себя накручиваю, но все-таки стараюсь это подмечать и успокаивать, но получается это редко.
Восстановленный процесс осознавания становится опорой, внутренним ориентиром, компасом, это тот ресурс, который есть у каждого, но, к сожалению, из-за многих причин (психотравма, дисфункциональная семья), вы теряете контакт с ним.
В дисфункциональной семье не поощряется обращение к себе, своему опыту. Ребенка учат подавлять свои естественные реакции и действовать в соответствии с желаниями взрослых. Пример, который гротескно описывает эту ситуацию:
«Анекдот. Мама из окна зовет сына. — Изя иди домой!!
— Мама я что, замерз?
— Нет. Ты хочешь кушать!!!»
Практика осознавания открывает доступ к подавленным чувствам. В дисфункциональных семьях учат подавлять отрицательные чувства: гнев, страх, жадность, злость. Поэтому люди с созависимыми моделями поведения обычно имеют очень мало опыта в осознавании происхождения этих эмоций. А эти эмоции также важны, как и все другие, они помогают ориентироваться, защищаться, взаимодействовать с другими людьми. Посредством отрицательных эмоций вы получаете информацию о том, что вам не нравится, о нарушении ваших границ и многое другое.
|
Практика осознавания учит вас отделять реальность (внутренний и внешний мир) от фантазий и домыслов (промежуточная зона). Вы начинаете видеть разницу между информацией от своих органов чувств и фантазий (!), ошибочных предположений.
Опора на собственный чувственный опыт – это основа развития автономности и независимости, того, что так необходимо людям склонным к созависимым отношениям. Конечно, вначале отделению реальности от фантазий помогает гештальт психолог. И постепенно вы начинаете делать свои маленькие шаги в этом направлении в своей повседневной жизни. Также для людей склонных к созависимости важной задачей психотерапии становится сначала заметить свой внутренний мир (ощущения, эмоции, чувства), а затем научиться опираться на него, делая эту точку опоры главной в своей жизни. Поскольку при созависимости фокус внимания смещен именно на других людей и их реакции в ущерб себе.
3. Ответственность. Визитной карточкой гештальттерапии является техника ответственности, или работы с ответственностью. Анекдот про лампочку.
— Сколько нужно гештальт-терапевтов для того чтобы закрутить лампочку?
— Один, но нужно чтобы она была к этому готова.
В работе с созависимостью вопрос ответственности является одним из ключевых.