Программные требования по дисциплине «Возрастно-педагогическое консультирование»
Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева
Цель дисциплины – повышение уровня психологической компетентности будущего учителя начальных классов; повышение готовности и способности к консультативной деятельности
Задачи:
• Ознакомление студентов со спецификой, структурой и содержанием возрастно-педагогического консультирования.
• Создание условий для формирования умений и навыков диагностики, формулировки, интерпретации, описания психологических проблем ребенка, освоение приемов и техник возрастного консультирования.
• Анализ особенностей консультирования в возрастном аспекте, с учетом социальной ситуации развития и типичных возрастных проблем (анализ особенностей консультирования детей младшего школьного возраста).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать: сущность, цель, задачи, особенности, структуру и содержание возрастно-педагогического консультирования, факторы риска нарушения психологического здоровья ребенка, особенности консультирования в возрастном аспекте, особенности консультирования детей младшего школьного возраста с учетом социальной ситуации развития и особенности консультирования родителей.
• Уметь: диагностировать, формулировать и интерпретировать проблемы ребенка с учетом возрастных особенностей, формулировать консультативные гипотезы, дифференцировать проблемы ребенка (основные виды нарушений в развитии личности ребенка) в зависимости от их генезиса, сложности, обратимости и пр., делать письменные заключения о психологических особенностях и состоянии психологического здоровья ребенка.
|
• Владеть: основными приемами и техниками возрастно-педагогического консультирования (установление контакта, постановка вопросов, подбадривание, одобрение и успокаивание, структурирование беседы, эмпатийное слушание, анализ конкретных ситуаций, акцентирование противоречий, анализ вторичной выгоды, расширение восприятия ситуации клиентом и др.).
•
• Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
•
№ | Модули и темы | Виды СРС | Объем часов* | Кол-во баллов | ||||
Подготовка к комплексной профессиональной пробе | Комплексная профессиональная проба | |||||||
Модуль 1 | ||||||||
1. | Понятие о возрастном консультировании. Педагог как субъект консультативной деятельности | Обзор материалов по тематике и проблематике возрастного консультирования | 0 – 10 | |||||
2. | Динамика формирования и виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка. | 1. Анализ эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка 2. Формирование пакета методик для диагностики и коррекционно-развивающей работы | Психодиагностическое обследование ребенка (этап первичного консультирования). | 0 – 5, 0 – 5 / 0 – 10 | ||||
3. | Этап первичного консультирования (установление контакта, сбор анамнеза, формулровка консультативных гипотез) | 1. Анализ проблемных ситуаций (консультативных случаев) | 1.Составление психологического анамнеза ребенка в процессе беседы с родителем (родителями). Результат анамнеза и психодиагностического обследования ребенка (тема 1.2.) – Психолого-педагогическая характеристика ребенка. | 0 – 10 | ||||
2.Психодиагностическое обследование родителя (родителей) с использованием методики АСВ или ОРО, с использованием методики «Сочинение родителя». Результат – Психолого-педагогическая характеристика родителя | 0 – 10 | |||||||
4. | Этапы вторичного консультирования (организация совместной деятельности родителя и ребенка и коррекционной работы) | Проведение пробы на совместную деятельность родителя и ребенка. Результат – Психолого-педагогическая характеристика детско-родительских отношений | 0 – 10 | |||||
5. | Коррекционно-развивающая работа | Проект: Разработка практических рекомендаций по психолого-педагогической коррекции (коррекционно-развивающей программы или коррекции индивидуальной траектории развития ребенка в образовательном процессе) | 6,6 | 0 – 5, 0 – 5 / 0 – 20 | ||||
0 – 5, 0 – 5 | ||||||||
Всего по модулю: | 0 – 40 | |||||||
Итого: | 100* | 0 – 100 | ||||||
•
|
Задания для самостоятельной работы студентов, составляющей содержание Комплексной профессиональной пробы:
Примечание: при выборе потенциальных «клиентов» предпочтение следует отдавать детям младшего школьного возраста!
Беседа с родителем (этап первичного консультирования)
Результаты:
· Описание проблемной ситуации
· Формулировка запроса и желаемого результата консультирования
· Ориентировочная формулировка консультативной гипотезы
· Составление психологического анамнеза ребенка
2. Психодиагностическое обследование родителя (родителей) с использованием методик «Анализ семейных взаимоотношений» или «Опросник родительского отношения», «Сочинение родителя»
Результаты:
· психолого-педагогическая характеристика родителя,
· уточнение запроса родителя (при его наличии),
· уточнение консультативной гипотезы.