РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 лет
составитель: Самойленко В.В.
учитель – логопед
МБДОУ д/с № 64
г. Таганрог
Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – причиной подобных нарушений может быть недостаточно сформированный фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, а в дальнейшем и успешного освоения письма и чтения. Поэтому необходимо играть с ребенком в игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 10-15 минут. Не переутомляйте малыша! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
ИГРЫНА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком (можно использовать бубен, дудочку) бесшумно передвигается по комнате и звенит колокольчиком или бъёт в бубен, дует в дудочку. Ребенок, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
«Определи первый звук»
Цель: развивать слуховое внимание
|
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица).
Например: Ооо-блако, Ууу-тка, Ааа-ист, Иии-ва и т. д.
«Поймай словечко».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ребенку дается задание поймать слово с заданным звуком, а именно, хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовет слово, имеющее заданный звук.
Например: Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Ш] – шапка, шум и т.д.
*Сначала надо называть слова, где заданный звук находится в начале слова, затем в конце слова, а потом в середине слова. Согласные звуки, которые оглушаются в конце слова предлагать ребенку не стоит (дуб(п), снег(к) и т.д.
«Какое слово задумано?»
Взрослый показывает ребенку картинки и называет их, пропуская первый звук, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук. (Приложение № 1).
Например: взрослый показывает картинку с изображением машины и называет «…ашина», а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (мммашина) и т.д.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол … ба.
За-зу-за – уходи домой, ко … за.
Ти-ди-ти – на Луну ле … ти.
Де-де-те – сядем в темно … те.
Фе-ве-фе – посижу я на со … фе.
«Сложи звук»
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок проговаривает составленные из них слоги и слова.
Например: [М][А] – МА; [Н][О][С] – НОС.
Материал для составления слогов и слов: П – А, С – О – К, Б – А, М – О – Х, С – Ы– Р, Р – А – К, С – О – Н, С – У – П, К – О – Т и др.
|
Приложение № 1
КАКОЕ СЛОВО ЗАДУМАНО?
…АКЕТА
…УХОМОР
…УК
…ЫБА
…ОМ
…ЫШЬ