Историческая справка. Село Осаново и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.




Место расположения церкви Казанской иконы Божией Матери – село Осаново Тульской области. Территория современного села Осаново после колонизации славянскими племенами Восточно-Европейской равнины, судя по всему, располагалась в пределах расселения племени Вятичей.

По Повести Временных лет это племя платило дань Хазарскому каганату и находилось в зоне его влияния.

В X – XI веке эти территории были присоединены к Древнерусскому государству, конкурирующему с Хазарским государством за финансовые потоки.

При распаде Древнерусского государства эта территория отошла под управление Черниговского княжества.

После выделения из состава Черниговского княжества отдельной Рязанской земли, территория Осаново находилась на пограничье между двумя некогда едиными княжествами – Черниговским и Рязанским.

 

 

 

Монгольские войска проходили на достаточно малом расстоянии – около города Пронска.

Именно с наличием кочевого тюркского населения на территории Осаново связана одна их гипотез о происхождении названия села. Обратите внимание на карту: часть земли современной Тульской области в XIII – XIV веке находилось под прямым контролем администрации Золотой Орды, а не входила в какое-либо княжество, как другие. Здесь располагалось так называемое Поле, территория, служившая татарскому населению для кочевий.

 

По картам видно, что в Тульской области лесостепь тянется на северо-восток, в Рязанской области – на северо- запад. Таким образом, лесостепь обеих областей можно расценивать как нечто единое, в один микрорегион.

Вот как на данный момент выглядит растительность и рельеф Осаново.

 

Местные жители возводят название села к некоему татарскому хану (беку) Ассану (Асану), который по местным преданиям проживал на данной территории вместе с определенным числом татарского населения. Кстати, еще одним аргументов в пользу этой гипотезы является то, что пожилые жители соседней с селом деревни Иваньково называют жителей Осаново не «осановскими», а «асанскими». Молодое поколение использует понятие «осановские».

Скорее всего, Асан был не ханом (это понятие в то время было эквивалентно понятию «император», «царь» (произошло от слова Кесарь, Цезарь, тоже означало император)). Более вероятно, что этот персонаж мог иметь, имел титул бека – местного князя, князька. Имя Асан является тюркским вариантом арабского имени Хасан. Это имя получило хождение в обществе Орды вместе с принятием Ислама как государственной религии при хане Узбеке в 1312 - 1313 году от Рождества Христова.

Проживание здесь Мусульманского населения подтверждается фактом нахождения при прокладывании труб в 60-е года XX века захоронений, сделанных по Мусульманскому обряду. По свидетельству местных жителей, которые были свидетелями раскопок, тела были похоронены сидя и были направлены все в определенную сторону – на Юг, где располагается Кааба, связанная для Мусульман всего мира территория, в сторону которой Мусульмане всегда направлены при совершении пятикратного намаза.

 

Место, где были найдены Мусульманские захоронения.

 

В XV веке территория большая часть территории современной Тульской области была присоединена к Великому Московскому Княжеству. Тульская и Рязанская земля становятся южными рубежами государства.

 

В связи с этим на Тульской и Рязанской земле в конце XV – XVI веке водворяется служилое население для охраны границ от набегов с Юга – в первую очередь, со стороны Крымского ханства (помимо Крымского опасность могла представлять Ногайская орда, Астраханское княжество).

Примером этого может служить события 1534 года, проходившие в непосредственной близости от современного села Осаново. В урочище Красная горка (совр. Михайловский район Рязанской области) произошла битва между войсками Крымского хана Сахиб-Гирея и войсками Московского государства[1].

В результате этой битвы Крымско-Татарские войска были разбиты, однако, это событие показывает, что проживать на данных территориях было все еще опасно.

В XVI веке царь Иван IV Васильевич учреждает оборонную систему для охраны южных границ Московского государства. Ее устройство было поручено князю Воротынскому и Головину[2]. Эта оборонительная система проходила по реке Оке, от Белёва и Перемышля через Одоев, Крапивну, Тулу и Венёв до Переяславля-Рязанского и от Скопина через Ряжск и Сапожок до Шацка. Помимо оборонительной системы их засек в эту линию входили укрепления и посты, находившиеся южнее самой линигороди. Одним из элементов оборонной системы был Михайлов, в непосредственной близости от села Осаново, так же туда, видимо, входила крепость Гремячее.

В историографии эта система получила наименование «Большая засечная черта». Ее курировал Пушкарский приказ, аналог современного Министерства Обороны.

Для обслуживания этой черты около селились ратные люди – стрельцы, пушкари, городовые (поместные) и сторожевые казаки. Поселенцы были приглашены правительством с Малороссии (казаки Дмитрий Вишневецкого, основателя Запорожской Сечи), с Дона, с губерний Северо-Восточной Руси.

Именно поэтому в Тульской области и в соседней с ней Рязанской областью есть множество поселений с названиями, отсылающими к военному прошлому данных территорий, это такие названия, как «Стрельцы», «Большие Стрельцы» «Пушкари», «Стрелецекие выселки», «Донцы» (видимо, из-за пришедших сюда казаков с Дона[3]).

Возможно, именно тогда Мусульманское данных территорий покинуло места своего проживание, либо было ассимилировано хлынувшим сюда благодаря государственной стимуляции Христианским населением. Возможно, процесс ассимиляции, если он имел место, мог идти по достаточно долгое время. Возможно, в случае с Асаном и его Татарами имело место что-то вроде Касимовского сценария.

Напомню, что Касим (ум. в 1469 г) – татарский князь, который перешел на службу Российскому государству при сохранении принадлежности к Исламу. Его потомки и потомки Татар Касима обладал некоторой степенью автономией в течение двух столетий, их потомки до сих пор живут в городе Касимов Рязанской области. Помимо Касимовского ханства в рамках Российского государства существовали и другие автономные образования с татарским (иногда с татарским + мордовским) компонентом – беляки (от тюрк. биляк — выделенная часть владения)[4] Керешинский, Конялский, Кирдяновский, Челчерский, Тялдемский и Темниковский.

В связи с этим кажется возможным, что на территории Осаново гипотетически мог находиться Асанкий беляк.

Отмечу, что все рассуждения на данную тему носят гипотетический характер, так как на данный момент нет источниковой базы (источники еще не найдены / не исследованы / их вовсе нет) для доказательства или опровержения данного предположения.

Во второй половине XVI века Русское государство сильно расширяется в Восточном и Южном направлении, однако южные рубежи все-равно продолжают находится под угрозой нападения со стороны вассала Османской империи – Крымского ханства. Так, в 1571 году Москва была разграблена Крымским ханом Давлет Гиреем. В связи этим поддержание оборонительные линий на южных рубежах не теряло своей актуальности.

Красным выделены основные маршруты нападения Татар на Русь.

Вторая половина XVI века достаточно важен, так как именно тогда впервые упоминается о существовании деревни (еще не села!) Осаново (Асаново). По каким-то причинам, возможно, в связи с набегами татар, оно было оставлено.

В писцовых книгах начала XVII в. встречается уже под названием «Маковское селище». Позже это селище переходит во владение Беломестных казаков[5]. Памятью о существовании здесь этой категории населения являются топонимы, например, деревня Беломестное на р. Проня.

 

 

Во время Смуты в Тульском и Рязанском регионе проходили достаточно интенсивные боевые действия, скорее всего, не прошедшие бесследно для местного населения. Посмотрите на карту.

Обратите внимание, что войска Лжедмитрия Первого передвигались через земли современного Тульского края. Большое количество жителей Тульского и Рязанского края, в том числе, жители Михайлова участвовали в восстании Ивана Болотникова.

Позже территорию Рязанской земли разорял в 1608 году сторонник Лжедмитрий Второго литовский шляхтич Александр Юзеф Лисовский.

Здесь же проходила борьба сторонников Лжедмитрия Второго и Первым ополчением под предводительством Прокопия Ляпунова[6], поднявшего знамя борьбы против Лжедмитрия именно в Рязани. В ходе этой борьбы сторонниками Лжедмитрия был взят город Михайлов.

 

В 1612 году Михайлов был разорен атаманом донских казаков Иваном Мартыновичем Заруцким, фаворитом Марины Мнишек.

В 1618 году Михайлов подвергся осаде со стороны войск гетмана Петра Кононовича Сагайдачного, однако гетман после 10-ти дневной безрезультатной осады был вынужден отойти. Нельзя исключать, что во время осадных действий какие-то части его войск могли заниматься грабежом близлежащих окрестностей, в том числе, территории расположения современного села Осаново.

 

От Осаново до Михайлова напрямик 30 – 35 километров. Такое расстояние верхом преодолевалось. Верхом это расстояние могло быть преодолено примерно за 4 часа.

 

В XVII в. исторических источниках места на берегу реки Проня именовались Маковской пустошью, так как неподалеку от этих мест находилось село Маково (совр. Михайловский район, Рязанская область). А Осаново называется уже Маково селище.

 

Ближе к середине XVII века Осаново (оно же Маково селище), видимо, опять населяется людьми параллельно со степями под Михайловым и Гремячем. Значительную долю переселившегося населения составляли переселившееся запорожские казаки «черкассы». В связи с этим, например, в Михайлове была образована Черкасская слобода[7].

В начале второй половины XVII века происходят важнейшие для России исторические события: реформа Патриарха Никона (1653 - 1660-е), Переяславская Рада 1654 г. В связи с этим граница России отодвигается еще дальше на Юг, что делает существование «Большой Засечной черты» неактуальным. Местные, свободные от государственных повинностей казаки (эти земли освобождали от повинностей, чтобы стимулировать переселение людей) были переселены еще южнее – на территорию Белгородской области или же постепенно были переведены в разряд податного населения.

Скоро эти земли стали быть объектом желаний для помещиков. Так, земли Маковой Пустоши в середине XVII века были самочинно захвачены дворянином из рода Полтевых[8] - Семеном Федоровичем Полтевым. Видимо, это не является случайностью, его дальний родственник Полтев Василий Федорович, в 1671—1676 гг. стольник царицы Натальи Кирилловны имел поместье недалеко отсюда – в Красном городище в Рязанской земле[9].

Казацкое население, еще сохранявшее свой статус, подало жалобу в связи с этим жалобу Разрядный Приказ.

При Семене Федоровиче Полтеве в 1664 году «в той пустоши построили церковь во имя Пресвятой Богородицы и приделы и двор боярский и дворы крестьянские и мельница построена на Иваньковском колодце. Как кажется, освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери является реакцией на события, происходившие на данной территории в Смутное время. Таким образом, первый доподлинно известный здесь православный приход появился здесь уже во второй половине XVII века. Сколько лет существовал этот храм и из каких материалов он был построен неизвестно.

Важной вехой в истории села стал XIX век. Тогда в селе была построена большая церковь в стиле ампир (имперский).

Церковь сооружена попечительством Николая Александровича Загряжского (1746 - 1821), сына генерал-поручика Александра, действительного тайного советника, обер-щенка Высочайшего Двора.

Николай Александрович играл достаточно важную роль в государственном аппарате того времени: он был женат на фрейлине императрицы Наталье Кирилловне Разумовской, дочери последнего Гетмана Войска Запорожского, генерала Фельдмаршала, главы Российской Академии Наук, Кирилла Александровича Разумовского. Во время своей государственной деятельности Николай Александрович отличился тем, что в 1796 году по поручению императора Павла I встречал мать императрицы Марии Фёдоровны (Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Wurttemberg) (1759-1828), герцогиню Фредерику Доротею Софию Вюртембергскую, урождённую принцессу Бранденбург-Шведтскую (Friederike Dorothea Sophia von Brandenburg-Schwedt) (1736-1798), вследствие чего до конца жизни пользовался расположением вдовствующей императрицы, которая называла его «старым другом»[10].

Николай Алесандрович Загряжский имел родственные связи с Александром Сергеевичем Пушкиным, так как его племянница (дочка брата Ивана Александровича Загряжского), Наталья Ивановна Гончарова (Загряжская), была матерью жены Александра Сергеевича – Натальи Николаевны Гончаровой.

Вокруг церкви в XIX веке находилась сплошная каменная ограда с тремя железными дверьми. Церковь имела три предела: центральный – во имя Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1817 года), второй во имя Святителя Николая Чудотворца, третий во имя Александра, Патриарха Цареградского (освящены в 1811 году). При церкви в штате находились священник и псаломщик[11].

К 1884 года был построен дом для священника. Также церкви принадлежало деревянное здание для женской церковно-приходской школы, каменное здание земского училища (училище существовало с 1871 года). К церкви также была приписана каменная часовня, крытая железом. По преданию место, где расположена часовня - это место явления местночтимой Казанской иконы Божией Матери[12].

 

Этот храм действовал вплоть до 1938 года, когда священника, по свидетельству местных жителей[13], вытащили из церкви и избили красноармейцы. В результате священник не смог оправиться от полученных травм и через месяц скончался. В церкви было сделано зернохранилище, потом хранилище для топлива.

 

 

В результате такой эксплуатации церковь понесла большой урон. Вот как она выглядела до реставрации снаружи. Внутри церковь тоже была сильно повреждена.

 

 

 

 

 

В конце 1990-х годов церковь начала восстанавливаться. В 2010 годах был отреставрирована фасад церкви. Начались совершаться богослужения. С 2018 года в связи с назначением настоятеля храма богослужения начали совершаться на постоянной основе.

 

 

 

Также в 1990-х годах была восстановлена часовня на месте вхорванной в 1960-х годах.

Однако, в начале 2000-х годов данная часовня сгорела. Через некоторое время была сделана новая часовня из кирпича по дореволюционному проекту. На данный момент источник является местом посеения многих жителей Тульской, соседней Рязанской и других краев России и зарубужья.


[1] Среднерусская черноземная область // Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т II. // / Под ред. Е. П. Семёнова. С. 400 // Источник: https://www.prlib.ru/item/442284 (дата обращения: 26.11.2019).

[2] Среднерусская черноземная область // Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т II. // / Под ред. Е. П. Семёнова. С. 400 // Источник: https://www.prlib.ru/item/442284 (дата обращения: 26.11.2019).

[3] Иван Васильевич пригласил казаков Дона для обслуживания оборонительных линий.

[4] Беляк — (от тюрк. биляк — выделенная часть владения), феодальное владение; податной округ. Предположительно появились в период Золотой Орды в качестве пожалований татарским и мордовским мурзам (князьям)

[5] Городовы́е казаки́ или Поместные казаки (станичные, сторожевые, полковые и другие) — категория государственных служилых людей по прибору на Руси XIV — XVII веков, поселявшихся при пограничных крепостях (сторо́жах, станицах, юртах и так далее) и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой (пограничной) службы на украинных территория.

[6] Род Ляпуновых имел усадьбы в Рязанском крае.

[7] Бучнев Ю. В., Сидоров В. К., Солянкин А. В., Тюнеев Н. И. Земля Михайловская. — Рязань, 2000. — С. 78, 79

[8] Полтевы - дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от польского шляхтича Якуба Александровича Полтева, выехавшего из Литвы в Москву при великом князе Василии Васильевиче. Григорий Михайлович был воеводой у смолян, шедших при Шуйском из Смоленска к Москве "для очищенья московского государства", - впоследствии думным дворянином. Сын его, Никита, был воеводою в Касимове (1620). Андрей Михайлович Полтев был воеводою в Новгороде-Северском (1613 - 1614). Федор Алексеевич Полтев (умер в 1679 г.) был при царе Алексее Михайловиче постельничим, а при царе Федоре - думным дворянином. Род Полтевых внесен во II и III части родословных книг губерний Калужской, Московской и Тверской.

Полтевы // Русский библиографический словарь / https://3w.su/biography/01160872.html (дата обращения: 25. 11. 2019). Полтев, Алексей Борисович // Русский биографический словарь А. А. Половцова / https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%91%D0%A1/%D0%92%D0%A2/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 25.11. 2019)

[9] Полтев, Василий Федорович // Русский биографический словарь А. А. Половцова / https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%91%D0%A1/%D0%92%D0%A2/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения 17.12.2019)

[10] Загряжский Николай Александрович (1743-1821) / https://impereur.blogspot.com/2017/08/1743-1821.html (дата обращения 22.11.2019)

[11] ГУ ГАТО Ф. 3. Оп. 17. Д. 363. Л. 623-624 об.

[12] ГУ ГАТО Ф. 3. Оп. 17. Д. 363. Л. 623-624 об.

[13] Николай Кладиев, Анатолий Иванович Валуев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: