Методика организации массовых мероприятий
Под методами культурно-просветительской работы понимают способы передачи и усвоение знаний, которые действуют на сознание, чувство и поведение людей, привлечение их в сферу общественно-полезной деятельности в интересах решения просветительских, дидактических и воспитательных задач.
В культурно-просветительской работе широко применяются педагогические методы, методы пропаганды и агитации, методы идейно-рационального влияния, методы коллективного творчества.
Под формой культурно-просветительской работы необходимо понимать определенные способы организации людей и совокупность разных средств и методов влияния, т.е. способы отбора и изложение материала, который составляет основу содержания, идейно-тематический замысел мероприятия.
Формы культурно-просветительской работы делятся на индивидуальные, групповые и массовые, а также комплексные и простые (не комплексные).
Комплексные формы характеризуются сложностью структуры, разнообразием применения средств и методов. К ним относятся: тематические вечера, устные журналы, народные университеты, школы культуры, вечера отдыха и т.п.
Не комплексные формы работы - такие, в которых содержание раскрывается преимущественно с помощью одного средства и одного метода. Например: выступления, доклада, беседы, лекции, встречи, диспуты.
К массовым формам культурно-просветительской работы относятся: митинги, публичные лекции, тематические вечера, устные журналы, манифестации, фестивале, спортивные праздника, ритуальные парады и т.п.
Значительное место в воспитательной работе занимают тематические вечера. Они дают возможность живо, доступно и своевременно отозваться на требования жизни, помогают тесно связывать свою деятельность с практическими задачами культурно-массовой работы.
|
Подготовка тематического вечера - творческое и ответственное дело. Порой думают, что достаточно выбрать актуальную тему, осветить ее в докладе, потом устроить концерт или показать фильм - вот и тематический вечер. Это упрощенное представление.
Организовывая тематический вечер, необходимо проявить максимум изобретательности и выдумки, побеспокоиться, чтобы этот вечер был проведен в яркой, эмоциональной форме и чтобы никто не ушел с вечера равнодушным.
Формы представлений и досуговых программ.
Театрализованный тематический концерт. Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Театрализованный тематические вечера, вечера-юбилеи, вечера социально-гражданской тематики, вечера отдыха детские утренники. Театрализованное тематическое обрядовое действо. Театрализованный тематический праздник как высшая форма зрелищно-массового мероприятия. Специфика организации стадионно-спортивных праздников.
При организации мероприятия следует учитывать:
Режиссуру зрелища.
Бюджет зрелища.
Организационно-правовое обеспечение зрелища.
Проблема безопасности.
перед тем как приступить к подготовке мероприятия педагог должен чётко определить:
1. тему и возраст аудитории;
2. цели мероприятия.
Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки.).
|
Следующий этап - написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий для него. При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все присутствующие могут принять участие.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
|
6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.
Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к теме (проблеме). Правильно подобранные вопросы помогают сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. В некоторых источниках (Андреева М. Литературная игра в школе // Библиотека в школе. – 2001. - № 3. – С. 16-17) рекомендуется сначала подобрать конкурсы и задания, а затем уже приступать к сценарному плану. Практика показывает, что этот этап очень индивидуален. В некоторых случаях действительно необходимо сначала разработать задания и конкурсы, а потом уже выстраивать на их основе сценарий (при подготовке таких форм, как викторины, турниры и т.п.). В других случаях сюжет сценария сам продиктует форму и содержание заданий (сюжетные литературные и познавательные игры. Вопросы и задания мероприятий критико-аналитического направления также определятся сценарием). В любом случае, нужно помнить, и умело пользоваться тем, что ребята любят конкурсы, турниры, викторины, соревнования. К выбору типа вопросов надо отнестись серьёзно и подойти творчески.
Вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова различаются:
по составу:
1. простые,
2. сложные;
по логической структуре:
1. уточняющие (закрытые),
2. восполняющие (открытые);
по ожидаемой форме ответа:
1. общие,
2. риторические,
3. проблемные,
4. остропроблемные;
по организации процесса обучения:
1. побудительные,
2. направляющие,
3. тормозящие,
4. обобщающие,
5. наводящие,
6. отправные,
7. подготовительные…
Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:
Ø вызывающие интерес,
Ø привлекающие внимание,
Ø переключающие внимание,
Ø помогающие оценить знания,
Ø возвращающие к основной теме,
Ø помогающие вести занятие,
Ø помогающие углубиться в тему,
Ø апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждения,
Ø позволяющие сделать вывод, определение,
Ø влияющие на ход обсуждения,
Ø подводящие итог обсуждения