С учётом особенностей системы ДОД




Методика организации массовых мероприятий

 

 

Под методами культурно-просветительской работы понимают способы передачи и усвоение знаний, которые действуют на сознание, чувство и поведение людей, привлечение их в сферу общественно-полезной деятельности в интересах решения просветительских, дидактических и воспитательных задач.

В культурно-просветительской работе широко применяются педагогические методы, методы пропаганды и агитации, методы идейно-рационального влияния, методы коллективного творчества.

Под формой культурно-просветительской работы необходимо понимать определенные способы организации людей и совокупность разных средств и методов влияния, т.е. способы отбора и изложение материала, который составляет основу содержания, идейно-тематический замысел мероприятия.

Формы культурно-просветительской работы делятся на индивидуальные, групповые и массовые, а также комплексные и простые (не комплексные).

Комплексные формы характеризуются сложностью структуры, разнообразием применения средств и методов. К ним относятся: тематические вечера, устные журналы, народные университеты, школы культуры, вечера отдыха и т.п.

Не комплексные формы работы - такие, в которых содержание раскрывается преимущественно с помощью одного средства и одного метода. Например: выступления, доклада, беседы, лекции, встречи, диспуты.

К массовым формам культурно-просветительской работы относятся: митинги, публичные лекции, тематические вечера, устные журналы, манифестации, фестивале, спортивные праздника, ритуальные парады и т.п.

Значительное место в воспитательной работе занимают тематические вечера. Они дают возможность живо, доступно и своевременно отозваться на требования жизни, помогают тесно связывать свою деятельность с практическими задачами культурно-массовой работы.

Подготовка тематического вечера - творческое и ответственное дело. Порой думают, что достаточно выбрать актуальную тему, осветить ее в докладе, потом устроить концерт или показать фильм - вот и тематический вечер. Это упрощенное представление.

Организовывая тематический вечер, необходимо проявить максимум изобретательности и выдумки, побеспокоиться, чтобы этот вечер был проведен в яркой, эмоциональной форме и чтобы никто не ушел с вечера равнодушным.

 

Формы представлений и досуговых программ.

Театрализованный тематический концерт. Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Театрализованный тематические вечера, вечера-юбилеи, вечера социально-гражданской тематики, вечера отдыха детские утренники. Театрализованное тематическое обрядовое действо. Театрализованный тематический праздник как высшая форма зрелищно-массового мероприятия. Специфика организации стадионно-спортивных праздников.

При организации мероприятия следует учитывать:

Режиссуру зрелища.

Бюджет зрелища.

Организационно-правовое обеспечение зрелища.

Проблема безопасности.

перед тем как приступить к подготовке мероприятия педагог должен чётко определить:

1. тему и возраст аудитории;

2. цели мероприятия.

Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки.).

Следующий этап - написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий для него. При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все присутствующие могут принять участие.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.

Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к теме (проблеме). Правильно подобранные вопросы помогают сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. В некоторых источниках (Андреева М. Литературная игра в школе // Библиотека в школе. – 2001. - № 3. – С. 16-17) рекомендуется сначала подобрать конкурсы и задания, а затем уже приступать к сценарному плану. Практика показывает, что этот этап очень индивидуален. В некоторых случаях действительно необходимо сначала разработать задания и конкурсы, а потом уже выстраивать на их основе сценарий (при подготовке таких форм, как викторины, турниры и т.п.). В других случаях сюжет сценария сам продиктует форму и содержание заданий (сюжетные литературные и познавательные игры. Вопросы и задания мероприятий критико-аналитического направления также определятся сценарием). В любом случае, нужно помнить, и умело пользоваться тем, что ребята любят конкурсы, турниры, викторины, соревнования. К выбору типа вопросов надо отнестись серьёзно и подойти творчески.

Вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова различаются:

по составу:

1. простые,

2. сложные;

по логической структуре:

1. уточняющие (закрытые),

2. восполняющие (открытые);

по ожидаемой форме ответа:

1. общие,

2. риторические,

3. проблемные,

4. остропроблемные;

по организации процесса обучения:

1. побудительные,

2. направляющие,

3. тормозящие,

4. обобщающие,

5. наводящие,

6. отправные,

7. подготовительные…

Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:

Ø вызывающие интерес,

Ø привлекающие внимание,

Ø переключающие внимание,

Ø помогающие оценить знания,

Ø возвращающие к основной теме,

Ø помогающие вести занятие,

Ø помогающие углубиться в тему,

Ø апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждения,

Ø позволяющие сделать вывод, определение,

Ø влияющие на ход обсуждения,

Ø подводящие итог обсуждения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: