Петров Владимир Михайлович.




С разрешения автора)

Кроме упоминаний о школьных годах Петрова В.М. в письме его одноклассника Логинова И.Л.[1] в школьном музее информации о нём практически нет. Альбом «Автобиогафия выпускников1939 г.» не содержит его автобиографии. Возможно причиной тому являлась его огромная занятость на ответственном посту председателя всесоюзного объединения «Автоэкспорт». Случайно мы находим в папке «Материалы встречи с выпускниками 1939года» некролог, напечатанный в газете «Советская Россия», №104 за 1977 год, где говорится: «14 августа 1977 года после тяжелой и продолжительной болезни скончался Владимир Михайлович Петров, член коллегии Минвнешторга, председатель всесоюзного объединения «Автоэкспорт», член КПСС с 1946года» [2]

Именно из этого некролога мы узнаём какой путь прошёл простой деревенский мальчик из крестьянской семьи, прежде чем занять такой высокий пост.

Владимир Михайлович Петров родился в 1922 году в селе Акиншино Торопецкого района Калининской области в семье крестьянина. Свой трудовой путь В.М. Петров начал формовщиком на заводе «Ленинская искра» в Ленинграде. В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. В 1946 году окончил Уральский индустриальный институт и в 1949 году- Всесоюзную академию внешней торговли. В 1946 году вступил в ряды КПСС.

После окончания академии В.М. Петров более двадцати пяти лет работал во всесоюзных объединениях и загранучреждениях Министерства внешней торговли. Был заместителем директора, директором конторы, заместителем председателя всесоюзного общества «Машиноимпорт», заместителем председателя всесоюзного общества «Машиноэкспорт», заместителем торгового представителя СССР в Югославии и торговым представителем СССР в Ираке.

В 1961 году В.М. Петров назначается председателем всесоюзного объединения «Автоэкспорт». Он ведет большую работу по расширению экспорта советских автомобилей и обеспечению потребностей народного хозяйства СССР в импортной автотехнике. На этой работе наиболее полно проявились его организаторские способности, высокая требовательность и принципиальность.

В 1976 году В.М. Петров утверждается членом коллегии Министерства внешней торговли. На всех постах он работал с полной отдачей сил, заботясь о развитии внешнеторговых связей Советского Союза с зарубежными странами. Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почета» и многими медалями.

14 августа 1977 года после тяжелой и продолжительной болезни Владимир Михайлович Петров скончался.

Разыскивая информацию о Петрове В.М., мы вышли в социальных сетях на человека, который несколько лет, в 70-е годы, работал вместе с Петровым В.М. в объединении «Автоэкспорт». Это - Александр Суханов. В настоящее время он проживает в Австралии, занимается писательской деятельностью, пишет стихи, прозу, мемуары. Он дал нам своё разрешение на использование его мемуаров в нашем исследовании, прислав нам два электронных письма, в которых выразил поддержку нашей идее рассказать о Петрове В.М. Как пишет в своих мемуарах Суханов Александр[3], за свою деловую жизнь он работал со многими менеджерами (больше – с плохими, меньше – с хорошими), но один из них ему запомнился больше всех.
По мнению окружающих, не знавших его близко, Владимир Михайлович был жестким и требовательным руководителем, который не любил, когда с ним спорят. При первой встрече Суханов увидел усталого толстяка, который что-то писал, сидя за столом. У Петрова был достаточно суровый взгляд, низкий громкий голос, густые брови. За его спиной в рабочем кабинете висела табличка с надписью – «Думай!», которая оставляла каждого под впечатлением, и которой Владимир Михайлович передавал молчаливое указание своим подчиненным и приводил некоторых в трепет так, как они начинали лихорадочно думать и мало говорить от страха попасть впросак. Петров любил, когда его подчиненные приходили к нему с предложениями, он их рассматривал, если находил их дельными, то принимал срочные меры по реализации. У него была редкая в то время жажда решать любые, самые трудные проблемы и вопросы, а не уходить от них или перекидывать на других. За глаза его называли “танком или тараном” и гордились им как руководителем, болеющим за свой коллектив.

Благодаря его усилиям и связям коллектив «Автоэкспорта» работал в реставрированном особняке на ул. Волхонка (напротив бассейна Москва), в то время как остальные организации Минвнешторга были размещены в тесном небоскрёбе МИДа СССР на Смоленской площади, на Арбате. Только сын Брежнева сумел сделать что-то подобное для своего объединения «Промэкспорт». Петров также «пробил» строительство базы отдыха «Автоэкспорта» на Волге под Калинином: добился отвода участка в сосновом бору, выделения средств на строительство и одолел другие преграды, чтобы его подчиненные-москвичи могли отдыхать на природе. На осмотре строительства базы он пришел, как богатый фермер – в широкополой шляпе, яркой ковбойке и джинсах и с сигарой во рту. Он сказал, что ему нравятся ковбои за смелость и напористость в жизни, и, хотя здесь он выглядит несколько странно, его это мало волнует.

Он был руководитель, для которого дело и результат были главными. Он не жалел своих подчиненных, если они не проявляли такого же рвения к общему делу всего коллектива, а думали лишь о собственных интересах и выгодах. Действительно, у него была команда единомышленников, созданная им и которая думала, а как бы поступил Петров.

Мало кто знает, что известный Центр техобслуживания автомобилей на развилке Варшавского шоссе и Кольцевой дороги, издали напоминающий большой самолёт, идущий на посадку с опущенными крыльями, был построен в конце 1970х по проекту архитектора Павлова. В составе этого комплекса был демонстрационный зал «Автоэкспорта» в виде огромного треугольника и занимал он самый верх – тот самый самолёт с опущенными закрылками, из-за которых там в некоторых комнатах было темно даже в солнечную погоду.

Строительство этого демонстрационного зала – также была заслуга председателя Петрова, сумевшего доказать правительству его необходимость и выделение на это средств. После Петрова «Автоэкспорт» от этого зала отказался.

По роду своей основной деятельности Автоэкспорт был ведущим внешнеторговым объединение Минвнешторга СССР, продавая за рубеж автомобили Волга, Москвичи, Лады, УАЗы, Ижи, а также грузовики и гаражное оборудование. Советские автомобили в то время были достаточно надёжны и вполне конкурентоспособны на всех мировых рынках в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Самый большой рынок был в Европе.

Под эгидой «Автоэкспорта» и лично председателя Петрова была создана из лучших автогонщиков СССР команда, которая на протяжении многих лет успешно выступала на международных соревнованиях по авторалли в Греции, Швеции, Финляндии, Англии, Австралии на автомобилях Москвич и Лада. 1970-е гг. принесли Советскому Союзу целую россыпь кубков и медалей в совершенно «не нашем» виде спорта — автомобильных гонках. В общем, до середины 1970-х нашим гонщикам в Европе не было равных. Они штамповали не только первые и вторые места в своих зачётах, но стабильно массово «заезжали» в десятку абсолюта.

Невероятно, но факт: полвека назад советские автомобили достойно боролись за звание лучших в Европе и мире. Ныне эти победы практически забыты. Доходило до того, что команды на «Москвичах» и «Жигулях» боролись за первенство между собой. Первых мест было завоёвано столько, что кубки и медали не умещались на капотах машин победителей. Успех был феноменальный! Причём победы в спорте начали приводить к успеху в бизнесе. В те годы половина произведённых на АЗЛК «Москвичей» уходила на экспорт. Их собирали не только в братской тогда Болгарии, но и во входящей в НАТО Бельгии. Помог Советскому Союзу победить во многих престижных мировых ралли международный рынок. Страна нуждалась в валюте. Зарабатывать её приходилось за рубежом, продавая, в том числе и легковые автомобили, которые, как это ни покажется странным в наши дни, имели спрос не только в странах народной демократии, но и во вполне буржуазной Европе. Занимавшееся этим бизнесом объединение «Автоэкспорт» для продвижения своего товара взяло на вооружение принцип западного автоменеджмента: «Сегодня побеждаем, а завтра продаём». Речь шла об автоспорте, который в Европе издавна был «выставкой достижений» автомобильных фирм. [4]

К сожалению, после неожиданной смерти Петрова в 1977 г., его назначенный последователь отказался от многих инициатив и дел Петрова, так как был менеджером совсем другого уровня и масштаба. С его приходом совпало и начало заката былой славы «Автоэкспорта».

Петров Владимир Михайлович в сентябре 1965 года присутствовал на встрече выпускников 1939 года Торопецкой средней школы №1. Писатель А. Парфенов и журналист В. Хомяченков в газете «Советская Россия» от 3 октября 1965 года в статье «Работают волшебники» (см. Приложение) рассказали об этой встрече. Вот что мы читаем о Петрове В.М.: «Заслуженная учительница школы РСФСР Клавдия Александровна Иванова сначала не узнала своего бывшего питомца, а когда он напомнил свое школьное прозвище «иерихонская труба», то она сразу вспомнила Владимира Михайловича и по-матерински обняла его».

Таким образом, биография Петрова В.М. –это одна из ярких страниц биографии поколения выпускников Торопецкой средней школы №1, на чьё детство выпали тревожные, но насыщенные активной деятельностью годы. Юность Петрова В.М., как и его одноклассников, прошла испытания войной, зрелость пришлась на послевоенное восстановление страны, на вывод её экономики, науки, культуры на передовые позиции в мире. И наши выпускники были в авангарде этой деятельности. Пример тому –биография Петрова В.М.: от деревенского мальчика до главы «Автоэкспорта» страны. Основными чертами его личности были требовательность к себе и другим, ответственность, деловитость, принципиальность, большие организаторские способности, талант лидера, способность к проектированию, прогнозированию, большая душевная щедрость, самоотдача в любом важном деле. Петров В.М. явился инициатором установки памятника Учителю.

 


[1] Логинов И.Л., письмо Гаврилову И.Н., Ленинград 23.04.66, док//Материалы встречи выпускников 1939года, фонд музея МБОУ ТР СОШ №1

 

[2] Некролог, Владимир Михайлович Петров// Советская Россия, №194, 1977г.

[3] Алекс Суханов Автоэкспорт, Мемуары,// Изба-читальня, 2015 год

[4] Победы советских гонщиков в международных ралли, гонки, ралли, спорт в СССР, (Электронный ресурс) https://back-in-ussr.com/2018/02/pobedy-sovetskih-gonschikov-v-mezhdunarodnyh-ralli.html (12.12.2018, 20.30)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: