Причины нарастания экологической напряженности




Тема Экологические основы природопользования

Цель изучения темы: антиэкологическая политика и милитаризация экономики; химизация сельского хозяйства; правовая и экономическая защита природы; развитие и размещении производительных сил; экологическое образование и воспитание;распад СССР, межнациональные конфликты и войны; переход к рыночным отношениям и к устойчивому развитию.

План изучения темы

 

1. Антиэкологическая политика и милитаризация экономики.

2. Химизация сельского хозяйства.

3. Правовая и экономическая защита природы.

4. Развитие и размещение производительных сил.

5. Экологическое образование и воспитание.

6. Распад СССР, межнациональные конфликты и войны.

7. Переход к рыночным отношениям и к устойчивому развитию.

8. Сделайте собственный вывод по данной теме.

Причины нарастания экологической напряженности

Выяснение причин усиления экологической напряженности необходимо для поиска выхода из затяжной кризисной ситуации. Среди долговременных негативных тенденций, сложившихся в прошлом, наиболее неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды оказывают следующие.

Антиэкологическая политика, истоки которой берут начало в конце 20-х гг. Когда стала складываться централизованная система управления. Она открывала возможности для реализации любого заданного направления развития хозяйства. Такое направление было избрано и названо индустриализацией на базе электрификации. Экономическая политика, основанная на идеологии покорения природы, приводила к масштабным нарушениям окружающей среды. Это со всей очевидностью демонстрируют эпопея освоения целинных земель, создание зоны по выращиванию хлопчатника и широкомасштабная добыча нефти и газа.

Экстенсивное развитие экономики, сопровождающееся одноцелевым использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием нарушенных сельхозугодий. Избыточная материале - и энергоемкость производства обусловливает увеличение вредных выбросов в окружающую среду, а также прогрессирующее падение эффективности природоэксплуатирующих отраслей, вызывает необходимость постоянно увеличивать долю финансовых и материальных ресурсов, направляемых в эти отрасли только для поддержания достигнутых объемов производства. Более 80% добываемых ресурсов тратится на поддержание ресурсодобываюших и ресурсоемких обрабатывающих производств; выплавка 1 т стали "съедает" до 20 т первичных ресурсов (включая вскрышные и вмещающие породы). Более 75% отходов производства имеют ту или иную степень токсичности для окружающей среды и здоровья человека.

Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы; гипертрофированное развитие ресурсоемких, "грязных" производств - энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности.

Отсутствие демократических принципов принятия природохозяйственных решений. Решения о целесообразности реализации того или иного проекта принимались узким кругом лиц, без широкого обсуждения, исходя. Из производственных потребностей развития отдельных отраслей, которые необоснованно отождествлялись с потребностями народного хозяйства; и, как правило, даже без постановки вопроса об экологической допустимости строительства объекта, без рассмотрения альтернативных вариантов достижения целей проекта.

Монополизм государственной собственности на природные ресурсы и средства производства лишал природопользователей стимулов к охране окружающей среды, сводил к формальностям государственный контроль за экологической ситуацией. Получалось так: государство само через свои предприятия эксплуатировало природные ресурсы, само себя контролировало через соответствующие органы и само себя наказывало, в том числе и материально, за нарушения законодательства, которое оно же, государство, принимало.

Милитаризация экономики - это господство военно-промышленного комплекса (ВПК), "закрытого" и потому бесконтрольного в отношении используемых технологических процессов, размещения и расширения мощностей, потребления производственных, в том числе природных ресурсов. Территории, занятые различными объектами ВПК, в несколько раз превышают территории, занимаемые всеми заповедниками страны.

Износ производственных фондов; вплоть до конца 80-х гг. не менее 70-80% всех производственных капитальных вложений направлялось не на перманентную реконструкцию и техническое обновление производственного аппарата, как нормального способа экономического развития, а на новое строительство и расширение мощностей. В результате сегодня степень износа технологического оборудования в базовых отраслях народного хозяйства достигает 85 - 90%; на подавляющем большинстве предприятий используется отсталая ресурсорасточительпая экологически агрессивная технология; на многих предприятиях отсутствуют очистные сооружения. Устаревшее и неэффективное природоохранное оборудование на завершающих стадиях технологических цепочек.

Чрезмерная химизация сельского хозяйства. В течение нескольких десятилетий химические способы защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей признавались наиболее перспективными методами повышения продуктивности сельскохозяйственного производства. В нашей с гране до последнего времени это представление служило "обоснованием" для выделения значительных средств па производство пестицидов в ущерб развитию альтернативных, экологически чистых технологий ведения сельского хозяйства.

Бесплатность природных ресурсов, вытекающая из вульгарного толкования трудовой теории стоимости К. Маркса, вела к увеличению удельных норм расхода природных ресурсов при производстве продукции. Самыми варварскими методами у природы отбиралось все лучшее, а остальные отбрасывалось, поскольку было бесплатным. Расчеты показывают, что природоемкость отечественной продукции по многим видам в 2 - 3 раза выше, чем в развитых странах.

Слабая правовая и экономическая защита природы. Существовавшее экологическое законодательство слабо защищало природу от хищнической ее эксплуатации. Отсутствовал единый комплексный закон об охране окружающей природной среды, а действующее поресурсное законодательство было далеко от совершенства. Сложившаяся система экологических норм и правил не способствовала рациональному природопользованию и в большинстве случаев не могла предотвратить экологический ущерб. Экономические меры воздействия не давали желаемых результатов.

Просчеты в развитии и размещении производительных сил. Во время войны осуществлялась эвакуация заводов на восток; ни о каком учете природного фактора при выборе места их расположения и речи не было. Позже, когда стали очевидными ошибки размещения, были предприняты попытки "подтянуть природу" к промышленному производству, например, перебросить часть стока рек и др.

Отсутствие в стране стройной системы экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения; преобладание потребительской психологии; слабое развитие экологической культуры и этики. Нехватка квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды. Их не хватает и для укомплектования природоохранных служб, и на производстве (особенно на предприятиях повышенной экологической опасности), и в органах управления, и в отраслевых и академических институтах, и при организации внешнеэкономической деятельности.. Особо острая потребность в специалистах системного комплексного уровня подготовки, способных видеть проблемы в целом, а не отдельные аспекты, и принимать решения на основе всестороннего анализа экологических факторов. Искаженность системы оценок экологической выгоды и экологических издержек, ведущая к убыточности природосбережения: отсутствие институтов и собственного опыта экологического регулирования хозяйственной деятельности. Начало радикальных реформ в стране усилило постоянно действующие факторы разрушения природной среды, и прибавило новые, среди них:

Распад СССР ухудшил реальные возможности решения проблем охраны окружающей среды, как на межгосударственном уровне, так и в самой России.

Нарушение межреспубликанских хозяйственных связей отрицательно сказалось на выпуске природоохранного оборудования, реагентов для очистки сточных вод и отходящих газов, другой продукции, необходимой для охраны окружающей среды. Возникли трудности при решении межреспубликанских экологических проблем, вызванных подъемом уровня Каспийского моря, необходимостью охраны вод в приграничных и трансграничных водоемах и переносом загрязнений через атмосферу и др.

Усилился конфликтный характер отношений при использовании природных ресурсов (например, по продаже туркменского природного газа Украине, российских энергоресурсов и цветных металлов Прибалтике и т.п.). Произошло свертывание и децентрализация долгосрочного финансирования, что привело к измельчению экологических усилий, к политике бессистемного "латания дыр" на местах.

Межнациональные конфликты и войны. Помимо прямого ущерба для природы и среды обитания в целом (разрушение земной поверхности, нарушение водоснабжения, загрязнение рек и др.) межнациональные конфликты полностью изменили приоритеты общественного развития, отодвинув вопросы экологии на задний план. Население занято проблемами каждодневного выживания - ему не до природной среды. Крайне обостряет обстановку угроза разрушения коммуникаций, трубопроводов и природоохранных сооружений, аварий на АЭС и т.п.

Экологические последствия демилитаризации, деатомизации. Один из главных виновников кризиса экосистемы в прошлом - милитаризм, продолжает отравлять природную среду и на стадии демилитаризации нашего общества. Но демилитаризация и сама порождает новые экологические трудности: угрозу поражения природной среды в связи, с захоронением ядерных отходов; проблему безопасного уничтожения атомного и химического оружия, использования испытательных полигонов других территорий, занятых прежде военными объектами.

Переход к рыночным отношениям, на первом этапе формирования которых возможно обострение экологических проблем в силу действия следующих факторов:

стремления предпринимателей к максимизации разовой прибыли или сокращению сроков оборота капитала и игнорирования ими необходимости охраны окружающей среды;

отсутствия стимулов у предприятий к использованию высококачественного сырья, топлива, экономии электроэнергии при производстве продукции разрушения хозяйственных связей, нарушения Проектных технологических режимов, роста аварийности производства;

сокращения бюджетных средств на экологические цели и уменьшения финансовых возможностей предприятий в реализации природоохранных мероприятий. Скудное "из остатков" финансирование природоохранной деятельности, практиковавшееся в дореформенный период усугубляется резким снижением инвестиционной активности во всем народном хозяйстве;

отсутствия действенного организационно-экономического механизма природопользования (особенно остро это ощущается на уровне регионов и проявляется: в слабой постановке учета и оценки природных ресурсов недостаточной координации работ по изучению и воспроизводству ресурсов и др., а главное - я отсутствии комплексного управления природопользованием. Этому способствовали непрекращающаяся перестройка государственных структур управления, нерешенность вопросов разграничения собственности на природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами, что нередко приводило к неэффективному природопользованию и возникновению экологической напряженности);

отсутствие адекватной правовой защиты природы.

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:

в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: