Осознанность – практика осознавания




Осознавать можно три зоны:

· Внутренний мир – ощущения, чувства, эмоции, мысли

· Внешний мир – события, действия людей, окружающая среда

· Промежуточная зона – фантазии по поводу внутреннего и внешнего мира

Осознавать – удерживать своё внимание на всём, что возникает в сознании.

Осознавание – это спонтанный естественный процесс. Задача психотерапии – восстановить этот процесс. Таким образом, будет восстановлен контакт с самим собой, лучшее понимание своих потребностей.

Для созависимых восстановление контакта с собой и своими потребностями – это одна из основных и наиболее важных задач.

Описание упражнения. Терапевт предлагает клиенту поддерживать осознавание, проговаривая вслух весь свой опыт переживаний, начиная фразой: «Я осознаю…» Желательно выполнять упражнение хотя бы минут 5-7. Можно прерывать естественно текущий процесс осознавания следующими вещами: домыслами, фантазиями, предположениями, обвинениями, объяснениями и оправдываниями.

Когда практику осознавания выполняется клиентом на консультации, в присутствии гештальт-психолога, то есть возможность получить оперативную обратную связь об индивидуальных прерываниях процесса осознавания. Можно сказать, что практически каждая консультация, так или иначе, содержит в себе практику осознавания. Не обязательно в классическом исполнении в виде континуума осознавания. Это могут быть интервенции психолога, направленные на разделение внутреннего, внешнего миров и мира фантазий. И восстановить естественное протекание осознавания.

Пример диалога из демо-консультации «Страшные сны».

Психолог разделяет мир фантазий, внешний мир и внутренний мир.

Клиентка. да и часы я вроде интересные продумываю, т е. это не просто лекция скучная, а с беседами, их активной работой. А старшеклассники вообще встретили максимально скептически и этот скептицизм меня прям выбил из колеи. Я к ним такая «хэхэй, друзья», а они «ну и чего ты сейчас скажешь»? Тогда я провалилась.

Я чувствовала себя как на экзамене, на котором присутствует 25 преподавателей.

Психолог. Понимаю тебя. Со старшеклассниками не просто.

А в чем выражался их скептицизм, Оля? Как ты поняла?

А что значит провалилась, Оля? Что случилось? Сейчас речь идёт о какой-то конкретной ситуации, которая была?

Клиентка. Скептицизм мной ощущался как-то на физическом уровне. С их стороны может проявлялся в оценивающем взгляде. Не могу точно сказать, откуда я взяла для себя информацию об их скептицизме, но собственные мысли о такой реакции рождали тревогу, которая, я думаю, чувствовалась. Им просто стало довольно быстро неинтересно. разделились по группкам (как сидят за партами). Часть продолжала со мной взаимодействовать, а часть начала заниматься своими делами

Психолог. Оля, а что значит, ощущаешь на физическом уровне? Какие ощущения? Как ты понимаешь, что их взгляд оценивающий? На каком основании ты делаешь такой вывод? У всех одинаковый взгляд? Оля, то, что ты сейчас описала похоже на твои домысливания и фантазии. И похоже, что ты сама уже догадываешься об этом, поскольку пишешь: «Не могу точно сказать, откуда я взяла для себя информацию об их скептицизме».
Всё это наводит меня на такие предположения: что сначала возникают твои мысли по поводу скептицизма учеников, в ответ на эти мысли ты чувствуешь тревогу. Таким образом, тревога возникает в ответ на твои собственные мысли — фантазии об учениках, но не основаны на фактическом материале о реальных реакциях на тебя учеников.

Как ты считаешь, это похоже на правду?

Клиентка. Да да да. Так и есть. Таким образом, я себя один раз в самую настоящую депрессию вогнала. Своей фантазией. Я постоянно себя накручиваю, но все-таки стараюсь это подмечать и успокаивать, но получается это редко.

Восстановленный процесс осознавания становится опорой, внутренним ориентиром, компасом, это тот ресурс, который есть у каждого, но, к сожалению, из-за многих причин (психотравма, дисфункциональная семья), вы теряете контакт с ним.

В дисфункциональной семье не поощряется обращение к себе, своему опыту. Ребенка учат подавлять свои естественные реакции и действовать в соответствии с желаниями взрослых. Пример, который гротескно описывает эту ситуацию:

«Анекдот. Мама из окна зовет сына. — Изя иди домой!!

— Мама я что, замерз?

— Нет. Ты хочешь кушать!!!»

Практика осознавания открывает доступ к подавленным чувствам. В дисфункциональных семьях учат подавлять отрицательные чувства: гнев, страх, жадность, злость. Поэтому люди с созависимыми моделями поведения обычно имеют очень мало опыта в осознавании происхождения этих эмоций. А эти эмоции также важны, как и все другие, они помогают ориентироваться, защищаться, взаимодействовать с другими людьми. Посредством отрицательных эмоций вы получаете информацию о том, что вам не нравится, о нарушении ваших границ и многое другое.

Практика осознавания учит вас отделять реальность (внутренний и внешний мир) от фантазий и домыслов (промежуточная зона). Вы начинаете видеть разницу между информацией от своих органов чувств и фантазий (!), ошибочных предположений.

Опора на собственный чувственный опыт – это основа развития автономности и независимости, того, что так необходимо людям склонным к созависимым отношениям. Конечно, вначале отделению реальности от фантазий помогает гештальт психолог. И постепенно вы начинаете делать свои маленькие шаги в этом направлении в своей повседневной жизни. Также для людей склонных к созависимости важной задачей психотерапии становится сначала заметить свой внутренний мир (ощущения, эмоции, чувства), а затем научиться опираться на него, делая эту точку опоры главной в своей жизни. Поскольку при созависимости фокус внимания смещен именно на других людей и их реакции в ущерб себе.

3. Ответственность. Визитной карточкой гештальттерапии является техника ответственности, или работы с ответственностью. Анекдот про лампочку.

Сколько нужно гештальт-терапевтов для того чтобы закрутить лампочку?

— Один, но нужно чтобы она была к этому готова.

В работе с созависимостью вопрос ответственности является одним из ключевых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: