Познавательно – экологическая игра - викторина «Эко-спасатели»




МУК «Октябрьский культурно - досуговый комплекс»

Библиотека

Познавательно – экологическая игра - викторина

«Эко-спасатели»

 

Ярославская обл.

Рыбинский р-н, п. Октябрьский, д. 18а

тел. 8 (4855) 256685

e-mail: oktyabrskayabiblioteka@mail.ru

Заведующая библиотекой:

Майорова Надежда Витальевна

 

Познавательно – экологическая игра - викторина «Эко-спасатели»

 

Цель: Формирование у детей экологических знаний.

Задачи:

- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

- воспитание положительного отношения к природе, желание беречь и охранять ее, ознакомление с Красной книгой.

- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Звучит песня «Защитники природы» (музыка Я. Сердобольской, слова О. Сердобольского) Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг, какой прекрасный мир нас окружает. Это леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас, она щедра и бескорыстна. Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете. Земля – наш дом! Разве не заслуживает она нашей любви, щедрости. Чтобы уберечь ее от разрушения, истощения и гибели. - А знаете ли вы главные беды Земли или экопроблемы?
 
(участники отвечают)
Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения, то нечего будет, есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значит сохранить жизнь. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности во всем мире ежегодно отмечается много экологических дат, таких как: Всемирный день воды, Международный день птиц, Дни заповедников и национальных парков, День земли, Всемирный день охраны окружающей среды, Международный день защиты животных. Все эти меры направлены на привлечение всех людей планеты на охрану и защиту природных богатств, и нам всем необходимо принимать участие в спасении своей планеты. А как вы думаете, можем мы что-то сделать? Это и есть первое задание нашей игры – викторины «Эко - спасатели». - Какой вклад вы можете внести в защиту природы? Оно звучит так: «Мой вклад в защиту природы»

(ответы)

Чтобы беречь природу, нужно ее хорошо знать: знать законы природы, ее обитателей, чтобы нечаянным вторжением не нанести вред, даже из добрых побуждений. В ходе следующего нашего задания мы посмотрим, насколько хорошо вы ориентируетесь в мире природы. Итак, вам предстоит ответить на вопросы нашего задания

«Знатоки природы».

- Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).

- Дерево – символ нашей Родины. (Берёза).

- Кто о себе так говорит?

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

- Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)

- Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

- Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)

- Плоды этого дерева - любимый корм свиней и кабанов (Дуб)

- Плоды этого дерева хоть и горьки на вкус, но это любимая еда снегирей и свиристелей (Рябина)

- Самый вкусный мед пчелы собирают с цветов этого дерева (Липа)

А сейчас подошло время очередного задания, мы предлагаем вам решить

«Экологические задачи ».

1). Грибник нашел один боровик, а весь мох вокруг разрыл, выискивая мелкие грибы? Он правильно сделал?
2). Сережа залез в ласточкино гнездо. «Зачем?» - спросили его. «Интересно!» - ответил Сережа. Оправдано ли его любопытство?

3). Даша на лугу решила нарвать цветов, чтобы порадовать маму, но стебли были очень крепкие, и пришлось выдергивать их вместе с корнями, ведь корни удобнее обрезать ножом или ножницами дома, так решила девочка. Правильно поступила девочка?

4). В лесу ребята нашли муравейник. Коля решил показать, как добывают муравьиную кислоту и настругал палочек, и друзья начали ими протыкать муравейник, но тут почувствовали сильное жжение на коже и решили разровнять муравейник, чтобы другие не пострадали от муравьев. Прав ли Коля?

О том, что тема экологии всегда актуальна, говорит и то, что она нашла отражение в русском фольклоре, где существует немало пословиц и поговорок о природе и бережном отношении к ней. И в следующем задании необходимо вспомнить некоторые из пословиц. Тексты их разрезаны на две части, а вам необходимо собрать их в правильном порядке.Итак,

«Пословица недаром молвится».

Одно дерево срубил – посади сорок.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.

Сломать дерево - секунда, вырастить – года.

Растение – берегам спасение.

Пока вы раскладываете карточки, для вас немного интересных эко-фактов:

- Каждый шестой человек в мире живёт в опасных и неблагоприятных для здоровья условиях.

- 12% всей поверхности Земли имеет статус заповедника.

- Энергопотребление глобальной сети Интернет растет на 10% в год.

- Ежегодно с лица Земли исчезает 13 миллионов гектаров леса.

- Ежегодно в мире на свалку выбрасывается около 125 миллионов работоспособных телефонов, которые попросту надоели своим хозяевам.

- Загрязнение подземных вод несёт потенциальную угрозу загрязнения 97% всех запасов свободных пресных вод планеты.
- От загрязнения воздуха в помещении (различные аллергены, бактерии, пыль, токсичные выделения пластмасс, дым сигарет и т.д.) в мире постоянно страдает около миллиарда человек.

- В ходе последних исследований установлено, что 40% смертей по всему миру связано с загрязнением воздуха, воды и почвы.

- К 2050 году четверть всех видов живых организмов будет находиться под угрозой исчезновения.

Такие настораживающие факты и многих обитателей мы скоро можем не увидеть. Но и сейчас, не всегда предоставляется самим возможность увидеть лесных обитателей, но знающий и внимательный любитель природы может узнать о них многое даже по следам. Давайте попробуем угадать, кто оставил следы на снегу, и для этого соответственно разложите карточки по парам правильно.

В этом задании вам предстоит провести расследование

«Лесной следопыт»

(выдаем 2 комплекта карточек: лесные обитатели и их следы)

Многие виды животных и растений находятся под угрозой исчезновения. Для того чтобы помочь людям увидеть проблему, дать информацию об исчезающих представителях флоры и фауны и призвать людей бережно относиться к природе, была создана международным Союзом охраны природы специальная книга, куда заносятся все находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, которую назвали “Красной книгой”. И следующее задание для вас

«По страницам Красной книги»

- Почему ее назвали красной?

(Красный цвет — сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения)

 

- Назовите некоторые растения, занесенные в Красную книгу?

(Адонис весенний, ветреница, волчье лыко, горечавка желтая, колокольчик, кувшинка белая, ландыш, мать-и-мачеха, чистяк)

- Назовите обитателей, занесенных в Красную книгу?

(Амурский тигр, рысь, белый и черный аист, северный олень, северная европейская норка)

Кроме общего перечня животных, птиц, растений, которые уже нуждаются в защите, в Красной книге имеются краткие, но точные сведения о каждом из этих видов.

Вы назвали некоторые виды, но их гораздо больше и вы можете познакомиться с ними по Красной книге в библиотеке, а сейчас для вас видеоподсказка.

(Видеоклип О. Газманова «Красная книга»)

Одна из огромных бед Земли в настоящее время - это мусор, в том числе пластиковые изделия (бутылки, одноразовые тарелки, вилки, стаканчики) разбросанные по всей планете. Они разлагаются более 100 лет.

  И очередное наше задание звучит так: «Сделаем планету чище!»

Часто после отдыха на природе остается много бытового мусора, это пустые склянки, консервные банки, пакеты, пластиковая тара, а так же пищевые отходы. Как правильно с ним поступить? (Ответы)

А может быть попробовать дать вторую жизнь и найти полезное применение некоторым предметам с пользой для себя и природы?

Попробуйте придумать, какие можно сделать полезные вещи из пустых пластмассовых отходов. (Ответы)

А сейчас новое интересное задание «Черный ящик »

Внимание - вносим«Черный ящик», а вы внимательно слушайте и постарайтесь угадать, о чем идет речь или что лежит в черном ящике?

1). «Где-то, в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке». Назовите популярное лекарственное растение, плод которого лежит в черном ящике. (Плод шиповника, калины, рябины).

2). О каком это дереве идет речь:

«Первое дело-мир освещать, второе дело-скрип утешать, третье дело-больных исцелять, четвертое дело чистоту соблюдать» Что это за дерево? Объясните, о чем говорится?

(Береза. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени, легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками).

3). В старину люди, набирая воду впрок, клали на дно ведра предмет из этого металла, чтобы очистить и повысить целебные свойства воды. Назовите этот предмет?

(Серебряная ложка, так как ионы серебра убивают микробы и улучшают качества воды)

Вот мы и раскрыли все секреты черного ящика, а сейчас пришла пора завершающего и вполне серьезного задания, где вы должны показать, как вы готовы стать помощниками и спасателями природы.

Итак, вы - «Эко-спасатели»

- Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй)

- Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу)

- Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)

- Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо)

- Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно)

- Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)

- Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)

Вы показали хорошие знания о природе и о бережном отношении к ней, что- то вы узнали и вовремя нашей игры. А для того, чтобы еще расширить знания о таинственном мире природы и стать ее верными друзьями, для вас подготовлена книжная выставка «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей».

На этом мы заканчиваем наше мероприятие, дарим вам закладки – памятки «Юный эколог». Желаем вам дальнейших успехов и надеемся, что, узнав чуть больше о мире природы, вы будете более бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, ведь их жизнь зависит от человека, а значит от нас с вами. До новой встречи!

Звучит песня «Лесной марш» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова)

Список литературы

1. Энциклопедия для детей, Т. 2. Биология. - 5-е изд., перераб. / Ред. Коллегия: Москва: «Аванта +», 2005. - 704с.: ил.

2. Энциклопедия для детей, Т. 19. Экология / Глав.ред. Володин; вед. науч. ред. Г.Вильчек; отв. ред. Е. Ананьева. - Москва: «Аванта +», 2004. - 448с.: ил.

3. Красная книга Ярославской области / Под ред. Л.В.Воронина. Ярославль: Издательство Александра Рутмана, 2004. - 384 с.: ил.

4. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.- сост. В.Н. Иванова. - Москва: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2005.- 256с.

5. Я познаю мир. Детская энцикл.: Экология / Авт. сост. Чижевский А.Е.; Худож. В.В.Николаев, А.В. Кандарчук, Е.В. Гальдаева.- Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 410, [6] с.: ил.

6. https://web-landia.ru/

 

Составители: Майорова Н.В., зав. библиотекой,

Молодкина Е.Н., библиотекарь

Смирнова Н.И., библиотекарь

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: