Как нам реорганизовать инфраструктуру




Однако предположим, что условия задачи таковы: великий и могучий утес с удвоенным ВВП на небе и на земле вызвал нас и сказал - вот тебе, бабушка, мешок с золотом, делай реформу. Что будем делать? Кого реформировать, всю образовательную систему или ее часть? Сейчас речь идет о среднем образовании, им и ограничимся в наших рассуждениях, хотя общая логика будет универсальна. Прежде всего - никакой мудрец не знает и не может знать того, что знают все конкретные люди, те, которые сеют разумное, пашут доброе и вечно стоят у доски. Любая нормальная система должна поощрять работу головой, поиск решений конкретными людьми. А не - словечко-то одно совковое чего стоит! - исполнителями.

А зачем конкретному человеку думать головой? Фанатики есть, но их на всех не хватит. Как в известном анекдоте, когда В.И. (тот, первый) спрашивает крестьянина, можно ли сделать еще одну революцию. Поэтому система должна быть построена так, чтобы думать и придумывать решения было выгодно. Метод прост, как банан - зарплата учителя, директора, нянечки и школьного сторожа должна зависеть от результата работы школы. Точка. Другого способа нет - никакие экзамены-тесты, никакие ЕГЭ, ничто не поможет. Все это придуманное, искусственное, а как вибратор ни хорош, живая... жизнь лучше. Тарифную сетку - отменить, школьным бюджетом рулит директор или совет попечителей, а деньги школе дают - нет, долой мерзкое словечко - не дают, платят: вуз за каждого поступившего, завод - за каждого принятого на работу, водочный ларек - за грузчика. Чем такая система хороша - ее можно плавно вводить, регулируемо, ничего не ломая. Со следующего года: за каждого выпускника школы, принятого на работу - маленький процент конкретной школе. И посмотреть, что получится. Если хорошо - добавить.

А государство должно школе платить? Да, но только за решение государственных проблем, тех, которые у бизнеса и вуза не чешутся. Например, если у России (как у страны!) задача - побеждать на международных олимпиадах школьников, то вот за победителей олимпиад и платить. Потому что ни вузу, ни заводу они не нужны. За социализацию, наверное, тоже государство платить должно, чтобы школьник при слове "наркотики" брезгливо морщился, мяч по двору с упоением гонял, а пакет из-под чипсей задумчиво на мостовую не ронял, как корова посреди чиста поля... Потому что это - государственные задачи, до поддержания бизнесом культуры мы не скоро доживем. Почему - сами понимаете. Когда чемоданчик со сменой белья наготове, не до культуры. А вот раньше была корзинка, если кто помнит...

Чему и как учить

Вопрос обучения можно условно разделить на два - чему учить и как учить. "Условно" - потому, что эти вещи связаны: плаванию и астрономии приходится учить по-разному; есть и менее крайние примеры. Между "чему" и "как" есть и нетривиальные связи, на одну из которых стоит обратить, как мне кажется, особое внимание. Пусть мы решили, что математику, физику и географию знать не надо - калькулятор посчитает сдачу, а самолет сам довезет до Китая. Пусть даже мы решили, что терпимости, умению жить мирно и решать проблемы цивилизованно надо не просто учить, а учить вместо математики, физики и географии. Пусть даже мы решили, что надо учить и не математике, и не терпимости, а только и исключительно танцам, кулинарии, астрологии и прочему фэн-шую. Следует ли из этого что-либо для программы первого класса? Следует.

А именно: для фэн-шуя не требуется умения аккуратно писать, не требуется умения формулировать свои мысли и не требуется умения удерживать в голове какую-либо информацию. Послушайте, как говорят нынче промоутеры всей этой новизны - это же готовая иллюстрация: словесная диарея. Но - это ключевой момент - в первом классе учатся все.

Если мы не учим писать палочки и крючочки, мы не развиваем так называемую мелкую моторику. Спросите психологов, как это сказывается на умственных способностях. Можно даже и не спрашивать, а пойти в школу и посмотреть. Если мы не учим стихов наизусть, мы не развиваем память. И получаем школьников, не способных решить только что разобранную на доске задачу (то есть повторить решение). Если мы не вызываем к доске (как же, нельзя обижать, нельзя выставлять на посмешище...), мы не хуже учим - мы не приучаем формулировать свои мысли. Что мы получаем в итоге - можно увидеть по телевизору. Но лучше не смотреть. Знали бы обезьяны, что от них произойдет - ушли бы в монастырь.

На это можно задать резонный вопрос - откуда же берутся умные, умеющие работать, интересующиеся наукой дети? Они ведь есть! Да, это те несколько процентов (оценка для Москвы), в которых природные задатки оказались настолько сильны, что их не сумела разложить система, либо те, которым дико повезло с педагогами, школой и родителями. Но таких педагогов, школ и родителей с каждым годом становится меньше. Теперь спросите биологов, они вам объяснят, что нужно для поддержания численности вида. И сделайте выводы - ниже определенной численности наступает конец. Зверям не с кем спариваться, а у людей исчезает "среда". И капец. Вывод прост и обиден - для того, чтобы иметь через 10 лет мыслящих выпускников, надо сейчас вернуться назад. Надо создать школу, в которой учить, как встарь - палочки и крючочки (и никаких роллеров, никаких шариковых ручек, авторучки - только в старших классах!), учить стихи до опупения, на каждом уроке - к доске. Надо создать школу, в которой будут работать - чтобы научиться работать. Генетика определяет интеллект, но только воспитание создает привычку работать. А без этого при самой лучшей наследственности вы получите из ребенка овощ, интеллектуальную белокочанную капусту с сотовым телефоном на шее и плеером в ушах. Почему Британия владычествовала на морях - там что, одни гении рождались? Нет, там учили работать.

Школа, в которой будут учить работать, будет элитарной школой. Через десять лет она выпустит людей, умеющих связно излагать свои мысли. И, страшно сказать, имеющих их. Будут ли они нужны кому-нибудь в России, кроме военкомата? Не факт. Но только эти люди смогут что-то изменить.

Чему конкретно учить - заказчик скажет. А скорее всего - тому, чему и учили. Читать-писать при любом строе надо, одну вторую с одной третью в уме складывать - тоже. Конечно, многое с годами меняется, компьютинг и основы экономики знать полезно каждому, но... если говорить честно - сегодняшний школьник-выпускник безграмотен и не умеет делать простых арифметических действий. Плюс тотальное нежелание работать, плюс уже выросло поколение родителей, которые не понимают, что учеба - это работа. Треть абитуриентов технического вуза переводит 125 см в метры и пишет 0,125. Это не шутка. У меня нет доказательств, что арифметику надо знать - может быть, и не надо. Но тогда не надо ей учить, создавая тотальную систему приучения к наплевательству и лжи. Может быть, не обязательно знать, что Земля круглая, чем вам плохи три кита? - но тогда не надо тратить государственные (то есть мои и ваши) деньги на печатание учебников по географии.

Возникает впечатление, что все эти реформаторы просто не знают материала, не знают современного состояния образования, не представляют себе школьника. В средние века была у христианских теологов проблема - сколько чертей может поместиться на острие иглы. И решали, с точностью 0,1% определяли. Можно один неприличный вопрос? Граждане реформаторы, вы когда последний раз вели урок? В натуре, с тряпкой и этим, беленьким, как он там называется? Наверное, фломастер - отвечает реформатор.

Как-то так получилось, что при словах "реформа образования" начинают обсуждать ЕГЭ. Как же нам нравится оценивать, да отметки ставить, да сравнивать, да лошадь впереди телеги ставить. Потому что кажется, что это проще. Помните анекдот насчет способа рванья зубов? Так я вас два раза огорчу - это и не проще, и делать это не нужно. Делать дело должен тот, кому это дело нужно. Достоверность ЕГЭ не нужна никому из тех, кто им занимается. И никакие секретные пакеты проблемы не решают. Конкретным людям нужно совсем другое - и уж поверьте, сделают, человек - существо мыслящее. Экзаменам, которые вуз принимает, верить можно - он в них заинтересован. Другое дело, что интересы вуза и отдельного педагога могут... э-э-э... не вполне совпадать. Кстати, и эту проблему можно тем же способом решить - если предприятия вузу начнут за выпускников платить, а эти деньги к преподавателям в карман попадать. Можно даже до каждого преподавателя индивидуально довести - при компьютерном делопроизводстве делов-то - как два байта переслать! Но чтобы психология изменилась, чтобы преподаватель начал в глубине себя это реально учитывать - нужно несколько лет. Ну и потом хорошие преподаватели в хорошие вузы потянутся, а к ним хорошие школы, ну и так далее, естественным путем, подобное лечится подобным, как Воланд говорил...

У вас, наверное, уже левое веко дергается - что это он все о деньгах и о деньгах! Тоже мне, юный гайдаровец, апологет капитала (тут строка без падежей). Открою вам секрет - я много лет вообще бесплатно преподавал. В свободное от работы время. И то приходилось унижаться, у начальства разрешения просить, в совке же ученый при рабовладельческом строе жил: начальство решало, что он может в свободное время делать (да это и сейчас отчасти сохранилось). Так что мне сегодняшний российский недоделанный капитализм тоже не слишком нравится. Но надежда на светлое завтра есть. Посмотрите, как в Америке образовательная система функционирует - вовсе не все держится на деньгах. Скорее на культуре, на социальной норме. Но к этому надо прийти, на это нужно время. На это нужен капитализм - сначала совсем дикий, со стрельбой, потом "первоначальное накопление", потом дрейф к авторитаризму (чем наши сегодняшние власти не наследники Маккарти - помните, "комиссия по антиамериканской деятельности" - как ее газета "Правда" клеймила?). А лишь потом - цивилизация. Если будем работать и если повезет.

Я тоже хочу в рай - но семьдесят лет не пускают. По долгам придется платить - закон природы. Кто в школе по физике больше двойки имел, знает, что такое бывает. Обидно, что мы по долгам дедов и отцов платим? Утешьтесь. Мы делаем глупости, за которые будут платить - мужик, ты понял? - наши дети.

Немного об экзаменах

Теперь еще немного позитива - насчет экзаменов. Олимпиады существовали в СССР давно, и несли они важную психолого-терапевтическую культурную функцию. Умненьким детишкам - возможность поиграть интеллектуальными мускулами, увеличением шансов на поступление в вуз себя поманить. А тем, кто олимпиады проводил - удовлетворить их педагогические потенции: преподавание в СССР было идеологически важным занятием, а уж оценка результатов преподавания, медали и вступительные экзамены - к этому только дважды лояльные люди допускались. С олимпиадой же - свобода: любые задачи можно придумывать и премии почти без оглядки на партком давать. Разумеется, это первый слой, примитивная модель, нулевое приближение. Если же посмотреть глубже, то институты результаты олимпиад в какой-то мере использовали. И властям - для участия в международных олимпиадах, для престижа, стало быть, - это тоже нужно было.

Со временем олимпиады, как и всякая область деятельности, стали костенеть, структурироваться, обрастать аппаратом, одновременно оттесняя на периферию то - и тех, - кто не встраивался в коралловый риф, не хотел "цивилизоваться", припасть воспаленной губой к реке по имени истеблишмент. Такое окостенение происходит с любой структурой, предоставленной самой себе.

Это - история; обратимся к сегодняшним дням. Обидно смотреть, сколько сил потратило общество на вторичный, в сущности, вопрос - как экзаменовать. Потому что первичный - чему и как учить. Возможно, что это произошло потому, что для разговора о том, чему учить, надо хоть немного знать сам предмет. А на тему экзаменов можно разговаривать часами, не зная, о каком предмете идет речь. Так или иначе, главным предметом дискуссий на годы стал единый госэкзамен. Но дискуссии были отдельно, а "освоение выделенных средств" - отдельно, и те, кто выполнял распоряжения, ни на какие замечания внимания не обращали, как не обращали его и те, кто распоряжался.

К сегодняшнему дню ЕГЭ оброс таким аппаратом, что его даже новый министр не тронул. А поначалу хотел... но, видать, объяснили. Сейчас уже понятно, что это уродство будет жить. Конечно, огромные средства - если мерить не по отношению к военным расходам, а к расходам на образование - потрачены зря. Но ведь уже потрачены, их не вернешь, правда? Конечно, и содержание ЕГЭ, и технология улучшаются - да и странно было бы, если бы не улучшались: добросовестные и умные люди есть везде, даже и в халтурном и глупом деле. Какой-то прок с ЕГЭ получить удастся. Помимо, разумеется, кормушки для пристроившихся, что тоже в конечном итоге, не самое страшное - есть-пить всем надо, а люди, которые делают глупости, все равно ничего умного сделать не могут. Так пусть хоть поедят досыта.

Разумеется, ни о каком сравнении - ни школ, ни регионов - по качеству обучения речи нет и быть не может. Сравнение возможно по умению, как пишут иногда в объявлениях, "организовать экзамены". Чем хорош и велик русский язык - тем, что его все понимают. Вот и вы поняли. И начальство, которое будет с умным видом в многоцветные диаграммы смотреть и лобик морщить, тоже все будет понимать. Компрене ву? - как выражался незабвенный А.А.Выбегалло. Ноблес, сами понимаете, оближ, как говорил один из поздних персонажей того же автора.

Слабые вузы будут, конечно, пользоваться результатами ЕГЭ, уповая на то, что самым слабым школьникам самые высокие оценки ставить не будут, и что первая же сессия "все спишет" (для тех, кто не спишет...). И вузы будут пользоваться ЕГЭ даже с некоторой радостью - ибо потом, когда их ректоров (после первой-то сессии) вызовут на соответствующие ковры, они будут там бухаться на колени, воздымать руки и резонно возоплять: ЕГЭ! ЕГЭ! При этом никто не замечает, что результаты даже этого ЕГЭ можно использовать намного умнее - не суммируя результаты по группам вопросов А, В и С, а трактуя их по отдельности. А ведь о такой возможности пресса уже писала, и стотысячным тиражом.

Хорошие вузы будут пытаться выползать из ситуации своими средствами, проявляя, как сказано в Уставе, солдатскую смекалку: олимпиадами, собеседованиями, тестированиями, испытаниями, пробными экзаменами - велик и могуч язык! Но учтите - чиновничество об этом позаботилось. Олимпиады, результаты которых влияют на зачисление, можно проводить только с чиновничьего разрешения. Но на тот случай, если кто-то сумеет "договориться" и "организовать", посмотрим, как можно было бы использовать олимпиады.

Если мы сознательно строим олимпиаду как экзамен, то мы должны попытаться возложить на нее проверку не только и - как модно говорить - не столько знаний, сколько способности к обучению. И тут нам, мамонтам вузовской культуры, которым не безразлично, перед кем хлопать морщинистой ладонью по кафедре, ловя пожелтевшие листочки с записями лекций, крупно повезло. Потому что на олимпиаде у нас намного больше свободы, чем на экзамене, и мы можем попытаться на этом, по существу, "экзамене нового типа" проверить то, что мы не могли проверять на экзамене.

Вот несколько новых типов задач, которые, как нам кажется, могут оказаться полезными для отбора студентов на научные и инженерные специальности, требующие работоспособности, умения быстро схватывать и ориентироваться в новой ситуации, умения учиться и критически оценивать свои и чужие результаты.

Тип 1 - "Ориентация"

Экзаменующемуся предлагается одна-три страница из учебника или научно-популярной книги. Задача - разобраться и изложить, что и как понял.

Тип 2 - "Усвоение"

Экзаменующемуся предлагается кусок новой для него теории объемом в один-три параграфа вузовского или даже школьного "продвинутого" учебника, разбитый десятком задач, проверяющих усвоение каждого абзаца.

Тип 3 - "Модель"

Описано явление, надо предложить модель, контрольные эксперименты или расчет (не делать расчет, а написать, что надо рассчитать, чтобы определить, верна ли модель).

Тип 4 - "Критик"

Дается кусок текста из научно-популярной книги или статья из современного научно-популярного журнала. Надо найти ошибки или некорректности (на лингвистических олимпиадах такие задачи бывали).

Тип 5 - "Решено ли"

Дается задача с решением, требуется определить, решена ли, указать ошибки, объяснить, почему сделаны, что с чем перепутал автор решения, чего он не знал. Можно дать доказательство неверных фактов с завуалированной ошибкой (все треугольники равнобедренные, все кошки одного цвета).

Тип 6 - "Конструктор"

Тем, кто собирается стать программистами (а к ним отросится большинство поступающих на специальности с профилирующей математикой), надо давать задачи, проверяющие способности в этой области. В отличие от всех предыдущих примеров, где задания проверяли способности к анализу, эти задачи должны проверять способности к конструированию. Например, описать, как будет устроена информационная система для ввода, хранения и выдачи по запросу информации в области интересов абитуриентов (например, картотека CD с компьютерными играми или с популярной музыкой, или справочная система для подготовки к экзаменам по нескольким предметам, включающая задачи с решениями и шпаргалки).

Задачи, реализующие перечисленные принципы, могут быть составлены на материале разных предметов, в том числе гуманитарных. Вполне можно представить себе олимпиаду по литературе или истории с задачами этих типов.

Для обеспечения конфиденциальности подготовки материалов (если такая задача ставится руководством института) могут быть применены два метода. Первый метод - ректор института, который проводит олимпиаду, берет телефонный справочник, звонит декану физического факультета профильного вуза и говорит: Я хочу провести олимпиаду... выдели мне десяток ассистентов и аспирантов, которым интересно с детишками работать... я их не обижу... а тебе? Что за вопрос! Тебе с меня пиво.

Второй метод - ректор идет на свой соответствующий факультет, собирает ассистентов и аспирантов, которым интересно с детишками работать, и говорит: Хочу провести олимпиаду... Вот шесть типов задач, вот мне надо по три-пять человек на каждый тип, каждый готовит материал сам, вот вам деньги на ксерокс, ксерьте на почте у себя, где живете, по сто комплектов, потому что на олимпиаду триста-пятьсот человек ожидаем. На глазах у замершей от страха аудитории все материалы тасуем... Слабая сторона этого метода: необходимость в полутора - двух десятках высококвалифицированных преподавателей. Но, с другой стороны, если их нет, то зачем вам сильные студенты?

ЗЫ

Что, собственно говоря, нужно человеку для выживания? Все необходимые инстинкты, навыки, модели поведения можно разделить на три группы. Во-первых, обеспечивающие индивидуальное выживание. Например, инстинкт самосохранения. Отпрыгнуть от падающего камня. Ощутив голод, отправиться на охоту или начать поиск съедобных кореньев. Во-вторых, обеспечивающие продолжение рода. Предложить самке сухую и теплую пещеру и кусок мяса. Или цветы, купленные у метро. С благодарностью принять цветы и предложение зайти на чашечку кофе. В-третьих, обеспечивающие выживание группы. Это инстинкт изучения окружающего мира, о котором говорят многие, и инстинкт передачи накопленных знаний, о котором обычно забывают.

Инстинкт передачи накопленных знаний - это и есть то, что приводит нас к доске и мелу, черной доске и белому мелу. Даже если мала зарплата, плохо вымыта доска и царапает мел. Без передачи знаний человечество не выжило бы.

Так что с пониманием смотри на прилавки с порнушными журналами, педагог. Инстинкт, который ведет тебя, - это тоже основной инстинкт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: