Организационная структура управления - это форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.
Организационная структура управления в значительной мере определяет результативность взаимодействия подразделений и эффективность функционирования управляющей системы в целом. Поэтому она должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечивать достижение целей организации с наименьшими затратами трудовых, магериальных и финансовых ресурсов. Формирование организационных: структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управленческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устранение излишних звеньев управления. При проектировании организационных структур управления учитываются такие принципы, как соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления, способность к трансформации, оперативность в передаче управляющего возжйствия, оптимизация уровней управления, сбалансированность прав и полномочий, равномерность нагрузки на все звенья управления и сопряженность (согласованность) деятельности всех структурных подразделений организации.
При формировании аппарата управления наряду с принципами проектирования организационных структур управления
должна в полной мере учитываться специфика деятельности подразделений организации, их соподчинетюсть и взаимосвязь, что выражается в выборе типа организационной структуры управления для каждой организации. Различают следующие типы организационных структур управления: линейную, функциональную, комбинированную (линейно-штабную и систему о1"ра-ниченного функционализма), систему управления по проекту и матричную структуру управления.
В первом случае директор (заведуюгций) магазина руководит каждым работником непосредственно. Во втором - между директором (заведующим) и непосредственными исполнителями, стоят руководители отдельных подразделений магазина - меУ неджеры.
В небольших магазинах заведующий сам осугцествляет непосредственное руководство всей деятельностью и всеми работниками предприятия.
В средних и крупных магазинах обособляется труд работников, продаюхцих товары, о;щородные по потребительскому назначению (подарки, товары для женщин, товары для мужчин) или по ассортименту (одежда, обувь).
В таких магазинах создаются товарные отделы, секции, во главе которых стоит заведующий. В этом случае директор осуществляет управление через менеджеров соответствующих подразделений. Такая система управления, при которой исполнители непосредственно или через менеджеров подразделений подчинены по всем вопросам своей деятельности одному руководителю, называется линейной.
В крупнейших магазинах структурное построение и система управления усложняются. В помощь директору магазина создается аппарат управления, состоящий из специалистов или групп специалистов (отдел кадров, плановый отдел, бухгатте-рия, торговый и хозяйственны!^ отделы). В этом случае руководители говарньгч. отделов по различным вопросам своей дея-
тельности подчинены различным руководителям-специалистам, а система управления щазывается функциональной.
Надо иметь в вщду, что на торговых предприятиях функциональные части аппарата управления распорядительных функций не имеют и воздействуют на исполнителей через дирекцию или от ее имени. Таким образом, здесь сочетаются линейная и функциональная системы управления. 1"акое сочетание получило название линейно-штабной системы.
Товарные отделы крупных магазинов осуществляют законченный 1ЩКЛ торговых операций по закупке и продаже товаров, состоят на хозяйственном расчете и часто имеют собственный аппарат управления, состоящий из заведующего отделом: и штата специа^шстов (экономистов, бухгалтеров, товароведов и ДР-)-
Отделы подра:?деляются на секции, возглавляемые заведующими, по товарно-отраслевому признаку или потребительскому назначению товаров.
Права и обязангюсти руководителей всех степеней определяются основными правилами работы магазина.
Для торговых организаций наиболее характерна линейная и функционсшьная структуры аппарата управления.
Как справедливо отмечалось, хорошо спланированная и организованная структура - залог процветания бизнеса.
Она должна отвечать следующим принципам:
- обеспечивать максимальную свободу и инициативу каждого служащего в соответствии с его опытом и профессиональной подготовкой;
- создавать творческую обстановку, стимулировать выдвижение новых идей, технологий, ноу-хау и др.;
предусматривать систему справедливых и щедрых вознаграждений сотрудников за их вклад в развитие и расширение бизнеса;
- учитывать личную ответственность руководства и ч| рактер "вертикальных" коммуникаций между управляьотии менеджерами и трудовыми коллективами;
- способствовать развитию «горизонтальных» комм]! никаций, взаимодействию даже тех сотрудников, которые зап^ ты в различных участках производства;
- ограничивать рост непроизводительных расходов управленческого аппарата.