Практическое занятие
«ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ
МАЛОГО МОСТА»
Выполнил: | ||||||
Студент группы | ||||||
Курс: | II | (ФИО студента) | ||||
Факультет: | Транспортное строительство | |||||
Проверил: | ||||||
(ФИО преподавателя) | ||||||
Санкт-Петербург, 2017
Методика гидравлического расчёта малого моста
с прямоугольным подмостовым руслом.
Малый мост – это мост с пролётом до 20 м.
Задачей гидравлического расчёта малого моста является нахождение минимального пролёта моста, который бы удовлетворял двум условиям:
1) Скорость протекания воды под мостом должна быть меньше допустимой неразмывающей скорости , т.е. должна удовлетворять условию
.
2) Выполняется условие по обеспечению минимального запаса от низа пролётного строения до поверхности воды.
Русло под однопутным или двухпутным мостом по протеканию в нем водного потока аналогично модели водослива с широким порогом, если имеет место неравенство
![]() | ![]() |
Дано: варианты заданий смотри у преподавателя
Расчётный расход - Q, м3/с
Бытовая глубина (глубина воды в нижнем бьефе) hб, м
Высота расположения пролётного строения моста – Hм, м
Коэффициент сжатия, ε
Коэффициент местного сопротивления, x
Вид грунта, по прил.1
Требуется:
выполнить гидравлический расчёт малого моста
Ход решения задачи:
1. Выбирают допустимую неразмывающую скорость исходя из характеристики грунта или вида крепления подмостового русла (см. Приложение табл. 1).
2. Вычисляют критическую глубину, соответствующую :
где величина корректива кинетической энергии α принимается равной 1,10.
3. Определяют схему работы моста и устанавливают глубину под мостом:
Если , то мост не подтоплен и глубина под мостом равна критической
Если , то мост подтоплен и глубина под мостом равна бытовой
4. Определяют отверстие моста, соответствующее заданному расходу и полученной глубине:
На основе полученного значения в качестве расчетного берут ближайшее большее типовое значение отверстия моста А (см. Приложение табл. 2).
Если вследствие небольшой величины отверстие моста получается больше максимального типового (b>20 м), то с целью уменьшения его следует рассмотреть варианты с различными типами крепления подмостового русла с соответствующим увеличением значений
(см. п. 8, 9, 10 в Приложении, табл. 1).
5. Определяют критическую глубину для принятого отверстия моста A по формуле:
6. Уточняют схему работы моста и устанавливают глубину под мостом:
Если , то мост не подтоплен и глубина под мостом равна критической глубине
Если , то мост подтоплен и глубина под мостом равна бытовой глубине
7. Вычисляют действительную скорость потока воды под мостом и проверяют условие неразмываемости подмостового русла.
Эта скорость должна удовлетворять условию . Если скорость получилась больше действительной – необходимо взять следующее большее типовое отверстие моста А и пересчитать с п.1.
8. Определяют глубину воды перед мостом по формуле (α=1,10):
9. Затем вычисляют запас и проверяют условие по обеспечению минимального запаса
от низа пролётного строения моста до поверхности воды:
Значение в общем случае зависит от категории дороги: