Закят (налог с имущества в пользу бедных)




Дача милостыни рекомендуется и поощряется в Коране. В Нем сообщается о многочисленных благах, обладателем которых является Всевышний, и предоставляет их тем, кто дает милостыню и делает расходы во имя Всевышнего в качестве долга.

«Кто даст Аллаху хороший заем, чтобы Он удвоил ему и была бы ему благородная награда?» (сура 57, аят 11).

Давать милостыню желательно, но в некоторых случаях является обязательным. Например, в случае закята, который является видом налога с определенных видов имущества.

Интересно, что с точки зрения Корана, выплата закята производится не как подарок для бедных и нуждающихся, а в качестве их права на имущества состоятельных лиц. В Коране об имущих лицах говорится: «И в достоянии их была доля для просящего и лишенного» (сура 51, аят 19).

Имам Али (да будет мир ему!) говорил: «Всевышний блага нуждающихся включил в богатства имущих. Если один из бедных останется голодным, то это служит доказательством того, что один из имущих не выплатил его долю»[34].

Лица, имеющие определенное количество пшеницы, ячменя, фиников, сухого винограда, золота, серебра, верблюдов, коров и баранов, согласно условиям, указанным в книгах по фикху, должны в течение года выделить 2/5 часть нуждающимся родственникам, сиротам, бедным, путникам, находящимся на пути Бога, или потратить на общие нужды, например, строительство школ, дорог и т.д.

Эта тема интересна тем, что многие аяты Корана, выплату закята ставят в ряд с призывом на молитву, и признают одним из признаков наличия веры и убеждений во Всевышнего. Как говорилось раньше, закят является одним из видов богослужений, поэтому его нужно выполнять с чистым намерением и во имя Всевышнего. Закят-это не только помощь нуждающемуся, это установление социальной справедливости и выполнение долга. Также закят имеет важное значение и для тех, кто его выплачивает, очищая их от скупости, привязанности к имуществу. Коран говорит: «Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их. И молись над ними, ведь твоя молитва – успокоение для них, а Аллах слышащий, знающий!» (сура 9, аят 103).

«Хумс» (выдача 1/5 части с определенных видов имущества)

Мусульмане-шииты, убеждены, что кроме закята, должны обязательно выплачивать и другой вид милостыни, называемый «хумс». В переводе с арабского «хумс»- 1/5 часть чего-либо. В данном случае, «хумс»-это один из видов налога, эквивалентный 1/5 части годовой прибыли. То есть, каждый человек в конце года, после вычета необходимых расходов, с оставшейся разницы имущества должен выплатить «хумс». О разновидностях «хумс»-а рассказано в книгах по фикху. Об обязательности выплаты «хумс»-а упоминается в Коране и многочисленных хадисах. Например, Коран говорит: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два сборища. Поистине, Аллах мощен над всякой вещью!» (сура 8, аят 41).

Мусульмане-сунниты обычно этот аят и обязательность выплаты «хумс»-а относят только к добычам, трофеям, полученным в результате войны, и упоминают о нем, как об одном из видов закята.

Шииты убеждены, что наличие богатства и выгоды не касается только военных трофеев, и любой вид прибыли, о которых подробно изложено в книгах по фикху, имеет «хумс».

В завершении необходимо обратить внимание на следующее, что согласно шиитскому фикху, половина «хумс»-а принадлежит имаму Махди (мир ему!), являющемуся единственным приемником и членом семейства пророка (мир ему!) в настоящее время, а другая половина – сейидам. «Хумс» тратится с разрешения и под контролем духовного руководителя (марджа‘ таклида), т.е., лица, кому человек подражает в своих практических вопросах. Следовательно, половина «хумс»-а, принадлежащая имаму эпохи (мир ему!), под контролем марджа‘ таклида, расходуется исключительно на дела, удовлетворяющие желанию имама (мир ему!). Например, на создание и строительство духовных учебных заведений, научных центров, издание полезной литературы, воспитание исламских ученых и пропагандистов.

Джихад» (война за веру)

Каждому мусульманину необходимо возможными различными методами стараться прилагать усилия улучшению общественной жизни и бороться за веру. Всевышний в Коране говорит: «Он вас возрастил из земли и поселил вас на ней, чтобы вы благоустроили ее» (сура 11, аят 61).

В Исламе осуждаются безразличия к бедствиям, лень и подстрекательство личности. Напротив, восхвалены те, которые для обеспечения расходов, необходимых для своего проживания и близких, для улучшения этих условий прилагают свои старания. И их причисляют к борцам на пути Бога. Одним из важнейших и жизненно необходимых случаев такого старания и борьбы является усилие для защиты прав человека, данных ему Богом, таких как свобода, достоинство, а также справедливость, великодушие и независимость. Если одно из этих прав будет нарушено, то мусульманину необходимо приложить усилия для его восстановления, в особенности, если это касается не отдельной личности, а нарушено право целого народа со стороны агрессора. В Коране говорится: «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены…Поистине, Аллах может помочь им, - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: «Господь наш – Аллах». И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, - Ведь Аллах силен, славен! – тем, кто – если Мы их укрепляем на земле – поддерживают молитву, и дают очищение, и приказывают ведомое, и удерживают от неодобряемого. К Аллаху – завершение дел!» (сура 22, аят 39-41). «И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника»?». (Сура 4, аят 75).

Джихад имеет отношение и к индивидуальному лицу, если грозит опасность его жизни, имуществу, семье, чести и достоинству. Согласно исламским хадисам, если кто-либо будет убит, защищая родных или близких, считается таким же защитником, который погиб на поле битвы. Джихад, устраняя гнет и насилие, должен соответствовать целям искателей истины и найти справедливое продолжение. «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения» (сура 2, аят 193).

В мировом масштабе, джихад берет свое начало и продолжается с момента начала жизни человечества на земле до нынешнего времени между добром и злом, между истиной и ложью, между силами Всевышнего и Сатаны. Это борьба будет продолжаться до приближения конца света. И с приходом правления имама Махди (мир ему!) мир станет свидетелем справедливости и справедливого распределения всех богатств, вследствие чего прекратятся войны и распри.

Джихад, независимо от того будет он совершаться пером, речами, оружием или любым другим путем, считается одним из видов богослужения. Он должен иметь чистое намерение, совершаться во имя Бога и преследовать дозволенные и справедливые цели. Никто не должен действовать в корыстных целях, или для возвеличивания личности, рода, нации, государства или для овладения чужой территории, с целью приобретения богатства и большей мощи, называя это джихадом. В действительности, джихад прежде всего начинается с внутреннего духовного мира самого человека. Для уверенности в победе на внешней арене против лжи, вначале должны бороться со своими внутренними чувствами, желаниями, не дать своему сердцу следовать Сатане, не дать сердцу, которое является божьим даром, захватить и атаковать милость, великодушие человека. Коран говорит: «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди с Моими рабами, Войди в Мой рай!» (сура 89, аят 27-30).

Согласно известным преданиям, в один из дней пророк (да благословит Аллах его и род его!), обращаясь к сподвижникам, сказал: «Хвала тем, кто завершил малый джихад, а теперь им предстоит большой джихад». Сподвижники были удивлены, что эта за война, которая важнее войны с вооруженным врагом. Поэтому они спросили о ней у пророка (да благословит Аллах его и род его!). Пророк ответил: «Большой джихад - это джихад с внутренними желаниями». Следовательно, сопротивление внутренним сомнениям, укрепление духовного мира большой и сложный джихад.

В заключение приведем некоторые преимущества борцов на пути Бога от самого Бога: «Те, которые уверовали и выселились и боролись на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, - выше они степенью у Аллаха: они – получившие успех. Господь их радует Своей милостью, и благоволением. И садами, где для них пребывающая благодать, - вечно пребудут они там. Ведь у Аллаха – великая награда!» (сура 9, аят 20-22).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: